Интересный вопрос – почему у нас сегодня так популярны загородные дома их бруса, но по итогу старых таких домов в нашем Отечестве раз-два и обчелся? Все дело в том, что у большинства наших деревянных домовладельцев просто нет денег на правильное строительство домов из бруса, а также они не имеют возможности правильно за такими домами ухаживать. Таким образом констатируем факт – дома из бруса в нашем климате быстро гниют, и их приходится сносить.
Если кто не знал, то есть только два типа деревянных домов – из бревна и из бруса. Правда, брус бывает разный, потому часть брусовых домов следует исключить из списка деревянных. Ну, это понятно почему – если вы построите стены своего дома из бруса клеёного, то получите не деревянный дом, а не деревянный, и это к гадалке два раза не ходить.
А вот с бревном таких казусов не бывает, потому что у нас не делают клееного бревна, а если где и делают, что теоретически вполне возможно, то я таких случаев не знаю. Именно поэтому я сейчас хочу сконцентрировать внимание своих читателей не на срубах, а на брусовых коробках.
Итак, брус – это, если по-русски, обычное квадратное бревно, цельное, а не из склеенных между собой досок. Этот брус можно пропитать антисептиками, но они в древесине будут держаться недолго – всего пару-тройку лет. Потом эти антисептики просто распадутся, как распадаются любые вещества, полученные химическим путем, а как потом стены заново антисептировать?
Ага, тут мне подсказывают, что через пару лет можно просто помазать стены антисептиками понаруже и снутри, и дерево опять будет защищено на несколько лет. И никаких проблем на некоторый срок.
Однако я не понимаю – а как промазать дерево за стрехой и в углах? В каждом доме полно труднодоступных мест, до которых никак не дотянуться. Ведь обычно дерево антисептируют, когда из него еще не сложены стены, и тогда каждое бревно можно вымазать в любом веществе полностью. А вот когда брус уже в стенах, то остаются довольно большие площади, до которых антисептиком просто не дотянуться.
И что же тогда делать?
Да ничего не делать, потому что поделать ничего уже нельзя. Ну, или можно пойти на крайний случай и разобрать стены, заново все брусы протравить новой порцией антисептика и снова эти стены сложить. Но так как делать это никому из наших деревянных домовладельцев и в голову не придет, то зародилась у нас наука, которая кратко называется «борьба с сыростью и плесенью в доме из бруса».
Я прекрасно знаю, что как минимум в моей губернии нет ни одного дома из бруса, в котором бы эта борьба не проводилась повседневно. Про дома из бревна я ничего не скажу, потому что срубы у нас все старые, и отапливаются печами, а не новомодными осушителями и маломощными теплыми полами. А огромная масса всяких городских жителей, накупивших себе участки и пожелавших жить в домах из бруса, как в многоэтажных квартирах, с сыростью и плесенью борются и днем и ночью.
И, как правило, такие дома, в которых люди живут как в квартирах, долго не живут – они просто загнивают, потому что с помощью осушителей, теплых полов и всякой магазинной химии с сыростью и плесенью не побороться.
Чтобы было понятнее, что я хочу сказать, приведу цитату с одного научно-строительного сайта, посвященного домам из бруса. Этот сайт занимается проектами домов из бруса, но, понимая всю слабость концепции таких домов, которые попадают в руки городских жителей, учредители этого сайта начинают попытки заранее снять с себя всю ответственность за сырость и гниль. Вот, почитайте, только внимательно:
«…Сколько прослужит дом из бруса? Пожалуй, это самый популярный вопрос, который слышат специалисты строительных компаний от своих клиентов. Только однозначного ответа на него нет. Срок службы дома из бруса может варьироваться от 30 до 100 лет. И главными факторами, влияющими на долговечность постройки, являются не климатические условия и вид материала, а правильная эксплуатация и регулярный уход.
…При абсолютно равных погодных условиях у одного хозяина дом плачевно выглядит уже через пару десятилетий, в то время как у другого - превращается в родовое гнездо, в котором с удовольствием собирается многочисленное семейство, включая внуков и правнуков…
…Безусловно, периодического ухода требует любое строение, но не стоит забывать про то, что древесина – живой материал, чутко реагирующий на перепады температур и влажность, поэтому деревянный дом нуждается не столько в уходе, сколько в постоянном внимании. И начинать следить за его «самочувствием» необходимо еще в процессе строительства…
…Два главных врага древесины – влажность и огонь. Влажная среда представляет собой идеальное место для размножения гнилостных бактерий и грибков. И если первые зачастую просто портят внешний вид деревянного дома, то белый домовой гриб может полностью уничтожить постройку всего за несколько месяцев»…
Вы все поняли? Сначала пишется о том, что при неправильном уходе за домом из бруса он не протянет 30 лет, а уже через два абзаца оказывается, что этот срок может сократиться всего до нескольких месяцев. И, самое что примечательное, никакого эффективного способа избежать загнивания дома на этом сайте не предлагается. Предлагается только купить в магазине химию, которой надо постоянно брызгать углы, и лак, которым надо намазать деревянные стены.
Но это не выход, а, как я писал выше – только видимость выхода, потому что дом начинает гнить с тех мест, куда ни химия, ни лакировка не пролезут. И поделать ничего нельзя, потому что если дом не отапливается зимой как положено, то он будет гнить так или иначе. И когда вся эта гниль из труднодоступных мест полезет на глаза, то будет уже поздно, причем «поздно» - это не метафора, а гипербола, то есть все эти труднодоступные места до момента визуального обнаружения сгниют так, что и ремонтировать дом будет совершенно бесполезно.
Впрочем, я об этом уже писал не один раз, поэтому тема моего нынешнего исследования касается момента, который многие наши деревянные домостроители почему-то не учитывают. Нет, они об этом постоянно слышат, но не придают должного значения. А значение это обязательно должно быть должным, потому что именно с этого момента и начинается сырость в доме из бруса, а не с какого-то другого, против которого продавцы брусовых домов предлагают бороться всякой химией.
Расскажу в трех словах, чтобы было понятнее.
Все знают, что брус кочевряжится в стенах, часто незаметно для глаза, но вполне достаточно для того, чтобы между венцами открывались щели. Эти щели пытаются заделывать, но заделывать их надолго все равно не получится. И вот, когда влага течет по деревянным стенам – она заползает как раз в эти щели. Ну, а если влага залезла в щели, то это всё – конец дереву. И особенно если брус профилированный, то конец дереву придет очень быстро.
И как с этой влагой бороться? Совсем никак, если строить дом, как обычно строят у нас.
Как-то, будучи проездом в Красноярском крае, я видел на склоне сопки дом, который словно прилетел в нашу глушь прямо из сказочной Швейцарии. Конструкция дома называлась шале, и я привел фото такого шале ниже.
Вы видите, чем отличаются эти шале от наших частных домов? Правильно – у них очень длинные скаты крыши, которые не допускают к стенам даже косой дождь, даже в ураган. Нет, сами стены в ураган дождь может замочить, но скаты не позволят затечь воде в те места, через которые она может проникнуть внутрь стен. Именно поэтому в Европе эти шале и не гниют никогда, и почти все дома этого типа, построенные из бруса 100 лет назад, имеют прекрасный жилой вид и сегодня.
А у нас таким образом если кто-то и делает защиту, то только единицы. Ладно, если участок маленький, и нет возможности расправить крылья, но такие маленькие участки в меньшинстве, и если и строят на них что-то, то совсем не из бруса. А вот часто стоит дом со стенами из бруса в гордом одиночестве в центре целого гектара, и хлещет его стены дождь и в хвост и в гриву. А через пару лет его хозяин начинает орать на всю округу, что стены сгнили и жить в доме уже нельзя.
Какая мораль этой басни?
У нас дома из бруса имеют широкую популярность только в узких кругах, и в основном их строят люди, которые имеют возможность ухаживать за деревом, как писалось выше – «…деревянный дом нуждается не столько в уходе, сколько в постоянном внимании». А кто у нас сегодня может уделять внимание своему дому из бруса? Только люди, которые могут уделять своему дому постоянное внимание. А много ли у нас таких внимательных к своим домам загородных домовладельцев?
Только те, которые имеют достаточно денег на то, чтобы сначала правильно построить свой дом из бруса, а потом правильно за ним ухаживать. То есть, надо сначала раскошелиться на брус самого высшего качества, в стенах из которого не образуются щели, а также на крышу типа шале, которая защитит эти стены от любой сезонной влаги. А потом надо хорошо этот дом отапливать, чтобы в стенах не собиралась вода, и периодически нанимать специалистов, которые умеют проводить профилактику деревянных стен.
А так как у нас часто дома из бруса строят себе люди, которые просто не имеют на все это средств, то и получается так, что хоть строят из бруса много, но более-менее старых таких домов по итогу у нас в стране раз-два и обчелся.
Ну, просто гниют они как бешеные, но об этом мало кто знает, потому что наши владельцы сгнивших деревянных домов об этом сильно не распространяются, чтобы не выглядеть дураками.
На этом я спешу с вами распрощаться, но только на время. Я сейчас занимаюсь инструкцией, которая поможет моим читателям, которые очень любят дома из бруса, построить их правильно и правильно ухаживать за ними, то есть, уделять постоянное внимание. И у меня есть сведения, что это можно сделать менее затратными способами, чем это считается. Думаю, что мне удастся это доказать, хотя подозреваю, что это будет очень сложно.
НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МОИ ПУБЛИКАЦИИ ПРО ДОМА:
Лучший метод как избавиться от плесени в каркасном доме и скрипов при раскачивании его конструкции