В этот воскресный день в храмах читают 105-е зачало Евангелия от Матфея, в котором говорится о том, как Господь будет нас судить. Чтение предваряется одним стихом: «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий».
Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился.
Нужно понимать, что в самой этой притче, которую говорит Господь, таланты — это деньги. То есть в то время, когда Он говорил, талант — это была мера серебра, около 30 кг. И вот своё имение, свои деньги господин поручает рабам. Каждому даёт разное количество денег: одному — пять талантов, другому — два, одному — один. Почему мы разные? Каждому по его силе, чтобы он был способен этим распорядиться. И тотчас отправился.
Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего.
Не растратил, не пропил, а именно спрятал.
По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: «господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них».
То есть приносит уже не пять, а десять.
Господин его сказал ему: «хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего».
То есть вдоль оказывается с ним, со своим господином. Мы к этому ещё вернёмся.
Подошел также и получивший два таланта и сказал: «господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них». Господин его сказал ему: «хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего».
То же самое говорит ему, как тому, который принёс ему ещё пять талантов, потому что раз дано было больше, с него и ожидается тоже больше. Поэтому меньше, вот два дано, и с него ожидается два. И, соответственно, совершенно оказываются все между собой равны, получившие изначально. Не должно никому даже завидовать, что он имеет больше, с него ещё больше спросят. Ну, прочитаем же и дальше.
Подошел и получивший один талант и сказал: «господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое». Господин же его сказал ему в ответ: «лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью;
итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов». Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!"
Что же мы услышали? Что нужно было отдать серебро торгующему, чтобы получить с прибылью? А кто же эти торгующие? И что вообще это за деньги? Сейчас уже это слово, которое когда-то использовалось именно для измерения денег, меры серебра, «талант», стало использоваться в том значении, которое указано Господом в этой притче.
Сейчас каждый понимает, что дарования, которые дал Господь человеку, многоразличные. Вот это и есть талант. Он может быть в искусстве, может быть в любом деле. Различные способности, даже способность ходить, говорить — это всё дарование от Бога. И кому дано много, от него ожидается, что он на это приобретёт соответственно много. А кому дано меньше, ожидается, что принесёт меньше. Но как они приумножаются, эти таланты?
Не имеется в виду, что нужно развить в себе талант, чтобы стать человеком очень талантливым. Нет. Речь идёт совершенно о другом. Торгующие, которые единственные и приумножают таланты, — это люди, которые нуждаются в том, чтобы получивший талант послужил им этим талантом. Какой бы ни был талант, хотя бы умение нести сумку для другого, который не имеет возможности это делать.
И вот человек, который получил от Бога некоторые дарования, любые дарования, и не послужил этим ближним, не приобретает тех дарований, которые он ещё не получил.
Потому что что ему нужно было получить? Через различные временно полученные таланты человек должен был приобрести то, чего в нём не было: милосердие, любовь, сострадание. Послужить ближнему и приобрести то, чего в нём не было.
Если мы придём к Богу и скажем: «Вот тебе твоё, что ты мне дал», то мы окажемся в роли этого самого негодного раба, который услышал: «Лукавый раб и ленивый. Ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал. Посему надлежало тебе отдать серебро моё торгующему. Это его серебро. Всякое дарование, которое мы сейчас имеем, — это его. Это он дал временно нам, чтобы мы этим воспользовались, дали торгующим, потому что только они дают ту самую прибыль, которая имеет значение в глазах Бога.
Ещё раз скажу: это нуждающийся в нашей помощи. Помните, в другом месте на Страшном суде: «Я был голоден, вы дали мне есть. Я жаждал, вы напоили меня. Был странником, вы приняли меня. Был болен в темнице, вы посетили меня». Вот об этом как раз идёт речь.
И завершение для того, кто неправильно воспользуется дарованиями Божьими, оно ужасно. Возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится.
Что же имеющему? Имеющему любовь, имеющему милосердие — ему дастся и приумножится. А у неимеющего отнимется и то, что имеет. А негодного раба выбросите во тьму внешнюю. Там будет плач и скрежет зубов.
От чего же будет плач и скрежет зубов? Именно от того, что осознаем: что мы могли воспользоваться, получить всю радость господина своего, а оказались выброшенными во тьму внешнюю. Да не будет этого с нами.
Подписывайтесь на наши каналы в Telegram «Евангелие на каждый день» и «Притчи на каждый день»
Текст основан на видео с канала «Священник Валерий Сосковец»