На этот раз на лед вышло девять представительниц женского одиночного катания, и честно говоря, то, что я увидел, заставило меня серьезно задуматься о будущем нашего некогда непобедимого направления.
В чём основная проблема
Как человек, который долгие годы следит за развитием отечественного спорта, я помню времена, когда наши фигуристки буквально "рвали" международную арену.
Камила Валиева, Анна Щербакова, Александра Трусова — эти имена еще недавно гремели на весь мир. А теперь мы наблюдаем совершенно иную картину, которая, прямо скажем, не внушает особого оптимизма.
Взять хотя бы Анну Фролову с ее новой короткой программой под "Любовь, похожая на сон". Да, девочка нашла свой стиль, это видно невооруженным глазом. Но если честно, этого явно недостаточно для того уровня, на котором должно находиться российское женское фигурное катание.
Алиса Двоеглазова, ученица легендарной Этери Тутберидзе, перешла на взрослый уровень с программой под Derniere Danse. Я понимаю желание тренерского штаба не рисковать и выбрать проверенный стиль.
Девочка действительно каталась легко, улыбалась судьям и зрителям, музыка задавала отчетливый ритм. Но где тот огонь, та страсть к победе, которые всегда отличали воспитанниц Тутберидзе? Милая и приятная программа — это, конечно, хорошо, но современный спорт требует гораздо большего.
Что озадачило в программах самых сильных фигуристок
Особенно озадачил меня выбор Софьи Муравьевой, которая решила взяться за образ Кармен. Переход к Алексею Мишину, казалось бы, должен был освежить ее постановки, ведь критики давно говорили о вторичности ее программ. Но что мы видим в итоге?
Использование малоизвестных композиций из оперы, отсутствие четкого образа. На текущий момент выглядит как шаг назад, а не вперед.
Алина Горбачева представила программу, явно рассчитанную на международную арену. "Лунная соната" в версии Дженнифер Томас — выбор понятный и логичный. Постановка действительно простая, без лишней вычурности, появились новые связки в дорожке шагов. Но опять же — где тот уровень сложности, который когда-то делал наших девочек недосягаемыми для конкуренток?
А вот случай с Аделией Петросян и вовсе показателен. Серьезные проблемы с тройным лутцем, падение на контрольных прокатах, недокруты в Пекине — все это говорит о том, что даже у примы Тутберидзе не все гладко с технической подготовкой.
Да, программа под Майкла Джексона выглядела увереннее, появились четкие движения и эмоции. Но ошибки в базовых элементах не внушают надежды.
Надеюсь, тенденция изменится
Знаете, что меня больше всего беспокоит в этой ситуации? Не отдельные недостатки той или иной спортсменки дело наживное. Меня тревожит общая тенденция к упрощению, к поиску "безопасных" решений, к отказу от того подхода, который когда-то вывел российское фигурное катание на недосягаемые высоты.
Вспомните 5 четверных прыжков Трусовой на Олимпиаде. Каждая новая программа была маленьким шедевром. А сейчас мы видим осторожность там, где должна быть смелость, стандартные решения вместо прорывных идей.
Возможно, это естественный процесс смены поколений. Возможно, нужно время, чтобы новое поколение тренеров и спортсменов нашло свой путь к вершинам. Но российское фигурное катание не может позволить себе топтаться на месте. Нам нужны новые лидеры, новые идеи, новый подход к подготовке. Иначе мы рискуем утратить те позиции, которые удерживали десятилетиями упорного труда.
С вами был Павел Журавлёв