Найти в Дзене

Как победить сербского вампира?

«Какой еще вампир? Не мелите чепухи, люди! Вы что, с ума посходили?» Милован Глишич, «Братец Мата» Недавно я прочла сборник “сербского Гоголя” — писателя Милована Глишича (1847 – 1908) — "Спустя девяносто лет". Глишич был переводчиком, писателем и драматургом; он перевел на сербский язык многих авторов, включая Николая Гоголя и Эдгара Аллана По. Назван сборник по самой известной повести Глишича “Спустя девяносто лет” (1880), которая опирается на сербский фольклор и славянские поверья о вампирах. В основе повести — история самого известного сербского вампира Саввы Савановича — мельника из села Зарожье. При жизни Савва был богатым купцом, которого отвергла местная первая красавица. Савва озлобился и решил убить девушку. Он подкараулил её возле мельницы и выстрелил ей в спину. За это местные жители забили Савву палками. И стал, по легенде, Савва вампиром, который в течение следующих 90 лет пил кровь местных жителей вокруг водяной мельницы на реке Рогачице. Повесть Глишича начинается как
«Какой еще вампир? Не мелите чепухи, люди! Вы что, с ума посходили?»
Милован Глишич, «Братец Мата»

Недавно я прочла сборник “сербского Гоголя” — писателя Милована Глишича (1847 – 1908) — "Спустя девяносто лет". Глишич был переводчиком, писателем и драматургом; он перевел на сербский язык многих авторов, включая Николая Гоголя и Эдгара Аллана По.

Назван сборник по самой известной повести Глишича “Спустя девяносто лет” (1880), которая опирается на сербский фольклор и славянские поверья о вампирах. В основе повести — история самого известного сербского вампира Саввы Савановича — мельника из села Зарожье. При жизни Савва был богатым купцом, которого отвергла местная первая красавица. Савва озлобился и решил убить девушку. Он подкараулил её возле мельницы и выстрелил ей в спину. За это местные жители забили Савву палками. И стал, по легенде, Савва вампиром, который в течение следующих 90 лет пил кровь местных жителей вокруг водяной мельницы на реке Рогачице.

-2

Повесть Глишича начинается как раз с того, что на водяной мельнице начали убивать всех мельников: 

«Ни один мельник не мог удержаться на этой мельнице! Приходил с вечера живой и невредимый, а к утру его находили мёртвым, с красной полосой на шее, как от удавки. Никто больше не решался стать мельником»

Жители понимают, что убийства — проделки вампира. Один из смельчаков решает остаться в мельнице на ночь, где видит "Высокого человека, лицо у него красное, как кровь. Через плечо у него какая-то длинная тряпка спускается по спине до пят". В повести Глишича мы читаем о типичных фольклорных свойствах вампира. Например, когда он насосётся крови, то надувается, как пузырь, а лицо его становится красного цвета. В сербской традиции вампир лежит в своем саване смерти, и, если он его теряет, то теряет и свою силу. Вампир говорит себе вслух:

"Эх, Савва Саванович, уже девяносто лет, как ты вампир, а никогда так без ужина не оставался, как нынче вечером!"

Повесть содержит народные поверья о том, с помощью чего победить сербского вампира. Для этого жители деревни должны раздобыть три "орудия": черного жеребца, который может отыскать могилу вампира; святую воду (её надо влить вампиру в горло) и кол из боярышника. Боярышник считался противоядием от нечисти, так как, согласно легендам, из него был сделан терновый венец Христа.

-3

Вампира удается победить, но, что интересно, после “смерти” из кровососа отлетает “душа” в виде бабочки. И, по Глишичу, бабочка та долго еще морит маленьких детей в окрестностях.

Остальные рассказы сборника, основанные на народных поверьях, тоже хороши. Упоминается огромное количество сербских фольклорных персонажей. Часто в текстах Глишич использует форму “разговоров о таинственном” — когда несколько собеседников вечером у огня за стаканчиком ракии (балканского фруктового самогона) травят истории о нечистой силе.

-4

Некоторые рассказы пахнут гоголевщиной — например, “Ночь на мосту”, где есть отсылки и к “Заколдованному месту” Гоголя и “Вию”. Нередко в рассказах встречается интересный тип героя — охотника на нечисть, который "помнит не один десяток вампиров, троих сам проткнул колом из боярышника, а уж ведьм и прочих призраков сто раз видел". Среди рассказов в сборнике есть как типичные страшные истории, приправленные самобытным сербским колоритом (один из самых жутких — "Родительская суббота"), есть и криминальные истории, а есть и те, в которых очень много авторского юмора (например, "Редкий зверь").

В общем, целая энциклопедия сербских суеверий и поверий.