Найти в Дзене

Эксперимент на ЕГЭ по биологии: как определить переменные и контроль?

Задания, посвященные анализу эксперимента, часто вызывают трудности, хотя на самом деле они одни из самых логичных во всем экзамене. Чтобы решать их на максимальный балл, нужно раз и навсегда разобраться в трех ключевых понятиях: независимая переменная, зависимая переменная и отрицательный контроль. Давайте сделаем это раз и навсегда. Представьте любой эксперимент как попытку ответить на вопрос: "Что будет, если я изменю X? Как это повлияет на Y?". 1. Независимая (задаваемая) переменная Это и есть тот самый "X". Это тот фактор, который экспериментатор сам целенаправленно меняет, задает или вводит в систему, чтобы посмотреть, что из этого получится. Это причина, условие, которое мы тестируем. 2. Зависимая (измеряемая) переменная Это тот самый "Y". Это тот параметр, который изменяется в ответ на наши манипуляции. Мы не можем на него повлиять напрямую, мы можем только наблюдать и измерять его, чтобы увидеть результат. Это следствие, отклик системы. 3. Отрицательный контроль Это самый важн
Оглавление

Задания, посвященные анализу эксперимента, часто вызывают трудности, хотя на самом деле они одни из самых логичных во всем экзамене. Чтобы решать их на максимальный балл, нужно раз и навсегда разобраться в трех ключевых понятиях: независимая переменная, зависимая переменная и отрицательный контроль. Давайте сделаем это раз и навсегда.

Часть 1. Теория: разбираем понятия

Представьте любой эксперимент как попытку ответить на вопрос: "Что будет, если я изменю X? Как это повлияет на Y?".

1. Независимая (задаваемая) переменная

Это и есть тот самый "X". Это тот фактор, который экспериментатор сам целенаправленно меняет, задает или вводит в систему, чтобы посмотреть, что из этого получится. Это причина, условие, которое мы тестируем.

  • Ключевой вопрос для поиска: Что учёный сделал такого, чего не было в исходных условиях? Какой параметр он менял сам?
  • Примеры: доза удобрения, температура инкубации, наличие или отсутствие света, концентрация вещества, использование нового лекарства.

2. Зависимая (измеряемая) переменная

Это тот самый "Y". Это тот параметр, который изменяется в ответ на наши манипуляции. Мы не можем на него повлиять напрямую, мы можем только наблюдать и измерять его, чтобы увидеть результат. Это следствие, отклик системы.

  • Ключевой вопрос для поиска: Что учёный измерял, чтобы увидеть результат? Какой параметр менялся сам в ходе эксперимента?
  • Примеры: скорость роста растения, количество бактерий в колонии, частота сердечных сокращений, активность фермента.

3. Отрицательный контроль

Это самый важный элемент, который доказывает, что наши выводы верны. Отрицательный контроль — это повторение эксперимента, при котором изучаемый объект не подвергается воздействию независимой переменной.

  • Ключевой вопрос для поиска: С чем мы сравниваем результат? Как бы все выглядело, если бы мы вообще ничего не делали?
  • Цель: Убедиться, что изменения в зависимой переменной вызваны именно независимой переменной, а не каким-то другим, случайным фактором (временем, температурой в комнате и т.д.).
  • Примеры: растение, которое не поливают удобрением; культура клеток, куда не добавляют лекарство; группа пациентов, получающая плацебо.

Часть 2. Практика: решаем реальные задания из ЕГЭ

Пример 1: Фотосинтез у элодеи

  • Условие: Ученый решил изучить, как интенсивность освещения влияет на скорость фотосинтеза. Он брал веточки водного растения элодея, помещал их в пробирки с водой, накрывал воронкой и ставил на разном расстоянии от источника света. Скорость фотосинтеза он оценивал по количеству пузырьков кислорода, выделяемых растением за единицу времени.

Разбор:

  1. Независимая переменная: Что ученый менял сам? Он ставил растение на разном расстоянии от источника света, тем самым меняя интенсивность освещения. Это и есть независимая переменная.
  2. Зависимая переменная: Что он измерял в ответ? Он считал количество пузырьков кислорода. Этот параметр менялся сам в зависимости от интенсивности света.
  3. Отрицательный контроль: С чем нужно сравнить результаты? С ситуацией, где нет нашего главного воздействия — света. То есть, нужно взять такую же веточку элодеи в таких же условиях (температура, вода) и поместить ее в полную темноту. Если в темноте пузырьки не выделяются, значит, их появление на свету — это результат именно фотосинтеза, а не какого-то другого процесса.

Пример 2: Работа фермента каталазы

  • Условие: Экспериментатор решил исследовать активность фермента каталазы, содержащегося в клетках сырого картофеля. Он нарезал кубики картофеля одинакового размера. В первую пробирку он налил 3% раствор пероксида водорода (H₂O₂) и поместил туда кубик сырого картофеля. Во вторую пробирку он налил такой же раствор H₂O₂ и поместил туда кубик вареного картофеля. В обеих пробирках он наблюдал выделение газа.

Разбор:

  1. Независимая переменная: Какое главное различие между двумя пробирками создал ученый? В одной картофель был сырой, а в другой — вареный. То есть, он менял состояние фермента каталазы (активный в сыром и разрушенный температурой в вареном). Можно также сказать, что он менял температурную обработку картофеля.
  2. Зависимая переменная: Какой результат он наблюдал? Интенсивность выделения газа (кислорода). В пробирке с сырым картофелем она будет высокой, а с вареным — почти нулевой.
  3. Отрицательный контроль: Какая из пробирок является контрольной? В данном случае, пробирка с вареным картофелем. Она показывает, что произойдет с пероксидом водорода, если фермент неактивен. Сравнивая с ней первую пробирку, мы доказываем, что бурное выделение газа — это заслуга именно работающего фермента.

Главный совет: Читая условие, всегда ищите пару "Причина ⟶ Следствие". Причина — это то, что сделал ученый (независимая переменная). Следствие — это то, что он измерил (зависимая переменная). А контроль — это "нулевая точка", с которой все сравнивается.

А какие еще типы экспериментов из ЕГЭ вызывают у вас сложности? Поделитесь своими примерами в комментариях, и мы разберем их вместе!