Найти в Дзене

Учимся рисовать как Пикассо

Оглавление

Его имя знает каждый, даже далёкий от искусства человек. Пабло Пикассо известный всякому гений, бунтарь, человек-эпоха, чьи картины бьют рекорды на аукционах. Глядя на его смелые, угловатые, но такие выразительные полотна, многие думают: «Мой ребёнок так и рисует!» И в этой мысли есть глубокая правда. Пикассо потратил годы, чтобы научиться рисовать «как взрослый», и всю оставшуюся жизнь - чтобы научиться рисовать «как ребёнок», с той самой непосредственностью и чистотой восприятия. Добро пожаловать в блог «Искусство и культура», где мы вместе будем исследовать мир великих художников и научимся понимать язык искусства в процессе максимально доступного и увлекательного взаимодействия.

-2

Что же изучают в школе на пути к пониманию такого мастера? Вплоть до седьмого класса ученики знакомятся с основами художественной грамоты. Они проходят классические жанры: натюрморт, пейзаж, портрет, бытовой жанр и анималистику. Чаще всего творчество Пикассо, этого титана модернизма, остаётся за рамками школьной программы, которая делает акцент на более реалистичном искусстве. А ведь его наследие - настоящий клад для развития фантазии.

Пабло Пикассо, родившийся в Испании и творивший во Франции, прошёл огромный творческий путь - от блестящих академических работ в юности до создания совместно с Жоржем Браком нового направления кубизма. Он разбивал привычные образы на геометрические фигуры, показывая объект с разных точек зрения одновременно. Его искусство - это игра с формой, линией и цветом, где главное не внешнее сходство, а внутренняя суть и эмоция.

Пабло Пикассо (1881–1973). Испанский художник, скульптор, график и керамист, ставший центральной фигурой в искусстве XX века. Его творчество радикально изменило вектор развития живописи и скульптуры. Родившись в Малаге в семье художника и преподавателя рисования Хосе Руиса, Пабло с детства проявил невероятный талант. Уже в юности он блестяще освоил академическую манеру, что видно по его ранним работам «голубого» и «розового» периодов, для которых характерны меланхоличные образы и сдержанная цветовая палитра.
Переломным моментом в мировой истории искусства стала картина «Авиньонские девицы» (1907), с которой принято отсчитывать рождение кубизма. Вместе с Жоржем Браком Пикассо начал «разбирать» объекты на составные геометрические плоскости, показывая их одновременно с нескольких точек зрения. Это был отказ от иллюзии трёхмерности, многовековой диктат перспективы был отринут. Кубизм прошёл этапы аналитического и синтетического, и изображение становилось всё более абстрактным, в коллажи стали вводиться реальные предметы - лоскутки обоев, газет, что стирало грань между искусством и жизнью.
Творчество Пикассо невозможно "загнать" в рамки одного стиля. На протяжении своей долгой жизни он постоянно экспериментировал: обращался к неоклассицизму, создавал мощные сюрреалистические образы, а его монументальное полотно «Герника» (1937) стало нетленным антивоенным манифестом и одним из главных произведений искусства прошлого столетия. Его наследие многими воспринимается как безудержная энергия, страсть к эксперименту и фундаментальная переоценка самой сути изображения, когда на первый план выходят не сходство, а идея, эмоция и чистая пластическая форма.

Что же мы можем позаимствовать у мастера для наших творческих упражнений? Это и работа с паттернами и орнаментами, и со смелыми композиционными решениями, освоение выразительных средств через упрощение формы.

Попробуем создать свои работы в духе Пикассо, адаптируя задачи для разных возрастов

Для самых юных художников, учеников 1-2 класса, идеально подойдёт работа с орнаментом. Возьмите яркий маркер и нарисуйте на листе простую форму - например, рыбку или птичку. А теперь наполните её жизнью. Внутри контура создайте свой узор из кружков, полосок, волн. Упражнение прекрасно развивает чувство ритма и композиции.

Ученикам 3-4 класса можно предложить нарисовать портрет

Главное правило - отказаться от привычных пропорций. Возьмите карандаш и изобразите лицо в анфас, но нос нарисуйте как будто мы видим его сбоку. Одну глазницу сделайте больше другой. Поиграйте с расположением черт - это не ошибка, а художественный приём. Раскрасьте получившийся портрет акварелью, используя самые неожиданные цвета: зелёные щёки, синий подбородок. Пусть цвет в точнейших нюансах передаёт настроение.

Для ребят постарше, 5-6 класса, отличной задачей станет создание кубистического натюрморта или пейзажа

Поставьте на стол простые объекты: вазу, чашку, фрукт. Начните рисовать их карандашом, но не как единое целое, а как совокупность геометрических форм - кубов, цилиндров, конусов. Мысленно «разберите» предмет на части, а затем «соберите» его на бумаге в новом порядке. Добавьте элементы пейзажа за окном, соединив интерьер и внешний мир в одной композиции, как это часто делал Пикассо. Контуром чёрного маркера подчеркните основные грани, а акварелью задайте лёгкий, прозрачный цвет.

А теперь время интерактивной выставки

Разместите все получившиеся работы на столе или на стене. Пройдитесь вдоль них, как по залу музея. Какая работа кажется самой смелой? Какая - самой загадочной? В какой угадывается характер? Обсудите, какие эмоции вызывают эти рисунки. Помните, что в искусстве модернизма важен не ответ, а ваше личное впечатление.

Игра линий по законам великого мастера.
@искусствоИкультура
Игра линий по законам великого мастера. @искусствоИкультура

Однажды у Пабло Пикассо спросили, что означает одна из его странных картин. Художник долго смотрел на полотно, а потом развёл руками и сказал: «Это значит, что я рисовал с радостью». Возможно, в этом и заключён главный секрет. Не столько в том, чтобы скрупулёзно копировать технику, сколько в том, чтобы найти в себе смелость творить свободно, радостно и искренне, как это делал великий мастер. Творите с удовольствием!

-7