Найти в Дзене

Малюта Скуратов, он же Григорий Бельский - сподвижник русского царя Ивана Васильевича Грозного

Павел Рыженко. «Царский Указ» («Малюта Скуратов»)
Павел Рыженко. «Царский Указ» («Малюта Скуратов»)

Григорий Лукьянович Скуратов-Бельский — русский государственный, военный и политический деятель, один из руководителей опричнины, думный дворянин, любимый сподвижник, воевода, опричник и помощник великого царя Ивана IV Грозного.

Биография

Род Скуратовых-Бельских не отличался знатностью. Предки Григория Бельского владели поместьем на территории современной Смоленской области. А. М. Панченко полагал, что приставку «Скуратов» Григорий получил по прозвищу отца, Лукьяна Афанасьевича Бельского – Скурат, что означает «вытертая замша». Это может служить указанием на бедность семьи. Точная дата рождения будущего доверенного сотрудника Ивана IV неизвестна. Его настоящее имя – Григорий, полагают, что Малютой он был прозван потому, что его старший брат носил то же имя. Либо потому, что родители посчитали его последним – младшим ребёнком. Однако потом в этой семье неожиданно для всех родился ещё один сын, которого назвали Нежданом. Имеются другие версии происхождения прозвища «Малюта». Некоторые считают, что причиной был маленький рост мальчика, другие – что он якобы часто начинал свою речь фразой «Молю тя». Кстати, похожее происхождение имеет прозвище Эрнесто Гевары – «Че»: некоторые утверждают, что это, любимое им словечко, означало «слышь», другие – «дружище».

Имя Григория Бельского впервые упоминается в разрядных книгах лишь под 1567 годом, когда в походе на Ливонию он занимает должность «головы» в опричном войске.

Григорий Седов. «Иван Грозный и Малюта Скуратов». 1871
Григорий Седов. «Иван Грозный и Малюта Скуратов». 1871

Опричнина

Вопреки распространённому мнению, у истоков опричнины Малюта Скуратов не стоял, и был принят в неё на самый низший пост «параклисиарха», то есть «пономаря» (вар. заступника, утешителя, телохранителя). Его возвышение началось позже, когда опричное войско начало действовать, «ограждая личную безопасность царя» и «истребляя крамолу, гнездившуюся в Русской земле, преимущественно в боярской среде». Вскоре Скуратов, будучи чуждым боярскому сословию и земской иерархии, выдвинулся в число самых приближенных к Ивану Грозному опричников.

Через 8 месяцев после бегства А. Курбского, 3 декабря 1564 г., Иван IV вдруг без объявления причины уехал из Москвы в неизвестном направлении.

М. Панин. Выезд Ивана Грозного из Москвы перед опричниной
М. Панин. Выезд Ивана Грозного из Москвы перед опричниной

Вскоре выяснилось, что царь обосновался в Александровской слободе (сейчас – город Александров во Владимирской области). Оттуда в первых числах января 1565 года в Москву пришли две грамоты. В первой Иван IV обвинял бояр в многочисленных обидах, которые те нанесли ему «по его малолетству», во второй, обращённой к торговому и посадскому населению Москвы, говорилось, что на простой люд царского гнева нет. Приняв делегацию, направленную к нему от имени митрополита, бояр и посадских людей, он согласился продолжить царствовать с двумя условиями: правом свободного суда над изменниками и отделением царского «обихода» от остального государства.

Главной своей резиденцией царь сделал Александровскую слободу. Так было положено начало опричнине. Романовские поздние историки оценивали «опричнину» однозначно отрицательно, тщательно скрывая её настоящие причины и благодатные последствия.

В опричных владениях были учреждены собственный суд и своя Боярская дума, в которую вошли, например, князь М. Т. Черкасский, бояре Плещеевы и Басмановы, а возглавил её брат царицы Марии – Михаил Темрюкович князь Черкасский. Первую роль в опричном правительстве играл опытный и заслуженный воевода Алексей Басманов, оружейным приказом руководил Афанасий Вяземский, постельным (в ведении которого была и охрана царя) – Василий Наумов, а ясельничим был Петр Зайцев. Позже Наумова на посту главы постельничего приказа заменил Дмитрий Годунов – дядя будущего царя (Борис службу в опричнине начал в 1570 году – в возрасте 18 лет).

Первое поручение

В сентябре 1567 года Малюта Скуратов и его отец Григорий Лукьянович участвовали в походе против Литвы. Войско возглавлял сам царь, Григорий и Малюта числились в списке «третьих голов» – сменных младших командиров. Имя Малюты в силу его «худородности» и молодости находится на предпоследнем месте. Этот поход был прерван после получения известий о заговоре в пользу двоюродного брата царя – князя Владимира Андреевича Старицкого, бывшего претендентом на пост главы государства в случае смерти царя и его детей. Главой заговорщиков был признан влиятельный боярин И. П. Федоров-Челяднин, занимавший тогда пост главы конюшенного приказа. Донос на своего сторонника написал сам Владимир Старицкий. Малюте Скуратову было поручено разгромить владения Федорова-Челяднина под Калугой.

В это время Иван IV учредил в Александровской слободе своеобразный монашеский орден. Царский дворец превратился в монастырь со своим уставом. Число его «иноков» достигало 300 человек. Себя Иван IV назначил игуменом, Афанасия Вяземского – келарем. Отличившийся при разгроме заговорщиков Малюта стал здесь пономарем.

Иван Грозный и Малюта Скуратов в знаменитом фильме С. Эйзенштейна
Иван Грозный и Малюта Скуратов в знаменитом фильме С. Эйзенштейна

Жизнь в Александровской слободе была нелегка ещё и потому, что опричники вынуждены были стоять в церкви на ногах во время богослужений не менее 9 часов в сутки. Вначале – полуночное бдение. Потом, ранним утром, Малюта, царь и его сыновья Иван и Федор звонили в колокола, созывая всех на службу, которая продолжалась с небольшими перерывами с 4-х до 10 часов утра. Вечерняя молитва проходила с 8 до 9 часов. На этих богослужениях Иван IV выступал также и в роли певчего. А между делом царь, как клеветали для красного словца иноземные историки, посещал пыточные камеры.

Но ведь была у Малюты Скуратова служба в опричнине, и не вызывает сомнения страх, который он внушал врагам.

Вероятно, в 1569 году Малюта Бельский возглавил опричное сыскное ведомство — «высшую полицию по делам государственной измены», которой до того не было в государственном устройстве [7]. В этом же году царь поручает Бельскому арестовать изменника - своего двоюродного брата удельного князя Владимира Андреевича Старицкого. Кузен царя был претендентом на престол в случае смерти царя и его детей и стал «знаменем» для недовольных бояр.

В конце 1569 года Малюта получил «извет» от Петра Волынского о том, что новгородский архиепископ Пимен и бояре желают «Новгород и Псков отдати литовскому королю, а царя и великого князя Ивана Васильевича всея Руси злым умышлением извести». Историки считают, что Волынский подделал несколько сотен подписей под грамотой тайного сговора с королём Сигизмундом II Августом [8].

В ответ была организована карательная экспедиция. 2 января 1570 года опричная армия окружила Новгород. Малюта Скуратов вёл дознание с неслыханной жестокостью. В «Синодике опальных» записано, что «по Малютинские новгородцкие посылки отделано тысяща четыреста девятьдесять человек, да из пищалей стрелянием пятнадцать человек, им же имена сам ты Господи веси». Народная память сохранила выражения: «Не так страшен царь как его Малюта», «По тем улицам, где ты ехал, Малюта, кура не пила» (то есть ничего живого не сохранилось)[9].

К 1570 году опричное войско насчитывало уже более 6000 человек и стало представлять бо́льшую опасность для государства, чем боярские заговоры. Всевластие и безнаказанность привлекали, как выражался Курбский, «человеков скверных и всякими злостьми исполненных», практически единовластно вершивших суд. Попавший в ряды опричного двора немецкий наёмник Генрих фон Штаден в своих «Записках» сообщает: «Опричники обшарили всю страну… на что великий князь не давал им своего согласия. Они сами давали себе наказы, будто бы великий князь указал убить того или другого из знати или купца, если только они думали, что у того есть деньги… Многие рыскали шайками по стране и разъезжали якобы из опричнины, убивали по большим дорогам всякого, кто им попадался навстречу»[10]. Опричнина стала хорошо организованной вооружённой структурой, которая могла выйти из повиновения в любой момент. И преданный царю Малюта сыграл главную роль в её ликвидации.

«Царь Иван Васильевич Грозный» — картина русского художника Виктора Васнецова, написанная в 1897 году.
«Царь Иван Васильевич Грозный» — картина русского художника Виктора Васнецова, написанная в 1897 году.

После «опричного похода на Новгород» было проведено следствие против руководителей опричнины Алексея Басманова, Фёдора Басманова, Афанасия Вяземского и прочих. Алексей Басманов ещё ранее был отстранён от участия в походе на Новгород, поскольку выступал против похода и новгородский архиепископ Пимен был его верным сторонником. Опричник Григорий Ловчиков[b] донёс на Афанасия Вяземского: якобы тот предупредил новгородских заговорщиков, выдавая вверенные ему тайны. В следственном деле указано, что заговорщики «ссылалися к Москве з бояры с Алексеем Басмановым с сыном его с Федором… да со князем Офонасьем Вяземским». 25 июня 1570 года на Красную площадь было выведено на казнь 300 человек. Прямо на эшафоте царь помиловал 184 человека, 116 велел замучить. Начал казнь Малюта Скуратов, отрезавший ухо у одного из главных обвиняемых — думного дьяка Ивана Висковатого, руководителя Посольского приказа, хранителя государственной печати.

«Всех опричников и земских, всех тех, кого должны были казнить, — сообщает Штаден, — били сначала публично на торгу батогами до тех пор, пока те, у кого было добро или деньги, не передавали их в казну великого князя. А у кого не было ни денег, ни добра, тех сразу убивали где ни попадя и у церквей, и на улицах, и в домах — во время сна или бодрствования, а потом выбрасывали на улицу. При этом писалась цидула, в ней указывалась причина казни. Записка эта пришпиливалась к одежде мертвеца, и труп должен был лежать в острастку народа — все равно, был ли казненный прав, или виноват. Если бы Москва не выгорела со всем, что в ней было, земские получили бы много денег и добра по неправильным распискам, которые они должны были получить обратно от опричников. Но так как Москва сгорела, а с ней вместе и все челобитья, судные списки и расписки, земские остались в убытке». [11]

В 1571 году после следствия, проведённого Григорием Бельским, о причинах успеха разорительного набега Давлет-Гирея весной 1571 года, в ходе которого была сожжена Москва, были казнены глава опричной Думы князь Михаил Черкасский и трое опричных воевод.

В 1572 году опричное войско было распущено. Царским указом было запрещено употреблять само слово «опричнина» — провинившихся били кнутом.

В начале 1570-х годов по поручению царя Григорий Бельский вёл важные переговоры с Крымом и Литвой.

Весной 1572 года, в ходе Ливонской войны, Грозный предпринял поход против шведов, в котором Малюта занимал должность дворового воеводы.

Смерть

Малюта Скуратов Григорий Бельский погиб на Ливонской войне 1 января 1573 года при штурме крепости Вейсенштейн (ныне Пайде), где он получил смертельное огнестрельное ранение [12] в бою, лично возглавив штурм. Иван Грозный жестоко отомстил защитникам крепости, перебив всех, и сохранив жизнь лишь «нескольких бедных крестьян». Начальника гарнизона Пайды Ганса Боя «со многими другими шведами, немцами и не немцами привели к великому князю, который живьём велел привязать их к кольям и зажарить до смерти» [6]. После смерти Скуратова его родственники продолжали пользоваться царскими милостями, а его вдова получала пожизненную пенсию, что было уникальным явлением в то время.

Существуют многочисленные свидетельства современников о том, что тело воина по приказу Ивана Грозного было отвезено в Иосифо-Волоцкий монастырь (ныне село Теряево Волоколамского района Подмосковья), где уже находилось захоронение его отца. Сохранилось сказание о покаянии Малюты Скуратова незадолго до смерти. В 1572 году отправляя в Волоколамский монастырь драгоценную икону Богородицы, он молился «со многою верою и со слезами об оставлении его грехов, просил по-христиански окончить свою жизнь, что и получил». В послании братии Малюта умолял их, что бы после его смерти могилу его сравняли с землёй и расположили так, чтобы по ней проходила дорожка, по которой братия ходит в церковь на молитвы. До наших дней могила не сохранилась.

Есть и другие версии, что его могила находится в самом центре Москвы. По этим данным, он погребён был в фамильном склепе в Антипьевской церкви на Конюшенной, что на Волхонке [13].

История убиения святого Филиппа митрополита Московского

Великие подвиги и заслуги Малюты Скуратова романовские историки поспешили забыть, выдвинув на передний край перекроённую на лживый лад историю с убиением святого Филиппа митрополита Московского.

Клеветническая картина. Смерть митрополита Филиппа.
Клеветническая картина. Смерть митрополита Филиппа.

Митрополит Филипп II (в миру Фёдор Степанович Колычёв; 11 февраля 1507, Москва — 23 декабря 1569, Тверь) — епископ Русской церкви, митрополит Московский и всея Руси с 1566 по 1568 год, по версии выдвинутой первоначально патриархом Никоном, известный клеветническим обличением злодейств опричников и царя Ивана Грозного.

Филипп поступил в монастырь на Соловках в возрасте 30 лет, а через полтора года принял монашеский постриг, получив религиозное имя Филипп. В монастыре он работал ковалем в кузнице и также пек хлеб.

Убиение митрополита Филиппа Малютой Скуратовым на ярославской иконе XVII века, написанной после Никоновских реформ.
Убиение митрополита Филиппа Малютой Скуратовым на ярославской иконе XVII века, написанной после Никоновских реформ.

Через 11 лет Филипп был избран братией игуменом (настоятелем) монастыря. За время его пребывания в должности монахи построили два собора, кирпичный завод, множество водяных мельниц и складов, а также сеть каналов, соединяющих 72 озера. Говорят, что Филипп вместе с другими монахами лично принимал участие во всех работах, ввёл в общине новый монашеский устав, укрепивший духовную дисциплину. В результате подвижнических трудов игумена монастырь необычайно окреп. Большинство проектов Филиппа на Соловках сохранились до наших дней.

Царь услышал о неутомимом и ревнивом монахе и попросил его занять вакантную митрополичью кафедру в Москве. В ноябре 1568 года Священный Синод после короткого разбирательства низложил Филиппа, в связи с тем, что несколько свидетелей из числа монахов Соловецкого монастыря, где он ранее подвизался, выдвинули против Филиппа невероятные обвинения в колдовстве и распутном образе жизни. Филипп был арестован во время литургии в Успенском соборе и заключен в темную келью Богоявленского монастыря, закован в цепи, с тяжелым ошейником на шее и несколько дней подряд был лишен пищи. Затем он был перенесен и замурован в Отроч монастыре в Твери.

Версия, разработанная патриархом Никоном при канонизации Святого, утверждает, что Филипп попал в опалу из-за несогласия с политикой и неправедного суда царя Ивана Грозного и открытого выступления Филиппа против опричнины. А затем, после скорого разбирательства на Священном Синоде, опальный митрополит был заточен в крепость и 23 декабря 1569 года был задушен царским приспешником Малютой Скуратовым в Отроч монастыре за два дня до Рождества Христова. Словно предчувствуя свою скорую смерть, Филипп за три дня до этого попросил причастить его Святыми Дарами.

По некоторым историческим сведениям, Филиппа оклеветали устами продажных монахов противники Государственных устоев, которых он уличил в злодеяниях и заговоре против царя, но не успел выдвинуть против них обвинения, быв слишком медлительным. Решение церковного собора не имело санкции на то Царя.

По официальной версии, Иван IV отправил Малюту испросить благословения на знаменитый поход против Новгорода. По версии клеветников, это было лишь предлогом, так как царь изначально был уверен, что митрополит «откажется от сотрудничества». Если верить Никоновскому Житию, 23 декабря Филипп был задушен подушкой, после чего Малюта обвинил настоятеля, что по его недосмотру бывший митрополит угорел в келье. Некоторые исследователи считают, что Малюта Скуратов был послан к Филиппу для доставки его в Москву на аудиенцию к Царю для разбирательства произошедшего, но в дороге посланник попал в засаду и был тяжело ранен. Это обстоятельство не позволило ему исполнить его миссию, он опоздал и прибыл в монастырь уже после кончины Филиппа от рук неизвестных убийц. Эта версия поддерживается фактом особого почитания старообрядцами Царя Ивана Васильевича Грозного как святого, и покровителя праведного правосудия.

В 1652 году по инициативе патриарха Никона мощи Филиппа были перенесены в Москву. Он был прославлен для всероссийского почитания как святитель Филипп Московский. Память совершается 9 января, 3 июля и 5 (18) октября (по юлианскому календарю).

Дискредитация Царя Ивана Васильевича Грозного, возглавлявшего Стоглавый Собор Русской Православной Церкви, и его верного слуги и сподвижника Григория Бельского была очень кстати для проведения новой династией Рома-новых прокатолической церковной реформы. Никоновская реформа изменила символ Веры в восьми местах и отменила многие каноны, принятые на Стоглавом Соборе, начав преследования сторонников древнего благочестия, установив новое идеологическое основание воздвигавшейся новой Империи на месте прежней Московской Руси.

Романовскими историками, типа Н. М. Карамзина, Н. И. Костомарова и В. О. Ключевского, Григорию Лукьяновичу Скуратову-Бельскому была создана самая ужасная и мрачная репутация. Впрочем, как и великому русскому царю, которому он служил – Ивану Васильевичу IV, вошедшему в историю под прозвищем Грозный. В представлениях абсолютного большинства людей именно Малюта Скуратов является символом и олицетворением страшного террора царских опричников.

Основания для такого мнения, разумеется, есть – достаточно почитать источники и документы той эпохи, которые, впрочем, могли быть и подделаны значительно позже. Составитель Псковской летописи, говоря о Малюте, не стесняется в выражениях: «Наперсник и злый советник и убийца при великом цари Иване и гонитель роду християнскому, той же и преосвященнаго митрополита Филиппа задуши».

Андрей Курбский назвал Скуратова «маньяком и погубителем, как самого себя, так и Святорусской земли».

Народная песня представляет Малюту единственным опричником, готовым без колебания выполнить приказ Ивана Грозного о казни прогневавшего его сына: «А и все палачи испужалися, Что и все по Москве разбежалися; Един палач не пужается, Един злодей выступается –Малюта палач, сын Скуратович».

Алексей Толстой в знаменитом романе «Князь Серебряный» устами боярина Морозова даёт такую характеристику Малюты: «Невесть мясник, невесть зверь какой, вечно кровью обрызган.»

Служивший в опричнине иностранный шпион Генрих фон Штаден пишет о Малюте: «Этот был первым в курятнике».

(Но в данном случае этот лукавый вестфалец говорит об авторитете Малюты Скуратова).

Другой вопрос – насколько правдивы и объективны были эти люди, оставившие данные свидетельства? И можно ли безусловно доверять, например, тому же Курбскому – изменнику и предателю, чей путь неудачно попытался потом повторить его тёзка – небезызвестный генерал А. Власов? Да и с «ужасным и беспрецедентным террором» Ивана Грозного при изучении истории европейской тех лет возникают некоторые неувязки. Оказывается, что и другие монархи – современники Ивана IV – особым милосердием и добрым нравом, мягко говоря, не отличались. Более того, на их фоне наш грозный царь выглядит через чур умеренным и справедливым правителем. Так, при Генрихе VIII Английском были казнены около 72 тысяч человек, а также «овцы съели людей». За 45 лет правления его дочери Елизаветы были казнены до 89 тысяч её подданных. Во время правления Карла IX Валуа произошли кровавые события Варфоломеевской ночи, а также бессудные расправы над протестантами в Руане, Мо, Орлеане, Анжере, Бурже, Лионе, Бордо, Тулузе и других менее крупных городах. Продолжалось всё это шесть недель, погибли около 30 тысяч человек, ещё 200 тысяч бежали из страны. Между тем в наиболее полном списке знаменитого Синодика Ивана IV от 1583 года содержатся упоминания о казни 3300 человек, из которых по именам названы 1240. Обычно к этим жертвам прибавляют данные из доклада («сказки») Малюты Скуратова о числе жертв так называемого «Новгородского погрома» – 1490 человек. И 15 человек были тогда застрелены из пищали. То есть получается, что за 37 лет самодержавного правления Ивана Грозного (а всего в общей сложности он правил 50 лет и 105 дней) жертвами его террора стали 4805 человек.

Созидателя Русского государства и защитника христианской веры очень ненавидели враги. В 1552 году русский царь взял Казань и присоединил к Русскому царству Казанское ханство, затем Астраханское ханство, показав свою силу.

В 1552 году в Москву прибыло посольство Большой Кабарды. Они искали у русского царя защиты от общих врагов - крымских татар, ногайцев, османов. Черкесские (кабардинские) князья целовали крест и клялись, что будут «со всей землёй черкесской» верой и правдой служить Ивану Грозному.

Царь Иван Грозный был почитаем в русском народе как святой, которому молятся о справедливом суде, сохранились песни и былины, в которых он является положительным героем и защитником простых людей от произвола бояр и воевод. А народная память о мятежном митрополите Колычеве сохранила презрительное выражение «Филькина грамота». Но кого и когда интересовало мнение народа?

Малюта Скуратов и Чудотворная икона Божией Матери Волоколамская

Чудотворная икона Божией Матери Волоколамская, 1572 год.
Чудотворная икона Божией Матери Волоколамская, 1572 год.

В настоящее время принята версия, впервые высказанная кандидатом искусствоведения Валентиной Антоновой, в соответствии с которой Чудотворная икона Божией Матери Волоколамская (имеющий значительные иконографические отличия от оригинала список с почитаемого Русской православной церковью образа «Владимирской иконы Божией Матери», выполненного в Византии в XII веке) была исполнена в Москве в 1572 по заказу Малюты Скуратова для будущей надвратной церкви Успенского Иосифо-Волоколамского монастыря. Эта икона находится в коллекции Музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва и представлена в его постоянной экспозиции, располагающейся в церкви Михаила Архангела Спасо-Андроникова монастыря [26]. Волоколамская икона Божией Матери на протяжении веков почитается верующими как чудотворная, день принесения её в монастырь стал общецерковным праздником (3 марта), верующие приходят к образу в поисках утешения, исцеления и вразумления [27].

Примечания

1. Григорий Яковлевич Плещеев-Бельский — по сведениям В. О. Ключевского. Дата обращения: 23 февраля 2009. Архивировано 23 февраля 2012 года.

2. Герард Меркатор. Ливония. 1594 //Воображаемая Россия : старинные карты Московского царства. Настенный календарь на 2012 год. Лист 6.

3. Скуратов-Бельский Григорий Лукьянович (Малюта) — статья из Большой советской энциклопедии.

4. Малюта Скуратов // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. — 2-е изд., вновь перераб. и значит. доп. — Т. 1—2. — СПб., 1907—1909.

5. Скуратов-Бельский-Малюта, Григорий Лукьянович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

6. Nikita Bashnin, Александр Корзинин. Новые данные к биографии опричника Малюты Скуратова // Российская история. 2017. № 2 (англ.). Архивировано 14 ноября 2018 года.

7. Иван Крылов. Заплечных дел мастер. // Культура, № 14 (7524) 13 - 16 апреля 2006. Дата обращения: 2 марта 2012. Архивировано из оригинала 30 мая 2012 года.

8. Электронная библиотека. Иван Грозный. Дата обращения: 9 мая 2011. Архивировано из оригинала 7 апреля 2018 года.

9. Онлайн Энциклопедия Кругосвет. Дата обращения: 9 мая 2011. Архивировано 13 августа 2010 года.

10. Генрих Штаден. Записки немца-опричника Архивная копия от 3 сентября 2021 на Wayback Machine / Под ред. С. Ю. Шокарева. — М.: РОССПЭН, 2002. — С. 52, 54.

11. Генрих Штаден. Записки немца-опричника Архивная копия от 3 сентября 2021 на Wayback Machine. — С. 56.

12. Лютая смерть Малюты. Дата обращения: 10 сентября 2015. Архивировано 5 марта 2016 года.

13. ANTIforum :: Просмотр темы — Москва. Дата обращения: 9 мая 2012. Архивировано из оригинала 21 июля 2015 года.

14. Генрих Штаден. Записки немца-опричника Архивная копия от 3 сентября 2021 на Wayback Machine. — С. 55.

15. Волоколамская икона Божией Матери Архивная копия от 16 марта 2023 на Wayback Machine сайт Иосифо-Волоцкого монастыря

16. «Православный календарь». Святитель Филлип, митрополит московский. Дата обращения: 23 февраля 2009. Архивировано 22 октября 2012 года.

17. Н. М. Карамзин. История государства Российского. Глава III ПРОДОЛЖЕНИЕ ЦАРСТВОВАНИЯ ИОАННА ГРОЗНОГО. Г. 1569—1572. Дата обращения: 22 февраля 2009. Архивировано 16 июля 2012 года.

18. Соловьёв С. М. «История России с древнейших времен» Том 10. Глава II.ЦАРСТВОВАНИЕ АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА. Дата обращения: 22 февраля 2009. Архивировано 25 января 2009 года.

19. Н. И. Костомаров."Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей" Первый отдел: Господство дома Св. Владимира. Выпуск второй: XV—XVI столетия. Глава 20. ЦАРЬ ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ ГРОЗНЫЙ. Дата обращения: 22 февраля 2009. Архивировано 3 мая 2008 года.

20. Скрынников Р. Г. Иван Грозный. — М.: АСТ, 2001

21. м. Макарий. История Русской церкви. Том III. Отдел 2, Глава 2 МИТРОПОЛИЯ ВОСТОЧНОРУССКАЯ, ИЛИ МОСКОВСКАЯ: ЕЕ ПЕРВОСВЯТИТЕЛИ И ХОД ГЛАВНЕЙШИХ В НЕЙ СОБЫТИЙ. Дата обращения: 22 февраля 2009. Архивировано 12 июня 2008 года.

22. Карташёв А. В. Очерки по истории Русской Церкви. Том 1. Дата обращения: 22 февраля 2009. Архивировано 8 февраля 2009 года.

23. Послание Иоганна Таубе и Элерта Крузе // Русский исторический журнал. Книга 8. 1922. Дата обращения: 24 февраля 2009. Архивировано 25 июня 2014 года.

24. В. Манягин. Документальные свидетельства безосновательности сложившихся представлений о личности и так называемых «преступлениях» Царя Иоанна Грозного Архивная копия от 30 сентября 2007 на Wayback Machine — «Русская линия»

25. Приложение N4 к докладу митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной комиссии по канонизации святых. Дата обращения: 24 февраля 2009. Архивировано 16 февраля 2007 года.

26. Смирнова, 1991, с. 304.

27. Волоколамская икона Божией Матери. Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь. Дата обращения: 24 августа 2023. Архивировано 16 марта 2023 года.

28. Антонова, 1974, с. 70.

29. Антонова, 1974, с. 72.

30. А. П. Чехов. Три года, Повести и рассказы, I том / Художественны редактор Н. Тронза. — Москва, Петровка,26: ПОЛИГРАФРЕСУРСЫ, 1999. — С. 468. — 510 с. — ISBN 5-87548-011-4.

31. Ирина Зубатенко. Ярославская кинофабрика Григория Либкена — Заметки резидента // Сеанс.ру : журнал. — 2023. — 13 декабря.

Литература

1. В. О. Ключевский. «Курс русской истории». Лекция XXIX

2. Н. М. Карамзин. «История государства Российского» Том 8. Глава 3. Продолжение царствования Иоанна Грозного. г. 1569—1572

3. Е. Лихач. Скуратов-Бельский, Малюта, Григорий Лукьянович // Русский биографический словарь: в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.

4. С. М. Соловьев. «История России с древнейших времен» Том 6. Глава 4. Опричнина

5. Н. И. Костомаров. «Русская история в жизнеописаниях ея главнейших деятелей» Глава 20. Царь Иван Васильевич Грозный

6. Митрополит Макарий. «История Русской церкви» Том III. Отдел 2. Глава 2. Митрополия Восточнорусская, или Московская: её первосвятители и ход главнейших в ней событий. — СПб, 1883.

7. А. В. Карташёв. Очерки по истории Русской Церкви. Том 1. — Париж, 1959; М., 1991

8. С. Б. Веселовский. Исследования по истории опричнины. — М.: Изд. АН СССР, 1963

9. Глушкова В. Г. Подмосковье. Культура, история, география. Исторический путеводитель. — М.: Вече, 2005

10. Генрих Штаден. О Москве Ивана Грозного. М. и С. Сабашниковы. 1925

11. Штаден Г. Записки о Московии. — М.—Л., 1927.

12. Штаден Г. Записки немца-опричника. — М., 2002.

13. Колпакиди А., Север А. Спецслужбы Российской империи. — М.: Яуза Эксмо, 2010. — С. 16—17. — 768 с. — (Энциклопедия спецслужб). — 3000 экз. — ISBN 978-5-699-43615-6.

14. Володихин Д. М. Малюта Скуратов. — М.: Молодая Гвардия, 2012. — 260 с. — (Жизнь замечательных людей).

15. Антонова В. И. Волоколамская Богоматерь // Очерки по русскому и советскому искусству. Государственная Третьяковская галерея. — Л.: Художник РСФСР, 1974. — Т. [5]. — С. 53—77. — 414 с. — 10 000 экз.

16. Смирнова Э. С. 184. Богоматерь Волоколамская, с избранными святыми на полях // Московская икона XIV—XVII веков. Альбом. 2-е изд.. — СПб.: Аврора, 1991. — С. 304. — 23 000 экз. — ISBN 5-7300-0545-8.