Советская К-222 была самой быстроходной подводной лодкой в мире. Рекорд ее скорости официально не побит до сих пор. Подводная лодка известна под несколькими названиями. До К-222 она была известна как лодка К-162, а первоначально называлась К-18. В НАТО ей было присвоено наименование Papa Class.
Лодка была построена по проекту 661 «Анчар». К середине 1950-х годов СССР понял, что противокорабельная ракета П-5 требует усовершенствований. Ее дальность стрельбы составляла до 300 км, но для атаки подводным лодкам приходилось всплывать на поверхность. Из-за сложности системы наведения субмаринам приходилось оставаться на поверхности до 25 минут, чтобы задать ракете необходимый курс. Подводные лодки стали бы легкой добычей для американских авианосцев (или их патрульных вертолетов и истребителей).
Поэтому в 1958 году были составлены требования к новой подводной лодке. Чтобы преследовать американские авианосцы, она должна быть в два раза быстрее существующих подводных лодок, погружаться на 50 процентов глубже и иметь возможность запускать противокорабельные ракеты из подводного положения.
Первая большая подводная лодка с титановым корпусом
В процессе проектирования стало ясно, что алюминий не может быть использован для изготовления корпуса. Он недостаточно устойчив для желаемой скорости и глубины погружения. Сталь, с другой стороны, оказалась слишком тяжелой. Поэтому выбор пал на титан. Таким образом, К-222 стала первой крупной подводной лодкой с титановым корпусом.
Это стало прорывом и базовым конструктивистским решением для последующих советских атомных подводных лодок, таких как субмарины проектов «Лира» и проекта 945 «Барракуда». В частности, серия «Лира» оказала особое влияние на другие проекты подводных лодок времен холодной войны, поскольку лодки были намного быстрее американских субмарин и могли погружаться на большую глубину.
Два ядерных реактора подлодки
Подводное водоизмещение К-222 составляло 7000 тонн, длина — 107 метров, а ширина — 11,5 метров. Экипаж состоял из 82 человек. На борту судна имелось достаточно запасов для похода на 70 дней.
Для достижения необходимой скорости К-222 имела два ядерных реактора и, соответственно, два гребных винта. Мощность каждого реактора составляла 177,4 мегаватт. В совокупности это дало мощность на валу 80 000 л.с.
Самая быстрая подводная лодка всех времен
Это конструктивистское решение в теории позволяло К-222 развивать максимальную скорость 25 узлов на поверхности воды (46 км/ч) и 38 узлов (70 км/ч) под водой. Но во время ходовых испытаний в 1969 году она достигла скорости 42 узла (78 км/ч) при 90 процентах мощности реактора.
Таким образом, К-222 оказалась намного быстрее, чем ожидалось. В 1970 году было проведено испытание со 100-процентной мощностью реактора. Рекорд скорости в 44,7 узла (82,8 км/ч) сохранился до сих пор и делает К-222 самой быстрой пилотируемой подводной лодкой в мире.
Для сравнения, большинство американских подводных лодок с ракетными установками того времени имели скорость около 22 узлов (40,7 км/ч). Лодки типа «Лос-Анджелес» развивает скорость 33 узла (61,1 км/ч).
Рекорд скорости на полной мощности реактора
На третьем испытании К-222 в 1971 году была достигнута скорость 44,85 узла (83,06 км/ч). Показатель был задокументирован и подтвержден, но советский ВМФ не признал это рекордом максимальной скорости, поскольку реакторы не работали на 100 процентов мощности.
Есть веская причина, по которой не было предпринято дальнейших попыток установить рекорд на полной мощности реактора. Высокая скорость оказалась бы губительной для К-222. Во время испытательного пуска радиоантенны и перископ на рубке погнулись и больше не могли полностью убираться. В ходе предыдущих испытаний элементы внешней оболочки были оторваны. Части защитных решеток водоприемных отверстий сломались.
Кроме того, К-222 была очень шумной. Не только снаружи, что облегчало обнаружение его гидролокаторами противника, но и изнутри. По некоторым свидетельствам, на борту субмарины шум был настолько громким, что создавалось впечатления нахождения вблизи двигателя тепловоза. Документированных измерений уровня шума во время высокоскоростного движения не существует. Однако, основываясь на свидетельствах экипажа, можно предположить, что уровень шума был значительно превышен.
Единственный корабль своего класса
Первая миссия К-222 проходила в Северной Атлантике с сентября по декабрь 1971 года. Во время патрулирования группа американских кораблей во главе с авианосцем USS Saratoga подверглась преследованию на большой скорости, когда они направлялись обратно в США из Средиземного моря.
Проблема стала очевидной. Шум был настолько сильным, что сонар К-222 не работал должным образом. Поэтому в октябре 1972 года пришло время отправляться на верфь для переоборудования. Также было обнаружено большое количество трещин, ремонт которых из-за титановой конструкции корпуса потребовал больших затрат. По завершении работ в январе 1975 года подлодка получила окончательное обозначение К-222. До этого она ещё эксплуатировалась под обозначением К-162.
В ходе этапа обслуживания и переоборудования было решено, что К-222 останется единственной подводной лодкой проекта 661. Стоимость оказалась слишком высокой (от того лодку прозвали "золотая рыбка"), а время строительства — слишком долгим. Кроме того, пришлось бы изменить конструкцию, чтобы снизить уровень шума, что потребовало бы дополнительного времени и средств на разработку.
Кроме того, боевая мощь была признана слишком низкой. Существовали и другие модификации или новые конструкции для современных ракет и большего количества торпед на борту, но они также не стали разрабатываться. В их число входили проекты 661А с противокорабельной ракетой П-120 «Малахит» и 661Б с ядерными баллистическими ракетами Р-29 «Высота».
Вооружение К-222
Таким образом, вооружение, имевшееся на К-222 с самого начала, сохранилось. Для самообороны имелось четыре торпедных аппарата калибра 533 мм. Торпеды могли применяться на глубине до 200 метров.
Для борьбы с авианосцами и другими кораблями, для которых и строилась К-222, имелось 10 пусковых установок противокорабельных ракет П-70 «Аметист». Контейнеры ракет расположены перед башней и направлены вверх под углом 32,5 градуса, по пять на борт.
Масса боеголовки ракеты П-70 составляет 1000 кг. Ракета может быть оснащена ядерной боеголовкой с разрушительной мощностью 200 кТ. Для сравнения: у бомбы, сброшенной на Хиросиму, мощность оценивалась в 13 килотонн.
Хотя дальность стрельбы П-70 составляет всего 65 км, стрельба из нее может вестись с глубины до 30 метров. Из-за своей конструкции К-222 не могла запускать все ракеты одновременно. После первых 5 выстрелов ей приходилось делать трехминутный перерыв, прежде чем можно было приступить к следующим 5 выстрелам.
Авария реактора во время обеденного перерыва
В ноябре 1980 года К-222 находилась на Северодвинском судоремонтном заводе для перезарядки реакторов. Поскольку ранее экипаж лишился специального инструмента, используемом только на реакторах К-222, который, собственно, и применяется для выполнения этой работы, рабочим судоремонтного завода пришлось заменять топливные стержни вручную.
Вопреки протоколу, во время этих работ весь экипаж решил сойти на берег на обед. Из-за того, что автоматическая система безопасности была отключена, а топливные стержни реактора были подняты, выделялось тепло без необходимого водяного охлаждения активной зоны реактора. Это можно было заметить в диспетчерской и вовремя принять меры противодействия, но там никого не было.
Работники верфи заметили проблему только тогда, когда сработала сигнализация из-за взрыва конденсатора. Радиоактивная вода и пар уже распространялись в зоне реактора. Рабочим верфи удалось остановить распространение и запустить водяные насосы для охлаждения активной зоны реактора.
Кстати, именно в Северодвинске, где создавалась лодка, планируется установить рубку этой АПЛ в качестве памятника. Кораблестроители выполнят стыковку кормовой и носовой частей в единую конструкцию, поменяют иллюминаторы, восстановят леерное ограждение и покрасят рубку. В качестве даты установки назывался 2025 год, но проект был перенесен на неопределенный срок.
Позднее комиссия по расследованию рекомендовала заменить реакторы на более современные версии. Также был установлен дизель-генератор на случай чрезвычайных ситуаций. Военно-морской флот возражал против этого решения. Согласно официальным данным, после устранения повреждений и дезактивации К-222 в 1981 году совершила свое последнее боевое дежурство. Однако в последующие годы ее несколько раз видели и фотографировали ВМС США.
Списание легендарной подлодки К-222
В 1988 году К-222 перевели в резерв на Беломорской военно-морской базе, а в 1989 году вывели из эксплуатации. Поскольку инструменты для работы с топливными стержнями по-прежнему отсутствовали, ядерные материалы остались на борту. В 2008 году в корпусе были обнаружены трещины, и балластные цистерны начали медленно заполняться водой.
В марте 2010 года началась утилизация К-222, на борту которой все еще находились реакторы и топливные стержни. Для этой цели были созданы новые инструменты. В мае 2013 года начались работы по извлечению более 700 топливных стержней и их перегрузке в специальные транспортные контейнеры.
В 2015 году реакторный зал был законсервирован. Пока остальная часть подлодки разбиралась и часть материалов перерабатывалась, реакторный отсек отбуксировали в губу Сайда. На суше имеется хранилище для выведенных из эксплуатации ядерных реакторов подводных лодок.
Самые быстрые действующие подводные лодки
Американские подводные лодки типа «Сивулф» в настоящее время считаются самыми быстрыми действующими АПЛ. В целях секретности США официально заявляют скорость всего лишь в 25 узлов.
Однако по некоторым данным, под водой лодка может развивать скорость до 35 узлов (65 км/ч). Далее следуют британские корабли типа «Астьют» и китайские корабли типа 093A/B. Предполагается, что оба судна могут развивать скорость 30 узлов (56 км/ч).