Влияние ромов (распространённое самоназвание цыган — ром, рома, хотя используются и другие этнонимы) на другие народы заметно во всех формах культурной жизни. Достаточно вспомнить испанское фламенко, эффектные цирковые и ярмарочные представления, народную скрипку. Цыгане становились персонажами произведений различных художников.
Эта женщина с ясными глазами цвета морской волны и экзотической вуалью на голове носит скромные золотые украшения. Нанизанные на плотную нить, они дополняют живописный образ цыганки.
«Цыганская мадонна» названа так из-за темных глаз Мадонны и ее смуглого лица. В этой работе раскрылись индивидуальные черты таланта Тициана: энергетический всплеск материальной образности, чрезвычайно тонкие градации цветов, которые моделируют объем изображенных предметов, и непревзойденная чувственность.
Девушка вызывающе улыбается. У нее обнажена грудь. Использование света подчеркивает ее выразительность и декольте. У нее румяные щеки, она смотрит в сторону. Похоже, она кого-то соблазняет. По стандартам XVII века женщина может быть не очень красивой. У нее несколько крупный нос, не очень гладкая кожа и несколько неухоженные волосы. Однако выражение ее лица настолько интригующее, что эта работа оставляет неизгладимое впечатление.
В XIX веке в Европе царила мода на «экзотические» культуры. Изображения цыганок в ярких нарядах могли восприниматься как её часть. Эта тенденция порождала неутолимую жажду новизны и запретных тем. Культура цыган была чужда большинству европейцев, поэтому женщин могли видеть «экзотичными» и «загадочными».
Эта картина, изображающая женщину с папиросой, была найдена в мастерской Мане после его смерти. Картина побудила многих задуматься, не оставил ли Мане её незаконченной. При жизни художника она не выставлялась и не имела названия. Картина была приобретена художником Эдгаром Дега и на первых торгах была идентифицирована как "Цыганка", "Мексиканка" и "Индианка с сигаретой". В 1930-х годах ученые стали называть полотно “Цыганка с сигаретой (папиросой)”, что отражает использование Мане термина "цыган" (gitano) в других названиях картин.
Повышенный интерес к таким полотнам был связан с ориентализмом. Объектом могла стать не только цыганка, но и любая другая «женщина с Востока». Зарождение ориентализма связано с египетским походом Наполеона в конце XVIII века. Те мусульманские территории, куда ступала нога французского солдата, имели большое значение для создания восточного мифа.
Поскольку европейцы мало что знали о ромах, а их происхождение часто связывали с египтянами, изображение цыганок вполне соответствовало общей тенденции. Европейские художники, с другой стороны, стремились привлечь внимание и повысить коммерческий успех своих работ.
Цветы в работах Кипренского часто имеют символическое значение. Мирт – символ любви (в разных аспектах). Кипренскому «язык цветов» был хорошо знаком по русской любовно-эпикурейской лирике начала века. К тому же можно вспомнить, что романтики любили изображать в поэзии и в живописи экзотических персонажей: цыган, разбойников, жителей Востока и т.д.
Цыганка Кипренского – «…дитя природы, которое никогда не чувствовало необходимости обуздывать страсти свои, и все они ясно выразились на лице ее». В России картина называлась «Цыганка с коварной улыбкой, предлагающая цветы Мирта».
«Смеющаяся цыганка с дикою миртою в руке – прекрасна. Лукавство и пылкость превосходно выражены на смуглом лице ее», – писал Б.М. Фёдоров.
Молодая цыганка с пышными волосами, ниспадающими на плечи, стоит в глубоком раздумье. Изображение женского торса крупным планом служит прекрасным примером чувственности, присущего Курбе.
Ян Хэнкок в своей книге «Стереотип “цыгана” и сексуализация романских женщин» пишет:
«В значительной части искусства, музыки и литературы XIX века женщины-цыганки характеризовались и типизировались как свободолюбивые, сильные, отклоняющиеся от нормы, требовательные, сексуально возбуждающие, соблазнительные и пренебрежительные. Этот романтический образ цыганки можно рассматривать как прямую противоположность правильной, контролируемой, целомудренной, покорной женщине, которая считалась европейским идеалом викторианской эпохи".
"С полотна на нас смотрит цыганка, активная и напористая. Найти контакт со зрителем ей помогает сложный контраст освещения: темная стена деревьев, просвеченная солнцем, отражает дикое, непроницаемое, но кипуче живое лицо героини... Изображенный проем окна служит рамой, сквозь которую женщина без помехи вторгается не только в запечатленную среду картины, но как будто и в наше трехмерное пространство" (ист. Artefact).
Европейские художники, создававшие картины с ромскими персонажами, стремились показать их «грубую» и «дикую» восточную красоту.
Картины внушали зрителю, что «чужая» культура менее ценна и цивилизована по сравнению с местной. В дальнейшем это имело последствия для реальных женщин из цыганской общины. Они постоянно подвергались дискриминации и насилию вследствие сложившихся негативных представлений об их моральных устоях.
Во многих случаях художники создавали фантазийные образы цыганок, вдохновляясь лишь представлениями о женщинах Востока. Художники создавали вымышленные образы, которые могли основываться на мифах, легендах или культурных стереотипах. Если случаи позирования и имели место, их нельзя обобщать и считать типичными.
Можно найти множество разнообразных работ, где главными героями выступают цыганки и дети. Эти полотна могли быть важными символами, отражающими традиционные ромские ценности, в частности, семейные устои.
В свете социально-политических изменений, произошедших в XX веке, многие художники стали воспринимать ориентализм как форму колониальной экспансии. Это привело к критике этой традиции и возникновению новых культурных течений, ставивших перед собой задачу изображать мир иначе, нейтрализуя стереотипы и клише. Уже в начале XX века художники стали активно писать цыганок по-другому, не тиражируя в обществе негативные нарративы.
Харитонов создал образ свободной, сильной, артистичной женщины со своим внутренним миром и скрытой от зрителя повседневной жизнью. Особенностями портрета являются удивительная живописность, пластичность и внутренняя динамика, выразительность образа, глубина характера. Сидящая в кресле в пышном наряде молодая цыганка полна движения и экспрессии.
Красота человека во все века вдохновляла художников на создание шедевров. Это неизменно и сегодня, но главный урок, который усвоило общество, — это право выбора и равенство, которых были лишены «восточные красавицы» живописцев XIX века.