У фильмов, даже если они и не претендуют на место в атриуме среди других шедевров искусства, как и у книг, театральных спектаклей и даже компьютерных игр судьба складывается по-разному. Иногда бывают такие урожайные года, когда выходят сразу и одновременно множество талантливо и на широкую ногу сделанных фильмов. И какие-то из них неизбежно выпадают из поля зрения зрителя, теряются на фоне огромного выбора или просто оказываются жертвами плохого маркетинга. И сегодня мы поговорим о нескольких таких картинах, некоторым из которых не удалось пробиться к зрителю, в то время как другие были незаслуженно забыты и погребены под «завалами» проходных фильмов, использующих похожие сценарии и выезжающие только за счет участия в них популярных актеров.
Moon // Луна 2012
На мой взгляд великолепная картина. Этакий американский вариант «Солярис». И, как часто и бывает в интересных фильмах, сюжет рассказывать нельзя, потому что повороты в нем, как и постепенно нарастающее напряжение приходит к своему финалу только в самом конце этой фантастической и социальной драмы. Невозможно не отметить Сэма Рокуэлла, который играет Сэма Белла — единственного астронавта, находящегося на лунной станции уже целых три года и готовящегося наконец-то вернуться на Землю. Актер буквально тащит на себе всею драматургию фильма, ведь кроме него в кадре нет ни души.
Осторожно намекну, что сама тематика «Луны 2112» отчасти пересекается с фильмом этого года под названием «Miсkey 17» — картиной, которая также оказалась не слишком обласкана вниманием зрителей.
Sunshine // Пекло
Поклонники жанра фантастики и фильмов - катастроф знают, что иногда изначальный посыл сценаристов бывает на удивление неправдоподобным. И если Брюс Уиллис «летал» бурить астероид в картине «Армагеддон», то герои «Пекла» также спасают человечество, но на это раз им нужно не дать погаснуть Солнцу. Не больше и не меньше. Однако великолепный сценарий Алекса Гарленда и профессиональная режиссура Дэнни Бойла сотворили чудо, и даже такой слабый нарратив заиграл яркими красками. Тем более, что по мере своего развития картина постепенно меняла свою тональность, превращаясь из фантастического фильма - катастрофы в напряженный психологический триллер.
Отметим также отличный состав актеров, принявших участие в съемках. В «Пекло» были заняты такие звезды, как Киллиан Мерфи, Крис Эванс, Роуз Бирн и Хироюки Санада.
Upgrade // Апгрейд
Очень интересный и, пожалуй, самый невостребованный фильм, который не только прекрасно снят, но также, как и предыдущий участник нашего списка, умело играет гранями различных жанров. И при том что внешне, по своей эстетике и монтажу, это типичная картина жанра экшен, «Апгрейд» предлагает зрителю самому ответить на вопрос, ставший еще более актуальным с момента выхода фильма на экраны: насколько мы можем быть уверены в надежности AI, развитие которого происходит столь невероятно быстрыми темпами?
«Апгрейд» бросает из одной жанровой стороны в другую. Сюжет рассказывать не стоит. Скажем только, что он весьма запутанный. И зритель смотрит сначала фантастическую драму, потом картину в стиле «одинокий мститель и его ИИ симбионт», а затем изысканный триллер с неожиданным финалом.
Ricochet // Рикошет
Карьера знаменитого сегодня на весь мир Дензела Вашингтона могла бы сложиться по-другому, если бы не роль в этой картине. Во всяком случае, так говорят критики, отмечая, что это был дебют актера в качестве главного героя фильма в жанре экшен. И действительно, ведь до этого момента Вашингтон снимается в таких серьезных и разносторонних картинах как «Малкольм Икс», «Филадельфия», «Подводная лодка» и «Дело о пеликанах». И «Рикошет» становится своеобразной прелюдией перед столь успешной экшен франшизой «Великий уравнитель», в которой Дензел играет роль справедливого и невероятно хитроумного мстителя.
Фильм построен на классическом сюжете противостояния полицейского и преступника. И вполне возможно, что мы могли бы увидеть на экранах что-то вроде очередного продолжения темы «Грязного Гарри». Хотя бы потому, что сценарий изначально действительно писался под Клинта Иствуда и его знаменитую серию фильмов. Но судьба распорядилась иначе, и «Рикошет» приобрел самостоятельный характер, а вместе с ним и значительную долю психологизма действия, превратившись из обычной экшен картины в настоящий психологический триллер.
Hard boiled // Круто сваренные
Это экшен феерия. И главное не пытаться здесь искать какие-то смыслы вне простого и триста раз уже встречавшегося вам сюжета. Да, у нас тут абсолютная классика шанхайского экшена и его великолепная, талантливая и шикарно снятая версия от Джона Ву.
Нарратив прост как мычание: полицейский теряет напарника и китайской триаде несдобровать. Ее судьба уже предрешена. Потому что «круто сваренный» инспектор «Текила» Юэнь уже идет за ними. Надеюсь, вы помните тот балет с оружием, который танцевал Кристиан Бейл, поражая своих соперников направо и налево. Эстетика изящества и точности героя Бейла стала частью этого отличного кино, а сам «Эквилибриум» до сих пор является неизменными участникам хит-парадов фильмов в жанре экшен. В картине Джона Ву эстетика совершенно другая. Герои «Круто сваренных» также буквально перманентно танцуют «танец смерти» с оружием в руках, но это не балет, а скорее гимнастические этюды под аккомпанемент роящихся в воздухе пуль. Все стреляют, все прыгают через ресторанные столы, машины и любые другие препятствия, сталкиваясь в воздухе или совершая замысловатые «па», и это самая настоящая симфония какого-то неостановимого экшена.
Критики пишут, что творчество Ву и его взгляды на жанр экшен были сформированы такими фильмами как «Грязный Гарри», «Буллит» и сериалом «Полиция Майами». Но вы не сможете увидеть буквальное сходство даже если очень захотите. Вся эта история переплавилась в новые идеи знаменитого режиссера, работы которого в свою очередь оказали огромное влияние на многочисленные экшен картины, вышедшие во второй половине 90-ых годов.