Привет, друзья! На связи Александр, и вы на канале "Заметки Инсайдера".
С момента своего появления в 1984 году, благодаря таланту Джеймса Кэмерона и Гейл Энн Хёрд, "Терминатор" уверенно занял место в пантеоне научно-фантастических боевиков.
Эта кинокартина, удостоенная безоговорочного признания и получившая впечатляющий рейтинг на Rotten Tomatoes, мгновенно приобрела культовый статус.
Образ Т-800, воплощённый Арнольдом Шварценеггером, привёл его к мировой известности и стал отправной точкой для создания многочисленных продолжений, а также сериалов и бесчисленного количества сопутствующих товаров.
В центре повествования – история Сары Коннор (Линда Хэмилтон), которой открывается пророчество о судьбе её нерождённого сына, которому предначертано стать спасителем человечества от грядущего господства разумных машин. Однако искусственный интеллект не намерен уступать без борьбы, отправляя в прошлое неумолимого робота-убийцу, чтобы сорвать триумф человечества в постапокалиптическом будущем.
Хотя оригинальный фильм 1984 года и его сиквел "Терминатор 2: Судный день" 1991 года заслуженно считаются эталонами жанра, с течением времени во франшизе начали проявляться недостатки и противоречия, постепенно подтачивая её былую славу.
Ниже представлены как наиболее сильные и запоминающиеся аспекты "Терминатора", так и моменты, когда франшиза теряла свою уверенность, разочаровывая поклонников и нанося ущерб своей безупречной репутации. Приятного чтения!
Зачёт: фильм "Терминатор: Да придёт спаситель" был для франшизы глотком свежего воздуха
Несмотря на смешанные отзывы, "Терминатор: Да придёт спаситель" незаслуженно обошли вниманием в рамках франшизы. Этот фильм 2009 года интересен тем, что стремится отклониться от привычной схемы повествования, предлагая свежий взгляд на мир "Терминатора".
Пусть общее впечатление от фильма неоднозначно, "Спаситель" воспринимается как глоток свежего воздуха, выделяясь на фоне других, менее удачных продолжений.
В отличие от предыдущих частей, лишь намекавших на масштабную войну между людьми и машинами, "Спаситель" погружает зрителя в самый центр постапокалиптического конфликта, развернувшегося после ядерной атаки Скайнета.
Отходя от традиционной формулы "Терминатора", где главные герои убегают от неумолимого робота-убийцы, "Спаситель" – это военная драма, где человечество вынуждено обороняться.
Вместо всеми узнаваемого героя, принявшего свою судьбу, в центре сюжета "Спасителя" оказывается закалённый в боях Маркус Райт (Сэм Уортингтон).
Когда фильм концентрируется на его истории, он становится по-настоящему захватывающим.
Незачёт: череда неудачных сиквелов практически похоронила киносерию
Самый явный минус франшизы "Терминатор" — чрезмерное количество продолжений и переосмыслений, отсылающих к первым двум частям. Эти сиквелы и ремейки не просто безуспешно пытаются повторить успех оригинальной истории, созданной Кэмероном и Хёрд, но и негативно влияют на восприятие более качественных лент.
Дополнительная неразбериха вносится тем, что разные продолжения по-разному интерпретируют наследие оригинала, при этом заметно страдая от снижения качества.
После культового "Судного дня" (1991) вышло ещё четыре фильма, но ни один не достиг такого признания, как первые два.
Критической точкой падения для франшизы стал "Терминатор: Генезис" (2015), получивший крайне низкую оценку критиков — всего 26% на Rotten Tomatoes.
Хотя "Терминатор: Тёмные судьбы" (2019) и показал лучший результат со времён "Судного дня" — 70% на Rotten Tomatoes, он не оправдал финансовых надежд, собрав в мировом прокате 261 миллион долларов.
Зачёт: музыка Брэда Фиделя — это завораживающий шедевр
Подобно заглавной теме "Хэллоуина" Джона Карпентера, музыкальное сопровождение и основная тема, созданные Брэдом Фиделем для первых двух частей "Терминатора", отличаются лаконичностью, но при этом моментально врезаются в память.
Саундтрек к оригинальному фильму 1984 года, построенный на минималистичном индустриальном звучании, достигается за счёт использования синтезаторов, генераторов звуковых частот и шумовых эффектов, создающих нужное настроение.
Эта сдержанная атмосфера успешно гармонирует с брутальной эстетикой 80-х и футуристическими элементами сюжета, а также выделяет запоминающуюся мелодию.
Фидель также выступил в качестве композитора для фильма "Терминатор 2: Судный день", сохранив знакомые мотивы, но расширив звуковую палитру.
Благодаря использованию оркестра музыка Фиделя приобретает более насыщенное и объёмное звучание, что подчёркивает масштабность кинокартины и усиливает драматизм спокойных сцен.
Работа Фиделя над саундтреками к первым двум фильмам стала фундаментом для всего звукового оформления франшизы, и его творческое наследие заметно во всех последующих частях.
Незачёт: чрезмерное усложнение правил путешествий во времени
В ранних кинолентах серии "Терминатор" механизм перемещения во времени представлен довольно прямолинейно: воины из будущего отправляются в прошлое, чтобы повлиять на развитие событий, устраняя ключевых фигур, определяющих будущее человечества.
В картине "Терминатор: Да придёт спаситель" полностью исключена составляющая путешествий во времени, привычная для франшизы, и показана автономная история, разворачивающаяся в едином временном периоде без каких-либо скачков. После "Спасителя" этот лаконичный подход к перемещениям во времени уступает место всё более запутанным временным линиям, что делает научно-фантастические элементы более сложными и навязчивыми в канве каждого фильма.
- В "Генезисе" появляются концепции временных парадоксов и разветвляющихся временных потоков, возникающих из-за вмешательства в пространственно-временной континуум, а также описываются персонажи, подвергшиеся влиянию этих кардинальных изменений.
- Фильм "Тёмные судьбы" двигается ещё дальше, существенно перекраивая грядущий конфликт: другой сверхразумный ИИ занимает место Скайнета и успешно ликвидирует Джона Коннора до того, как тот смог спасти человечество, тем самым искажая ход времени.
Оба эти фильма, хоть и раскрывают идею путешествий во времени, излишне усложняют её, пытаясь вывести франшизу на новый уровень, что приводит к противоречивым итогам.
Зачёт: темп и динамика в "Терминаторах" продуманы до мелочей
В фильмах серии "Терминатор", где роботы-убийцы рыщут по Лос-Анджелесу в поисках конкретных целей, герои вынуждены скрываться от преследования, чтобы затем собраться с силами и противостоять врагу.
Этот сюжетный ход позволяет создателям наращивать тревогу, пока персонажи, спасаясь от безжалостных машин, ищут убежище, предваряя взрывные сцены действия.
Кинематографисты умело используют момент, когда саспенс достигает пика, чтобы эффектно выплеснуть накопившееся напряжение в динамичных эпизодах.
От перестрелки в полумраке ночного клуба в первом "Терминаторе" до головокружительной погони с участием мотоцикла и грузовика в "Судном дне", точная режиссура и впечатляющая операторская работа создают незабываемые моменты.
Однако эти яркие сцены были бы не столь эффектны без мастерски выстроенного напряжения, когда герои, пытаясь уйти от преследования, ищут укрытие где угодно: от автостоянок до игровых залов.
Серия фильмов "Терминатор" демонстрирует искусство создания боевика, в котором режиссёр знает, когда необходимо сделать передышку перед тем, как вновь окунуть зрителя в безостановочную погоню.
Незачёт: наигранные попытки пошутить граничат с самоиронией
В культовой франшизе "Терминатор" юмор всегда играл определённую роль, зачастую подчёркивая абсурдность происходящего и служа разрядкой для зрителей. Однако в сиквелах, последовавших за "Судным днём", комические элементы, присущие первым двум частям, нередко уступали место более навязчивым и отвлекающим приёмам.
Уже в "Терминаторе 3: Восстание машин" можно заметить спорное использование юмора — тенденцию, которая лишь усугубляется в последующих фильмах после 2003 года.
В "Восстании машин" шутки возникают практически сразу и с завидной регулярностью: эпизод, где Т-800 добывает одежду в гей-клубе, и его ставшая крылатой фраза "поговори с рукой" служат яркими примерами.
В "Генезисе" и "Тёмных судьбах" высмеивание персонажей достигает апогея неловкости. Причём в фильме 2019 года мы видим Т-800, ушедшего на покой и занявшегося дизайном интерьеров.
Несмотря на наличие юмора в ранних картинах, в поздних "Терминаторах" он постепенно превращается в самопародию, что негативно сказывается на кассовых сборах.
Зачёт: оригинальный "Терминатор" похож на слэшер
Несмотря на то что франшиза славится зрелищными и разрушительными сценами действия, в первом "Терминаторе" акцент сделан на более сдержанном и личном подходе к созданию саспенса.
Фильм, выпущенный в 1984 году, во многом напоминает по динамике классический слэшер: Т-800 хладнокровно и беспощадно устраняет любого, кто препятствует его продвижению или противоречит его цели.
Отличием Терминатора от обычных злодеев, таких как Майкл Майерс или Джейсон Вурхиз, является наличие металлического скелета и предпочтение огнестрельного оружия колюще-режущим.
Эта тревожная уязвимость особенно ярко проявляется, когда T-800 вламывается в дом Сары и зверски расправляется с её соседкой по комнате Джинджер (Бесс Мотта) и её спутником Мэттом (Рик Россович).
В отчаянии Сара звонит в квартиру, пытаясь предупредить друзей о нависшей опасности, но они слишком увлечены друг другом. Как и в лучших традициях фильмов ужасов, сразу после этой интимной сцены пара становится жертвой жестокого нападения, а напряжение достигает своего пика.
Этот ужасающий эпизод демонстрирует, насколько пугающим и неумолимым может быть Терминатор, когда действие фильма 1984 года набирает обороты.
Незачёт: включение Арнольда Шварценеггера в сиквелы после "Восстания машин"
"Терминатор" стал трамплином для взлёта популярности Шварценеггера, и киносерия постоянно эксплуатирует его образ, делая акцент на легендарном персонаже.
Присутствие Шварценеггера в амплуа Т-800 радует зрителей в первых частях, но затем франшиза прибегает к сомнительным методам, чтобы вернуть его на экран и воссоздать былой успех.
В фильме "Да придет спаситель" отчётливо видно стремление выйти за рамки участия Шварценеггера, однако задумка в полной мере не реализуется: Т-800 с внешностью Арни всё равно фигурирует на экране.
"Терминатор: Да придёт спаситель" вышел в период, когда Шварценеггер занимал пост губернатора штата Калифорния. В связи с этим в картине 2009 года роль Т-800 исполнил Роланд Кикинджер, а лицо Шварценеггера было создано с помощью компьютерных технологий.
Подобное появление выглядит искусственным и отвлекает от решающего момента, не добавляя кульминации необходимой значимости и эмоциональной окраски.
В "Темных судьбах" персонаж Т-800 в исполнении Шварценеггера также кажется натянутым: робот долгие годы жил жизнью отшельника, а в финале внезапно объединяется с Сарой.
Зачёт: визуальные эффекты «Терминатора 2» до сих пор в почёте
В картине "Терминатор 2: Судный день" T-800 сражается с грозным T-1000 (в исполнении Роберта Патрика) — более современной моделью Терминатора, прибывшего из мрачного будущего и созданного из жидкого металла.
Благодаря своему необычному составу, T-1000 обладает способностью трансформировать своё тело в процессе преследования Джона и Сары Коннор.
В 1991 году визуальные эффекты, использованные для создания образа T-1000, стали прорывом в технологиях. К слову, они вызывают восхищение и сегодня.
Для демонстрации эффекта жидкого металла у T-1000 создатели фильма использовали комбинацию компьютерной графики, грима и искусного монтажа для достижения необходимого результата.
Кэмерон активно работал с компанией Industrial Light & Magic над "Судным днём", и около 5 миллионов долларов из бюджета фильма было вложено в визуальные эффекты.
Эти инвестиции оправдали себя: жидкий металл не только успешно выдержал испытание временем, но и остаётся самым выдающимся визуальным эффектом во всей серии фильмов.
Незачёт: ненужные повороты сюжета портят сиквелы
В продолжениях "Терминатора", появившихся после культового "Судного дня", сюжетные интриги и внезапные кульбиты стали неотъемлемой частью финальных актов, задуманных для шокирования публики и создания эффекта повышенной опасности.
Однако, к сожалению, эти попытки удивить не достигают цели, превращаясь скорее в ненужные препятствия на пути к логическому завершению повествования. Более того, с каждой новой частью франшизы ценность этих сюжетных твистов неуклонно падает, вызывая у поклонников закономерный вопрос об их целесообразности в поздних фильмах.
- Например, в фильме "Терминатор 3: Восстание машин" зрителю преподносится мысль о неотвратимости ядерной войны Скайнета против человечества, а T-800 эвакуирует Джона Коннора и его будущую жену Кейт Брустер в безопасное место.
- В картине "Терминатор: Да придёт спаситель" драматический финал ознаменован самопожертвованием Маркуса Райта, отдавшего своё сердце Джону Коннору, чтобы спасти его жизнь.
- "Терминатор: Генезис" удивляет превращением альтернативной версии Джона Коннора в путешествующего во времени Терминатора, угрожающего иному временному континууму.
- Наконец, "Терминатор: Тёмные судьбы" предлагает зрителю самый причудливый поворот – вышедший в отставку T-800 анонимно снабжает Сару Коннор информацией, помогая ей охотиться на других Терминаторов.
Чем больше размышляешь об этих сценарных решениях, тем менее логичными они кажутся.
Зачёт: Линда Хэмилтон в роли Сары Коннор
В эпоху, когда ведущие роли в масштабных голливудских фильмах редко доставались женщинам, Сара Коннор, воплощённая Линдой Хэмилтон, встала в один ряд с Эллен Рипли в исполнении Сигурни Уивер, став культовым персонажем научно-фантастического экшена.
В "Терминаторе" мы видим, как Сара преображается из обычной работницы общепита в отважного бойца, одерживающего победу над Т-800 в напряжённой схватке на заводе.
Эта трансформация персонажа получила развитие в "Судном дне" и "Тёмных судьбах", где Сара предстаёт как закалённый ветеран и эксперт по оружию, способный в одиночку противостоять Терминаторам.
В исполнении Хэмилтон Сара Коннор – это не просто выжившая, а личность, готовая преследовать тех, кто ей угрожает.
Задолго до преображения Лори Строуд в "Хэллоуине" в стойкого воина, Хэмилтон превратила Сару в настоящего героя боевика, закалив её травму стальной решимостью.
Чтобы сбалансировать этот образ, актриса также показывает трагическую беззащитность Сары как человека, пожертвовавшего всем ради выживания и борьбы за человечество, добавляя тем самым глубину всей франшизе.
Незачёт: в трейлерах к ожидаемым фильмам раскрыли главную интригу
Во франшизе "Терминатор" неожиданные повороты сюжета — её визитная карточка. Однако ключевые моменты, задуманные как сюрприз, зачастую раскрывались зрителю благодаря маркетинговой стратегии.
Например, в начале "Судного дня" Т-800 представлен как очередная модель, прибывшая в прошлое с целью ликвидации Джона Коннора. Но затем, в кульминационный момент, он спасает подростка от Т-1000, повергая того в шок.
Этот поворот был бы ошеломительным, если бы не был заранее известен: героическая перемена в поведении Т-800 была продемонстрирована в трейлере к фильму, где Т-800 встаёт на защиту Джона и Сары.
К сожалению, "Судный день" — не единственный фильм серии, где основная сюжетная линия была рассекречена в рекламных материалах до официальной премьеры.
В "Спасителе" Маркус обнаруживает, что он — киборг, после обследования борцами сопротивления в ходе войны человечества против машин.
Этот поворот был аналогичным образом показан в трейлерах в преддверии выхода фильма на экраны, лишая зрителей возможности узнать кибернетическую тайну Маркуса вместе с ним самим.
Зачёт: превращение Арнольда Шварценеггера из безжалостного злодея в героя
Всемирная слава пришла к Арнольду Шварценеггеру с выходом фильма "Терминатор", где он предстал в образе безжалостного робота-андроида.
Фильм 1984 года запечатлел Шварценеггера в роли Т-800, чья ледяная внешность и атлетическое телосложение навсегда стали символом киносерии. Через семь лет после того, как Шварценеггер сыграл главного злодея в этом научно-фантастическом боевике, он вернулся к роли Т-800 в фильме "Терминатор 2: Судный день", но уже в качестве защитника человечества, став героем франшизы.
Неслучайно Шварценеггер продолжает исполнять эту полюбившуюся зрителям роль в серии фильмов, даже если это идёт вразрез с логикой повествования.
Десятилетия спустя после первого появления в образе Т-800, Шварценеггер по-прежнему органично смотрится в роли футуристического убийцы, несмотря на то, что в последующих фильмах ему доставалось меньше экранного времени и возможностей для самовыражения.
"Конан-варвар" стал важной вехой в карьере Шварценеггера, но именно "Терминатор" окончательно закрепил за ним статус иконы жанра боевика, и его игра до сих пор излучает ту самую холодную харизму.
Незачёт: переделки в сиквелах портят наследие превосходных фильмов
Киносериал "Терминатор" демонстрирует неприятную закономерность: его продолжения зачастую оказываются не просто неудачными, а откровенно подрывающими ценность предшествующих частей.
Этот удручающий тренд зародился ещё в "Судном дне", где выяснилось, что Скайнет, потерпев фиаско с Сарой, обратил своё внимание на Джона.
И хотя "Судный день" многими считается вершиной франшизы, последующие фильмы лишь множат урон, наносимый сюжету и его значимости.
После того как герои в "Судном дне" отчаянно боролись, чтобы избежать катастрофы, уничтожив корпорацию "Кибердайн", в "Восстании машин" нам сообщают, что машинный апокалипсис был предрешён, тем самым обесценивая все усилия Сары и Джона.
В "Тёмных судьбах" сюжет идёт ещё дальше: в самом начале фильма Т-800 успешно устраняет Джона, лишая его возможности исполнить своё предназначение.
Подобный ход принижает все те испытания, через которые Коннор прошёл, чтобы выжить в предыдущих фильмах, и служит лишь искусственным оправданием для дальнейшего развития сюжета.
Спасибо за прочтение, друзья! Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации. Если статья наберёт 200 лайков, я расскажу, какие отсылки к другим фильмам серии присутствуют в кинокартине "Терминатор: Тёмные судьбы".
С другими статьями, посвящёнными франшизе "Терминатор", вы можете ознакомиться в этой подборке.
На своём втором канале "Лунный Буржуй" я относительно недавно разместил статью, посвящённую фильму "Пятый элемент". Уверен, она вас заинтересует.