Найти в Дзене
Герои без Легенды

Король Сигизмунд и роковая битва при Никополе

Оглавление

Значение битвы при Никополе

Битва при Никополе относится к числу знаменитых сражений Средневековья, таких как битвы при Креси (в этом сражении погиб дед Сигизмунда Иоанн Люксенбург), Пуатье, Азенкуре или Грюнвальде. Естественно, она описана не раз как в научных и военно-исторических трудах, так и в беллетристике. Я же постараюсь сконцентрироваться на фигуре Сигизмунда Люксембурга как участника этих событий.

Наступление крестоносцев

-2

Итак, на дворе 1396 год. Крупная армия крестоносцев переправилась через Дунай, взяла штурмом незначительные турецкие крепости Оряхово и Видин и, непонятно зачем, полностью вырезала их гарнизоны. Столь незначительные успехи вскружили головы бургундским и французским рыцарям. Христианская армия состояла из разных контингентов: прекрасно экипированных бургундских и французских рыцарей, немцев, поляков и, собственно, венгров со своими союзниками — трансильванцами и валахами под руководством Мирчи Старого. Единого командования, в отличие от турецкой армии, у них не было.

И когда пришло время решительной битвы с османами под Никополем, единого плана сражения выработано не было. Возможно, это произошло потому, что обсуждение велось во время всеобщего застолья, и все были заняты другим важным делом, не менее увлекательным.

Сигизмунд предложил начать битву с атаки турецких позиций силами лёгкой венгерской и валашской конницы с последующим подключением тяжёлой, латной франко-бургундской рыцарской компоненты. Предложение венгерского короля поддержал господарь Валахии Мирча, не раз до этого скрещивавший меч с турками, и, что самое важное, его поддержал опытный французский полководец де Куси.

Но тут последовало море возмущения со стороны многих французских и бургундских лидеров, явно не желавших ни с кем делить лавры победы. Один из них, граф д’Э, объявил: «Да, король Венгрии хочет добыть себе всю славу и всю честь». Сигизмунду пришлось уступить. В первых рядах союзной армии шли те, кто этого очень хотел — французские и бургундские рыцари.

Ошибки командования

Ремарка. Существует мнение многих военных историков, что если бы руководители крестоносцев прислушались к мнению Сигизмунда, катастрофы удалось бы избежать. Но стоит напомнить эпизод из нашей истории — битву на Калке, когда тяжёлая монгольская конница Субэдэя опрокинула половцев, те побежали и смешали строй русских дружин. К чему это привело — знают все. Так что вопрос с построением спорный.

Перед началом сражения Сигизмунд попросил руководителей крестоносцев не начинать битвы до построения венгерского войска, которое должно было наступать вторым эшелоном вслед за рыцарями. Просьба услышана не была. И пусть старый вояка де Куси убеждал в разумности этого предложения, но поддержки он нашёл только у бывалого воина адмирала де Вина, который промолвил: «Когда правда и обстоятельства не слышны, должно править высокомерие».

Адмирал де Вин выполнил свой долг воина, сражался до тех пор, пока несколько турецких копий не поразили его. На поле боя нашли тело этого старого солдата, в руках он сжимал священное знамя с изображением Богородицы.

Разгром союзников

-3

Не буду подробно описывать атаку франко-бургундских рыцарей, у которых всё шло хорошо до момента встречи с гвардией султана Баязида — силихдарами, равными им по качеству вооружения и уж точно имевших больший опыт многих сражений. В этот момент они нуждались в помощи второй линии наступления христианского войска — венгров Сигизмунда, но те не подоспели.

И вот почему: по венгерской рати нанёс удар бронированный кулак тяжёлой конницы сербов Стефана Лазаревича, верного слуги султана Баязида. Сербы прорвались к ставке Сигизмунда и опрокинули его боевое знамя, что привело в замешательство венгров. Возможно, именно тогда Сигизмунд понял, что венграм не хватает стойкости и упорства в бою.

Дальше последовало отступление к Дунаю. К счастью для крестоносцев, в Дунай вошли флотилии их итальянских союзников, на которые эвакуировалась часть отступающих воинов. Был эвакуирован и Сигизмунд на галеру венецианского адмирала Мочениго. На берегу реки остался заслон польских рыцарей, прикрывавших эвакуацию своих боевых товарищей. Все они погибли, выполняя свой воинский долг.

После их смерти наступающих турок сдерживали 200 итальянских арбалетчиков — их постигла та же участь. Следует отметить, что это первое упоминание о столкновении поляков с турками. В дальнейшем их противостояние продлится более 300 лет.

Итоги поражения

А что Сигизмунд? На всё происходящее он заметил гроссмейстеру ордена госпитальеров Филиберту де Наильку: «Мы проиграли сражение из-за гордости и тщеславия французских рыцарей. Если бы они прислушались к моему совету, у нас было бы достаточно воинов, чтобы защитить себя от врагов». С этим высказыванием можно соглашаться, можно и нет.

Но за проигранное сражение ответственность несёт весь командный состав, и Сигизмунд в том числе.

Сигизмунд хоть и понёс репутационные потери, но остался жив и здоров. А вот руководство крестоносцев во главе с Жаном де Невером сдалось в плен туркам, и за них пришлось выплачивать немалый выкуп. Помимо этого, они присутствовали на казни сдавшихся вместе с ними подчинённых. По разным источникам, было казнено от 300 до 3000 человек. Так султан Баязид отомстил за резню, устроенную крестоносцами гарнизонам турок и их союзников, попавших к ним в плен.

По некоторым источникам, когда Сигизмунд вместе с византийским императором Мануилом проплывал Босфор, направляясь домой, Баязид выстроил на берегу своих знатных пленных для унижения обоих властителей этим зрелищем. Император Мануил заслуженно считался провидцем и толкователем снов и, полагаю, в душе усмехался над султаном, предвидя для Баязида скорую встречу с одним замечательным человеком по имени Тимур.

Что же касается Сигизмунда, то подобные парады были ему совершенно нипочём. Он хорошо держал удар, его выручали упорство и настойчивость. Сдаваться он не собирался. Но об этом позже.

Эпилог

Маленькая ремарка. Жан де Невер получил хороший жизненный опыт. В дальнейшем он станет герцогом Бургундии, удачливым политиком, полководцем и организатором убийства одного из своих политических противников — Людовика Орлеанского, брата французского короля Карла VI, двоюродного брата самого Жана. Для нашей истории убийство этого человека важно тем, что он был мужем по договорённости королевы Венгрии Марии. Не надолго. Впоследствии она сделала правильный выбор и вышла замуж за Сигизмунда Люксембурга, нашего главного героя, правда, жили они раздельно. Уже тогда практиковался гостевой брак.

Прочитать статьи о жизни и деятельности короля Сигизмунда Люксембурга можно здесь: 👇

Здесь ещё больше интересных материалов 👇

👉 [Подписаться на канал] https://dzen.ru/heroeswithoutlegend