Найти в Дзене

Путешествуя по стране гейзеров и долин. Тордур Магнуссон – «Сцены Исландии”

Однажды я пошёл на веб-прогулку по интернет-магазину shop.icelandmusic.is в поисках интересных нот, которые могли бы расширить мой пианистический кругозор. И моё внимание в какой-то момент привлёк фортепианный цикл Тордура Магнуссона “Сцены Исландии”.
Большое удовольствие для музыканта-исследователя - изучать творчество композиторов редких для нашего музыкознания стран. Это связано с некоторой загадкой таких композиторских школ, которую пока ещё не раскрыли основательно в своих научных трудах наши исследователи.
Сейчас российское музыкознание направлено на изучение композиторских школ не только Европы, но и стран Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии. Каждая из этих композиторских школ самобытна, обладает своими как авторскими решениями, так и народно-музыкальными первоистоками.
Сейчас в тренде переориентация современных исследований композиторских школ мира преимущественно на азиатские страны, такие как Иран, Индия и КНР.
Но среди европейских стран есть немало композиторских школ


Однажды я пошёл на веб-прогулку по интернет-магазину shop.icelandmusic.is в поисках интересных нот, которые могли бы расширить мой пианистический кругозор. И моё внимание в какой-то момент привлёк фортепианный цикл Тордура Магнуссона “Сцены Исландии”.

Большое удовольствие для музыканта-исследователя - изучать творчество композиторов редких для нашего музыкознания стран. Это связано с некоторой загадкой таких композиторских школ, которую пока ещё не раскрыли основательно в своих научных трудах наши исследователи.

Сейчас российское музыкознание направлено на изучение композиторских школ не только Европы, но и стран Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии. Каждая из этих композиторских школ самобытна, обладает своими как авторскими решениями, так и народно-музыкальными первоистоками.

Сейчас в тренде переориентация современных исследований композиторских школ мира преимущественно на азиатские страны, такие как Иран, Индия и КНР.

Но среди европейских стран есть немало композиторских школ, которые остаются для нас “белыми пятнами”. Преимущественно это сравнительно небольшие страны: Бельгия, Ирландия, Босния и Герцеговина, Словения. Но есть среди таких не очень хорошо изученных композиторских школ и североевропейские – например, Швеция.

А мы отправляемся в Исландию – маленькую гордую страну, расположенную на одноимённом острове в Северной Атлантике, а также на нескольких мелких прилегающих к нему островках. Её население сравнимо с одним из областных центров в Центральной России при несравненно большей площади (общая плотность населения всего немногим более 3,5 чел./км2).

Островное расположение на северо-западном краю Европы, некоторая изолированность от общеевропейских (но не скандинавских) культурных процессов, продвижение реликтовости собственных культуры и искусства привели к тому, что к концу XIX – началу XX века в Исландии сформировалась собственная композиторская школа, которая переживает значительный бум и в XXI веке.

Композиторская школа Исландии в XXI веке активно интегрируется в общеевропейские музыкальные процессы. Её представители активно осваивают современные техники, приёмы игры на инструментах, переосмысливают сложившиеся музыкальные традиции и привносят на континент свои уникальные штрихи.

Из «отстающих» по уровню композиторской техники и развития музыкальной жизни европейских стран в начале-середине XX века Исландия уже в первое десятилетие XXI века превратилась в стремительно догоняющую страну.

Современные композиторы Исландии активно реализуют не только принципы современной композиции, но и новые прочтения некоторых культурных традиций прошлого. Одним из таких прочтений стал фортепианный цикл Тордура Магнуссона «Сцены Исландии».

Этот цикл был написан в 2016 году тогда ещё 43-летним композитором (Тордур родился 25 февраля 1973 года), выпускником Парижской консерватории, в двух версиях. Изначально произведение создавалось в качестве одного из «леворучных», предназначенных специально для разработки левой руки пианиста, однако по ходу работы над циклом Тордур решил переработать его и создать цикл из пяти пьес уже для полноценного двухручного исполнения.

Получившийся фортепианный цикл обладает не только уникальным музыкальным содержанием, но и удивляет исполнителя или исследователя нестандартностью сюжетов, заложенных в каждой из его частей. Всего в «Сценах Исландии» представлены пять пьес, каждая из которых обладает своим уникальным языком. Но есть и несколько объединяющих факторов, которые централизуют содержательную, композиционную и музыкально-синтаксическую стороны:
Первый из них – сама программная идея.
Возможно, что Тордур, который обучался в Париже, интересовался, прежде всего, французской музыкой, но «Сцены Исландии» можно трактовать и как идейное продолжение цикла симфонических поэм Бедржиха Сметаны «Моя родина». У Сметаны тоже пять симфонических поэм, а Тордур реализует свои видения сцен своей родины также в пяти, но уже сольных фортепианных, пьесах.
Второй – использование концептуальных наработок из «24 прелюдиц» Клода Дебюсси».
Помимо того, что в своём цикле Тордур помещает название каждой пьесы в виде концепвой ремарки, отдельные особенности гармонического и метроритмического языка также переняты композитором у Дебюсси.

В чём же красота гармонического и метроритмического языка «Сцен Исландии».

Перелистаем страницы пьес:

Охладимся под струями водопада.
«Водопад на маленьком ручье на востоке» - лирико-жанровая пьеса, которую можно с лёгкостью определить как полноценную пьесу для левой руки, переработанную в двухручную фактуру.

Содержательный портрет водопада здесь передаётся фигурацией фортепианной фактуры, которую сопровождает монодия, отдающая призрачностью, таинственностью, туманностью – всё, что можно встретить во время прогулки по природе в глубине острова Исландия. Пьеса обладает уникальной регистровой шириной – от звука А субконтроктавы внизу (в заключительной каденции) до звука Cis четвёртой октавы, который появляется несколько раз в солирующей монодии. Также её характерной особенностью является приверженность композитора уменьшённым и увеличенным гармониям внутри сопровождающего фактурного слоя.

Поднимемся в горы на высоту птичьего полета
«Горы, смотрящие глазами птиц» - экспрессивная пьеса, содержащая в себе некоторые признаки условной диатоники, политональности и, в то же время, внутренней противоречивой контрастности. В её основе лежат две контрастные темы, первая из которых – экспрессивный и возвышенный речитатив, а вторая – монологическая, производная от главной. Для того, чтобы возвысить содержательное олицетворение гор и птиц, Тордур активно применяет резкие динамические контрасты – от фортиссимо до пиано.

Спускаемся вниз по реке
«Прогулка по великой реке Лагарфлёт» - лирическое завершение «Сцен Исландии», которое представляет собой неспешно излагаемую тему с хоральной по своей природе фортепианной фактурой. Самая медленная из пьес в цикле.

Вот такой необычный фортепианный цикл «Сцены Исландии» написал Тордур Магнуссон. Он отличается необычным гармоническим языком и глубиной фортепианной звукописи.

А вы знакомы с творчеством исландских композиторов? Какие их произведения вы слушали или играли? Пишите в комментариях.