Найти в Дзене

«Северный морской путь через 500 лет»

На международном форуме «Мировая атомная неделя» (World Atomic Week, WAW – 2025) обсудили перспективы развития Северного морского пути. Северный морской путь (СМП) — кратчайший судоходный маршрут между западной частью Евразии и Азиатско-Тихоокеанским регионом и исторически сложившаяся национальная транспортная артерия России. Ее протяженность составляет около 5600 км. Важной темой обсуждения стал трансарктический транспортный коридор, который должен реализовать территориальный потенциал Дальнего Востока и Сибири. Это будет серьезный комплексный проект для повышения эффективности развития регионов страны. Для понимания в 2021 году объем груза, перевезенного по северному морскому пути составил 34,85 млн тонн. Свыше 2 млн тонн были грузы иностранных компаний. В последующие пару лет ситуация ухудшилась и объемы перевозимых грузов упали. Но в 2024 году показатели резко возросли. Был установлен новый рекорд - грузопоток составил 37,9 млн тонн! Снова выросла доля иностранных грузов. На смену

На международном форуме «Мировая атомная неделя» (World Atomic Week, WAW – 2025) обсудили перспективы развития Северного морского пути.

Северный морской путь (СМП) — кратчайший судоходный маршрут между западной частью Евразии и Азиатско-Тихоокеанским регионом и исторически сложившаяся национальная транспортная артерия России. Ее протяженность составляет около 5600 км.

Важной темой обсуждения стал трансарктический транспортный коридор, который должен реализовать территориальный потенциал Дальнего Востока и Сибири. Это будет серьезный комплексный проект для повышения эффективности развития регионов страны.

Для понимания в 2021 году объем груза, перевезенного по северному морскому пути составил 34,85 млн тонн. Свыше 2 млн тонн были грузы иностранных компаний. В последующие пару лет ситуация ухудшилась и объемы перевозимых грузов упали. Но в 2024 году показатели резко возросли. Был установлен новый рекорд - грузопоток составил 37,9 млн тонн! Снова выросла доля иностранных грузов. На смену европейским партнерам пришли Индия и Китай.

И это не удивительно, ведь интерес к СМП не угасает уже на протяжении 500 лет! Раньше люди стремились в Арктику за пушниной, потом за полезными ископаемыми, теперь же это стратегически важный транспортный коридор международного масштаба.

Именно передовые технологии атомной отрасли помогают России осваивать Северный морской путь. Из-за сложных и непредсказуемых климатических условий Арктики, для обеспечения безопасного прохода коммерческих и научных судов необходимы атомные ледоколы. Исторически путь был доступен лишь несколько месяцев в году, ведь большую часть года моря Северного Ледовитого океана покрыты льдами.

фото Госкорпорация "Росатом"
фото Госкорпорация "Росатом"

Сейчас на СМП задействовано 8 российских атомных ледоколов:

Четыре универсальных атомных ледокола мощностью 81 тыс. л. с. («Арктика», «Сибирь», «Урал» и «Якутия»);

Два атомных ледокола мощностью 75 тыс. л.с. («Ямал», «50 лет Победы»);

Два ледокола мощностью около 50 тыс. л.с. («Таймыр», «Вайгач»).

В стадии строительства находятся еще 4 атомных ледокола.

фото Госкорпорация "Росатом"
фото Госкорпорация "Росатом"

Все проекты в Арктике основаны на экспорте и рассчитаны на десятилетия. Сейчас у России горизонт планирования 50 лет.

А что же арктический туризм на Северном морском пути?

К сожалению, ближайшие пару десятилетий он будет невозможен. Причина все таже - сложные климатические условия. А катать на атомных ледоколах праздных туристов пока непозволительная роскошь.

фото Госкорпорация "Росатом"
фото Госкорпорация "Росатом"

Но к 2050 году ситуация должна измениться. Ведь туристическая отрасль одна из самых перспективных, а желающих испытать на себе суровые арктические условия всегда в избытке. И я, кстати, в их числе)))