Приветствую всех!
Убивая словоохотливость и водянистость пространных рассуждений бесконечного самокопания тревожной личности, я в своей предыдущей главе начал рассказ про короткометражный фильм «Кара», о появлении концепции цветов, как действующих лиц, а также про цветовые схемы. Надеюсь было интересно и полезно.
Для тех, кто начал читать блог с этой статьи, я дублирую предыдущую статью
И, конечно, ссылка на сам фильм.
Из забавного: я хотел отправить этот фильм на фестиваль «Короче» (чем черт не шутит, подумал я тогда), но он оказался слишком коротким для «Короче».
Ну, ничего, я соберу свой фестиваль…
А коротким фильм получился из-за требований к домашнему заданию – этюд не должен длиться больше двух минут. Фильм получился чуть дольше, но мне это простили😊, а мы продолжим дальше.
Сценарий.
Сценарий этого фильма занял полторы страницы, но исключительно потому, что я многословный автор. Это можно увидеть на картинке с одной из версий сценария.
Тут, кстати, я выделил пару мест.
Во-первых, «РАНЕЕ». Я так больше не пишу, сейчас объясню почему.
В формате сценарной записи «Американка», который является самым популярным в мире уже много лет, присутствует строгая структура при обозначении начала сцены:
ИНТ/НАТ (интерьер/натура) – это тип локации, где происходит действие - в помещении или на улице.
Место действия.
Тут всё нормально, для полуторстраничного сценария. Но если, к примеру, пишется сценарий, где идёт переход между комнатами и есть разные локации, то лучше писать указывая локацию более крупную, дальше идти к более конкретному месту, спускаясь тем самым с общего объекта к конкретному подобъекту. Например : «ИНТ. Квартира Мстителя. Ванная комната». Это делается для того, чтобы в дальнейшем можно было легче посчитать количество сцен на одной локации и понимать, какие комнаты нужны. Такое понимание поможет при выборе локации, а так же при создании календарно-постановчного плана (КПП). Добавлю, что одна и та же квартира в кино может быть двумя и больше квартирами в реальности и наоборот, но это уже другая история.
Время. А точнее часть суток
И вот тут «Ранее» рождает кучу вопросов. Особенно, если придёт второй режиссёр, который должен составлять КПП фильма. И он сразу скажет: Что за ранее? На сколько ранее? На пять секунд, на три дня, два года, а как мы понимаем, что это ранее?
То есть, как сценарист, я тут не подумал о тех, кто будет его разбирать и реализовывать, но слава Богу, разбирал тот же человек, который сочинял всё это, так что накосячевшего сценариста он понял😊
И ещё выделена фраза «Мститель кидает фотографию Обидчику, он видит на ней девушку». Даймон Чередняк (тот кто играл Мстителя) был сердито против такого хода и говорил о том, что это клише. Мы какое-то время поспорили, но потом я тоже пришёл к этому выводу и решил, что надо менять (да и вообще, как он её увидит? в какой позе он должен быть? как она должна лежать, а если упадёт спиной вверх, не продуманное решение) . Но без показа мотива, а именно фотографии девушки (надо было сделать ещё черную ленту, но я не додумался), всё будет объясняться через закадровый голос, а это очень плохо, потому что кино это про то, что надо показывать, а не рассказывать. А как показать причину? Тогда я решил, что нужно утрировать. Показывать не просто причину, а помешанность, что-то нездоровое. Я сказал Даймону, что он прав и бросать фотографию он не будет, даже трогать фотографию не станет. Он очень обрадовался, а когда пришёл на место съёмок и увидел это:
Он был счастлив и сказал, что это отличная идея!
Брехня, конечно, но преимущество быть режиссёром – это возможность сказать актёру: «Так, всё. Я режиссёр, ответственность моя и решаю я. А теперь живо в кадр». Жаль, к тому моменту я ещё не научился так говорить и в целом был более лояльным чем сейчас. Что привело к некоторому количеству косяков в фильме.
Ну, а теперь, надеясь, что ещё не потерял всех читателей и кому-то продолжает быть интересно, я расскажу, про пару художественных решений.
Про фотографии я рассказал, как видите, тут пришлось добавить новый свет, который был бы уже олицетворением мира мертвых, плюс сочетался бы с ранее выбранными двумя. Получилось примерно так:
И одно из самых интересных решений на мой взгляд, хотя некоторые считают ошибкой:
Самострел. Почему не пистолет? Хотя и были разные варианты бесплатного реквизита, но пистолет и самострел под собой подразумевают разные истории, и для реализации отмщения устраиваемого обычным человеком, потерявшим всё, сугубо для меня, самострел был более хорошим решением, означающим отсутствие связей и самостоятельную автономную подготовку. Поэтому подбирая реквизит, я решил, что нужно сделать своими руками. Кстати, я специально нарушил технологию, чтобы это было полностью безопасно для оператора и не походило на огнестрельное оружие в случае, если меня остановит полиция с наручниками и огнестрелом😊😊. Честно говоря, он даже транспортировался в разобранном виде.
А как приятный бонус – красивый кадр после выстрела с пистолетом смотрелся бы более обычно.
А ещё у Мстителя на футболке надпись «сгоревший человек» на английском, но надпись оказалась незаметна.
И финальный этап: монтаж.
Историю про монтаж начну с небольшой исторической справки, про один приём, ставший опорой для многих поколений киноделов: 107 лет назад был открыт озвучен интереснейший монтажный приём: Эффект Кулешова. Открыл его, как бы предсказуемо это не прозвучало, великий русский кинорежиссёр и оператор Лев Кулешов. Суть его заключается в том, что мы бессознательно интерпретируем эмоции человека с контекстом происходящего:
То есть, мы считываем эмоции человека, опираясь на то, что могли бы сами почувствовать при попадании в тот же контекст.
Кстати, Альфред Хичкок потом дополнил эффект Кулешова, так оказалось, что мы и реакцию человека считываем по такому же принципу.
Так что на вопрос Даймона «что мне делать в кадре?» я ответил: «просто мой руки и посмотри в зеркало, мы потом всё смонтируем!».
Я планировал воспользоваться этим эффектом, но на монтаже оказалось, что не работает так как я бы хотел.
Пу-пу-пу-пу, подумал я... Хорошо, что я перестраховался и сделал субъективный взгляд и кровавые руки. Так что лучше иметь план Б и запасные кадры.
Но для честности и открытости я должен сказать, что большое количество запасных кадров у меня было из-за того, что я не сделал раскадровку и режиссёрский сценарий, а мизансцену мы развести могли только в день съёмок. Это был моя серьёзная ошибка. Так что к подготовке следующего своего коротыша уже длинной на три минуты, я подошёл лучше, о чём тоже планирую рассказать.
Как видите, подготовка к простому фильму длиной в 2 минуты, требует большого количества ресурсов и не только моих, а всей команды. И на каждом этапе может пойти что-то не так. Фильм рождается три раза: когда пишется сценарий, когда идёт съёмка и на монтаже и на последнем этапе все ошибки догоняют тебя, заставляя принимать сложные решения по вырезанию каких-то даже очень красивых кадров.
В этой статье я не рассказал про композитора Виктора Астапенко, который на протяжении трёх фильмов, начиная с этого создаёт музыку для моих фильмов, не сказал про актёра озвучки Юрия Катарманова, который мне помогает во многом и с радостью включается в мои проекты и с которым мы часто выступали на одной сцене театра. Но обязательно расскажу про них, когда будет цикл статей про фильм «ИСКЪ»
А сейчас всем спасибо за внимание и если вы дочитали, то я очень рад. Мне было приятно поделиться историей кинопроизводства и за одно снова осмыслить проделанную работу и совершённые ошибки.
До свидания!