Найти в Дзене
На чемоданах

Миллиард, 35 домов и 15 музеев: что сделал предприниматель с заброшенным селом Вятское и почему проект оказался прибыльным?

Ещё каких-то пятнадцать лет назад Вятское выглядело так же, как десятки других русских деревень, затерянных среди полей и лесов Ярославской области. Потемневшие от времени избы с перекошенными крышами, растрескавшиеся резные наличники, заросший травой храм на берегу неглубокой речушки и полное ощущение, что жизнь здесь замерла.
Казалось, так и будет всегда. Но у этой истории нашёлся человек, который доказал: даже один увлечённый человек способен воскресить целое село.
--- Когда-то Вятское знали как зажиточное купеческое село. Здесь жили старообрядцы, торговцы и предприимчивые крестьяне. Во времена строительства Петербурга многие уезжали на заработки, а вернувшись, возводили дома по столичному образцу - просторные, с красивыми фасадами и богатыми интерьерами.
Но революция и последующие десятилетия разрушили прежний уклад. К концу XX века жизнь в селе угасала: колхоз разорился, храм лишился куполов, купеческие особняки медленно превращались в руины. Казалось, Вятское обречено повторит
Оглавление
Ещё каких-то пятнадцать лет назад Вятское выглядело так же, как десятки других русских деревень, затерянных среди полей и лесов Ярославской области. Потемневшие от времени избы с перекошенными крышами, растрескавшиеся резные наличники, заросший травой храм на берегу неглубокой речушки и полное ощущение, что жизнь здесь замерла.
Казалось, так и будет всегда. Но у этой истории нашёлся человек, который доказал: даже один увлечённый человек способен воскресить целое село.

---

От купеческого расцвета к забвению

Когда-то Вятское знали как зажиточное купеческое село. Здесь жили старообрядцы, торговцы и предприимчивые крестьяне. Во времена строительства Петербурга многие уезжали на заработки, а вернувшись, возводили дома по столичному образцу - просторные, с красивыми фасадами и богатыми интерьерами.
Но революция и последующие десятилетия разрушили прежний уклад. К концу XX века жизнь в селе угасала: колхоз разорился, храм лишился куполов, купеческие особняки медленно превращались в руины. Казалось, Вятское обречено повторить судьбу сотен таких же исчезающих деревень.

-2

---

Случайная дача, изменившая судьбу



Всё изменилось в начале 2000-х, когда ярославский предприниматель Олег Жаров отправился на поиски места для дачи. Он случайно оказался в Вятском и… влюбился. Купив обветшалый особняк купца Галочкина, он отреставрировал его для семьи.

Усадьба Галочкина
Усадьба Галочкина

-4

Но на этом история не закончилась. Священник местной церкви попросил помочь восстановить купол, и с этого маленького шага начался процесс, который вскоре перевернул жизнь всего села.


---


От первой реставрации до целого комплекса музеев


Жаров стал выкупать купеческие дома и приводить их в порядок. Сначала открывались небольшие музеи, затем появились рестораны и уютные гостиницы. Так, здание старой мельницы превратилось в купель, заброшенное пожарное депо в музей, а в купеческих особняках зазвучала музыка и запахло свежесваренным кофе.
Сегодня в Вятском работают 15 музеев, киноконцертный зал, ресторан и гостиница на сто мест. А музейно-выставочный комплекс Вятское - это единственный в России частный музей федерального значения.

-5
-6

---

Испытания и сопротивление



Поначалу не всё шло гладко. Местные жители с недоверием смотрели на нового барина, который решил менять привычный уклад. Приходилось бороться с мусором и разрухой, устанавливать информационные щиты, а чтобы избавиться от шумной пивнушки, Жаров даже выкупил её и закрыл.
Работы требовали колоссальных средств: восстановление каждого здания обходилось в 15–60 миллионов рублей. Часто предпринимателю приходилось выкупать дома дороже рыночной цены один владелец обменял ветхий дом на трёхкомнатную квартиру в Ярославле, другой и вовсе просил пять квартир для дочерей и новый дом в Вятском.

-7
-8

---

Экономика



За пятнадцать лет в возрождение села вложено более миллиарда рублей. Жаров утверждает, что изначально не планировал масштабного проекта всё происходило само собой. Сегодня Вятское живёт за счёт туризма: музеи приносят наибольший доход, ресторан занимает второе место по прибыли, а гостиницы едва выходят на самоокупаемость.
Но главный результат не в цифрах. Около сотни жителей, которые когда-то не имели работы, теперь трудятся в музеях, кафе, гостиницах и экскурсионных службах. Дома засияли свежей краской, дворы перестали зарастать бурьяном: когда вокруг красиво, хочется и за своим участком ухаживать.

-9

---

Село, которое вдохновляет


Сегодня Вятское посещают более 300 тысяч туристов в год. Для села, где проживает около тысячи человек, это впечатляющее число. Сам Олег Жаров шутит, что иногда уезжает на выходные, чтобы гости не показывали на него пальцем: Вон, этот идёт!

-10

История Вятского пример того, как личная страсть и настойчивость способны изменить судьбу целого места. Не гранты и не госпрограммы, а желание одного человека сделать что-то красивое подарили забытому селу вторую жизнь.
Хочется верить, что этот опыт станет вдохновением для других ведь в России так много деревень, которые ждут своего мецената.

-11

---------------

Вот так и бывает. Удивительная история, согласны? Хотелось бы, чтобы у каждой заброшенной деревни появился свой спаситель.