Найти в Дзене
Историк-технарь

Крымские татары и Крымская война

На канале уже была статья о том, как осколок Золотой Орды в лице Крымского ханства оказался в составе России. Сегодня хотелось бы поговорить о непростых взаимоотношениях крымских татар-мусульман и христианского населения на полуострове на протяжении двух с половиной веков после вхождения в состав России. Массовый читатель при упоминании данной темы сразу вспоминает про переселение данной народности в конце Великой Отечественной войны из Крыма. Долгое время это подавалось как сиюминутный произвол советской власти и Сталина в частности, не обусловленный серьезными причинам. Но оказывается корни этого таятся еще в 19м веке, о чем мы и поговорим сегодня. Сразу оговорюсь, у меня нет цели очернить представителей этой национальности или ее всю и разгонять националистические идеи. Все это дела давно минувших дней, но историю следуют помнить. Как мы помним (на всякий ссылка на мою статью об истории Крымского ханства выше), Крымское ханство было вассалом Османской империи. О взаимоотношениях ме
Оглавление

На канале уже была статья о том, как осколок Золотой Орды в лице Крымского ханства оказался в составе России. Сегодня хотелось бы поговорить о непростых взаимоотношениях крымских татар-мусульман и христианского населения на полуострове на протяжении двух с половиной веков после вхождения в состав России. Массовый читатель при упоминании данной темы сразу вспоминает про переселение данной народности в конце Великой Отечественной войны из Крыма. Долгое время это подавалось как сиюминутный произвол советской власти и Сталина в частности, не обусловленный серьезными причинам. Но оказывается корни этого таятся еще в 19м веке, о чем мы и поговорим сегодня. Сразу оговорюсь, у меня нет цели очернить представителей этой национальности или ее всю и разгонять националистические идеи. Все это дела давно минувших дней, но историю следуют помнить.

Немного контекста

Как мы помним (на всякий ссылка на мою статью об истории Крымского ханства выше), Крымское ханство было вассалом Османской империи. О взаимоотношениях между сул­танами и их татарскими вассалами можно судить по крас­норечивому факту, приведённому в мемуарах воеводы Якова Собесского (отца будущего короля Речи Поспо­литой Яна Собесского). В 1621 году во время польско- турецких переговоров участвовавший в них калга-султан осмелился заявить претензии по вопросам установ­ления границ ханства. Однако он был тут же поставлен на место турецким визирем: «Не тебе говорить о грани­цах. Татарам подобает выполнять приказания моего гос­подина».

Из открытых источников
Из открытых источников

Считая земледельческий труд уделом рабов, крымские татары предпочитали добывать пропитание разбойными набегами на соседей. Основой местной «экономики» стал угон в плен жителей сопредельных территорий и продажа их в рабство. Посланник польского короля Мартин Броневский, несколько месяцев пробывший в Крыму в 1578 году, так характеризовал крымских татар: «Народ этот хищ­ный и голодный, не дорожит ни своими клятвами, ни союза­ми, ни дружбою, но имеет в виду только одни свои выгоды и живёт грабежами и постоянною изменническою войною».

За вторую половину XVI века на Московское государ­ство было совершено 48 набегов крымских татар. За пер­вую половину XVII века будущие «жертвы сталинского про­извола» угнали в полон более 200 тыс. русских пленников. Ещё сильнее пострадали украинские земли, входившие в то время в состав Польши. С 1605 по 1644 год на Речь По­сполитую было совершено не менее 75 татарских набегов. Лишь за 1654-1657 годы с Украины угнали в рабство свы­ше 50 тыс. человек.

Разумеется, терпеть такое разбойничье гнездо у своих гра­ниц в Кремле не собирались. Как мы знаем, в феврале 1783 года последний крымский хан Шагин-Гирей отрёкся от престола. Манифестом Екатери­ны II от 8(19) апреля 1783 года Крым был присоединён к России. При этом, несмотря на обвинения наших как ближних, так и дальних соседей Россия, в отличие от «цивилизованных» британцев или французов, вовсе не являлась колониаль­ной державой. Среди её элиты можно было встретить представителей едва ли не всех населявших нашу страну национальностей. Мало того, зачастую присоединяемые к Империи инородцы получали больше прав, чем корен­ные русские.

Не стали исключением и крымские татары. Указом Екатерины II от 22 февраля (4 марта) 1784 года мест­ной знати были предоставлены все права и льготы российского дворянства. Гарантировалась неприкосно­венность религии, муллы и другие представители му­сульманского духовенства освобождались от уплаты налогов. Крымские татары были освобождены от воин­ской повинности.

Однако, как показали дальнейшие исторические события, просто мирно жить татарам не очень было по душе. И если присоединённые дву­мя веками раньше казанские татары успели стать для рус­ских добрыми соседями, то их крымские сородичи никак не желали смириться с тем, что эпоха набегов и грабежей безвозвратно ушла.

Под крылом англо-французских интервентов

Удобный случай представился во время Крымской войны 1853—1856 годов. Стоило английским, французским и турецким войскам начать 1(13) сентября 1854 года высадку под Ев­паторией, как в настроениях крымских татар произош­ла «значительная перемена в пользу неприятеля». (Это цитата из «Истории Крымской войны и обороны Севастополя» за авторством Дубровина Николая Федоровича, историка и генерал-лейтенанта Русской императорской армии. Далее еще будут обширные цитаты из его произведения).

Флот европейской коалиции в Балаклаве, 1854 год. Из открытых источников
Флот европейской коалиции в Балаклаве, 1854 год. Из открытых источников

Для обустройства захваченной территории оккупан­ты предусмотрительно эмигрант­ское правительство: поляка Вильгельма Токарского и потомка рода Гиреев Сеит-Ибраим-пашу. Первого из них назна­чили гражданским комендантом Евпатории, второй дол­жен был стать «живым знаменем» для мятежных татар— Отныне, — торжественно объявил Токарский со­бравшимся татарам, — Крым не будет принадлежать Рос­сии, но, оставаясь под покровительством Франции, будет свободным и независимым.

Видя такое развитие событий, остававшиеся в Евпа­тории христиане были вынуждены искать спасения в бег­стве, «однако на дороге их нагоняли верховые татары, гра­били, били и нередко связанными по рукам и ногам дос­тавляли в руки неприятеля. Многие из жителей города по­платились увечьем, а некоторые были умерщвлены самым зверским образом». (Цитата из упомянутого сочинения Дубровина).

Новый гражданский губернатор Евпатории сфор­мировал из местных татар «диван» или городское управ­ление. Гласный думы Осман-Ага-Чардачи-Оглу, более известный под уличным именем Сукур-Османа, был назначен вице-губернатором города, кузнец Хуссейн — капитаном.

Согласившись с Ибраим-пашой, Токарский прика­зал татарам грабить всех крестьян немусульманского ве­роисповедания. Навёрстывая упущенное за время рос­сийского присутствия, «угнетённые» с радостью занялись любимым ремеслом. В конце 1854 года предводитель дворянства Евпаторийского уезда доклады­вал губернатору Таврической губернии В. И. Пестелю, что «при возмущении татар в этом уезде большая часть дво­рянских экономий потерпела расстройство и разорение, имения были разграблены татарами, и рабочий скот отнят, а также лошади и верблюды».

Награбленный скот сгонялся в Евпаторию, где его за­купали войска антироссийской коалиции, щедро распла­чиваясь фальшивыми турецкими ассигнациями. По под­счётам известного торговца-караима Симона Бабовича, татары успели передать неприятелю до 50 тысяч овец и до 15 тысяч голов рогатого скота, большей частью отнятых у христианского населения.

Английские и французские солдаты выпивают около Севастополя, 1854 год. Из открытых источников
Английские и французские солдаты выпивают около Севастополя, 1854 год. Из открытых источников

Вскоре после высадки вражеских войск в Крыму тав­рический губернский прокурор доносил министру юсти­ции графу В.Н.Панину, что «как видно из поступающих сведений, некоторые из крымских татар в местах, занятых неприятелем, поступают предательски, доставляя во враждебный стан на своих подводах фураж, пригоняя туда для продовольствия стада овец и рогатого скота, похищае­мые насильственно в помещичьих экономиях, указывают неприятелю местности, предаются грабежу и вооружён­ной рукой противоборствуют нашим казакам. У некоторых татар Евпаторийского уезда отыскано оружие...».

Под руководством английских, французских и турец­ких офицеров в Евпатории началось формирование спе­циальных отрядов «аскеров» из татар-добровольцев. Во­оружённые пиками, пистолетами, саблями и частично винтовками и возглавляемые евпаторийским муллой, они использовались для гарнизонной службы и для разъездов вокруг города. В конце декабря 1854 года в гарнизоне Евпатории насчитывалось до 10 тысяч турецкой пехоты, 300 человек кавалерии и около 5 тысяч татар, способных носить оружие; англичан же и французов там было не бо­лее 700 человек. Об­щая численность крымско-татарских формирований на службе у антироссийской коалиции превышала 10 ты­сяч человек.

Группа татар в Балаклаве на работах рядом со складом коалиции, 1855 год. Из открытых источников
Группа татар в Балаклаве на работах рядом со складом коалиции, 1855 год. Из открытых источников

А вот что происходило в Керчи. Спасаясь от разбоя, христианское население го­рода и окрестных деревень, бросив своё имущество, бе­жало под защиту русской армии:«Дорога была покрыта в несколько рядов всевозможны­ми экипажами и пешеходами, в числе которых были и дамы, представительницы лучшего общества в Керчи. Спасаясь бегством без предварительных приготовлений, они бросились из города в чём были. В одном платье и в тонких башмаках, от непривычной скорой ходьбы по каменистой дороге, жен­щины падали в изнеможении, с распухшими и окровавлен­ными ногами. Но этого мало: изменники татары бросились в догоню, грабили, убивали, а над молодыми девушками про­изводили страшные бесчинства. Насилия татар заставля­ли переселенцев забыть об усталости и спешить за войска­ми, обеспечивавшими их от опасности».

Не гнушались татарские жители Крыма и грабежом православных храмов. Так, ими была разгромлена Захарие-Елизаветинская церковь в принадлежавшем князю М.С.Воронцову уже упомянутом селении Ак-Мечеть. Грабители разломали церковные двери, расхитили ценную утварь, прокололи во многих местах запрестольный об­раз. После высадки вражеских сил в Керчи татары вме­сте с примкнувшими к ним мародёрами из экспедицион­ного корпуса ворвались в церковь Девичьего института, унесли облачение, серебряное кадило, дискос и даже мед­ные кресты, осквернили алтарь.

Реакция царских властей

Справедливо полагая, что волнения в Евпаторий­ском уезде могут вредно отозваться на военных опера­циях, князь А.С.Меншиков предписал таврическому гу­бернатору генерал-лейтенанту В.И.Пестелю выселить из Крыма в Мелитопольский уезд всех татар, живущих вдоль морского берега, от Севастополя до Перекопа. «Мера эта, — писал князь Меншиков военному мини­стру генерал-лейтенанту князю В.А.Долгорукову 30 сен­тября (12 октября) 1854 года, — в настоящее время, по моему мнению, будет тем более полезна, что татары со­чтут это за наказание, учинённое им, в то самое время, когда неприятельская армия ещё находится в Крыму, и по­кажет остальным татарам, что правительство нисколь­ко не стесняется присутствием врагов, для примерного на­казания тех из них, которые изменяют долгу присяги, со­действуя неприятелю в способах приобретения доволь­ствия». Император одобрил замысел Меншико­ва, хотя и с некоторыми оговорками.

Картина Константина Филиппова «Военная дорога между Севастополем и Симферополем во время Крымской войны»
Картина Константина Филиппова «Военная дорога между Севастополем и Симферополем во время Крымской войны»

Увы, этот план так и не был приведён в исполнение. 18 февраля (2 марта) 1855 года Николай I скончался, ус­пев перед этим 15(27) февраля отстранить Меншикова от командования. Взошедший на престол Александр II от­личался либерализмом и решил простить малую народность. Представляю, как сложно было бы упрекать крымским татарам впоследствии Сталина, зная, что их выселением занимался еще и царский режим.

Хотя крымские татары были избавлены от справедливого возмездия за своё, без преувеличения, предательское поведе­ние вскоре после окончания войны турецкие агенты и мусульманское духовенство развернули среди них широкую кампанию за переселение в Турцию. Под влиянием этой пропаганды в 1859—1862 годах поднима­ется новая волна массовой добровольной эмиграции крымских татар. По сведениям местного статистическо­го комитета, к 1863 году в Турцию выехало свыше 140 тыс. человек. Те же, кто остался, ждали другой удобной возможности. Она появилась через 50 лет, но об этом уже в следующей статье.