В детстве меня этот телесериал, а иначе говоря, многосерийный фильм, - так назывались раньше мини-сериалы, - приворожил. Сравнить с ним могу только "В поисках капитана Гранта" (читайте о нем - ЗДЕСЬ) и "Россию молодую".
Фильм Александра Прошкина иллюстрирует невероятную тягу к знаниям и борьбу человека с реальностью, когда дело доходит до воплощения приобретенных знаний в жизнь.
"Михайло Ломоносов" вышел на телеэкраны в 1986 году, когда я учился во втором классе. Я тогда запоем читал исторические романы, да и в принципе тянулся к знаниям, так что фильм конкретно зашёл.
История начинается с отчасти мистической (метафизической) сцены: обычный парень, помор, которому судьбой предначертано всю жизнь ловить рыбу в суровом северном море, всматривается в странный древний лабиринт. Зачем кто-то выложил камни по спирали, кому это пришло в голову? Делать, что ли, было нечего?
Волевым усилием Ломоносов расстается с уготованным ему будущим, отправляется в Москву и поступает в академию наук, где компанию ему составляют какие-то придурки, устроенные туда папашами.
В Голливуде сняли бы типичный фильм в жанре coming-of-age (как это называется за бугром), то есть - "историю взросления". Это когда тупой подросток якшается с друзьями, такими же болванами, как и он, думает о девках и о выпивке, со временем набивает шишек, набирается жизненного опыта... одним словом, начинает умнеть. А в конце концов достигает вершины: превращается в нормального мещанина.
Но "Михайло Ломоносов" сделан в другом ключе. Герой фильма ненасытен, как вендиго. Он поглощает знания. И не просто поглощает, но постоянно ищет им применения. Как Петр I, он отправляется в Европу (Германию). Но молодой Ломоносов - не Петр I, у него нет императорской казны. Однако его совершенно не смущают невзгоды, отсутствие денег и все такое прочее.
Поездка заканчивается тем, что Ломоносов, приобретя уйму знаний, сделав несколько изобретений, женится на лютеранке, потом сбегает из прусской крепости, спустившись по веревке, и возвращается в Россию, находящуюся под властью немецких временщиков, возглавляемых императрицей Анной Иоанновной, которую известный историк 19 века Василий Ключевский нарек "кровавой барыней".
Вернувшись на родину, Ломоносов разворачивает настолько бурную деятельность против засилья немецкого ворья в науке (на дворец ему плевать), что попадает в крепость и тут.
Вскоре к власти приходит будущая Екатерина Великая (тоже немка). Ломоносов решает изменить "жизненную стратегию":
"Я буду и дальше двигать российскую науку. И буду по-прежнему их бить! Но только буду бить диссертациями! Диссертациями! Я не против немцев баталии веду, а против тех, кому судьба России безразлична! Среди них русских-то довольно будет. Им бы только казенную зарплату получать, а где - едино".
У героя фильма практически нет личных амбиций. У него глобальное, имперское мышление. Россия - это он. Его цель двигать себя, а значит, Россию вперед, возвышаться над планетой. Химия, физика, металлургия, горное дело, география, мореплавание, мозаичная живопись и так далее - Ломоносов преуспел везде.
Основал первую в России химическую лабораторию, Московский университет, поскольку сам был блестящим примером ученого-универсала, что было возможно только в эпоху так называемого Нового времени (другой такой пример, например, Леонардо да Винчи).
Ломоносов - культурный герой. Он как персонаж древних мифов, только реально существовавший. Он стоит наравне с Гильгамешем (шумерская мифология), Осирисом (египетская мифология), Прометеем (греческая мифология) и так далее.
В фильме, конечно, это не показано. Это была шутка. Фильм сделан реалистично. Однако, несмотря на телесериальный формат, в фильме отлично передана неугасимая тяга к познанию этого чудовищного и труднопознаваемого мира.
То есть, в "Михайле Ломоносове" сюжет развивается последовательно, без фантазий и виляний из стороны в сторону, а посему данная картина является поучительной и полезной для подрастающих поколений.
Оценка: 9,0 из 10.
Режиссер: Александр Прошкин
Сценарий: Леонид Нехорошев, Олег Осетинский
Оператор: Валентин Макаров
Композитор: Владимир Мартынов
Художники: Вадим Кислых, Татьяна Вадецкая
Текст читает: Александр Прошкин
В ролях: Игорь Волков, Александр Михайлов, Анатолий Васильев, Людмила Полякова, Андрей Дударенко, Сос Саркесян, Александр Ткаченок, Дмитрий Диджиокас, Анна Фроловцева, Наталья Сайко, Олег Меньшиков, Илзе Лиепа, Юри Ярвет, Александр Сирин, Сергей Ковкин, Юрий Волков, Николай Прокопович, Евгений Дворжецкий, Борис Химичев, Эльвира Жебертавичуте, Марина Полицеймако, Виктор Степанов, Настя Деревщикова, Юрий Волков, Георгий Дрозд, Иван Воронов, Александр Стариков, Сергей Плотников, Сергей Коковкийн, Аристарх Ливанов.
Интересные факты о фильме:
- Роль Ломоносова в возрасте сыграл 40-летний театральный актер Виктор Степанов и прославился на всю страну. Эта роль стала его кинодебютом. Он также сыграл в следующем фильме А. Прошкина - "Холодное лето 57-го".
- В роли Академии наук выступили Кикины палаты на Ставропольской улице, Санкт-Петербург.
Читайте также на моем канале: