Найти в Дзене

Кто и к чему сказал то самое "Пушкин - наше все": ее и любят, и терпеть не могут - так набила оскомину эта фраза

Часто слышу от читателей, что вот, мол, сколько можно везде пихать это надоевшее выражение. С одной стороны, понимаю, а с другой - ну ведь это же чистая правда, разве нет? Я лично с этой фразой согласна на 1000%, она у меня в шапке блога стоит, и в этом нет никакого сарказма. Давайте разберемся, откуда оно пошло, кто это развил и как мы понимаем эту фразу. Автор этого вечного, как и сам Пушкин, выражения - писатель, мыслитель и критик Аполлон Григорьев, и изрек он это в 1859 году. Вы, возможно, удивитесь, но в то время, спустя каких-то 20-50 лет после смерти Александра Сергеевича, люди вовсе не видели в нем ни великого на все времена литератора, ни тем более "нашего всего". В школах никто на уроках литературы на него не молился, в хрестоматиях если только печатали, да и ладненько. Поэтому мнение Григорьева не то что не встретило понимания и поддержки, так еще и нормально критики отхватило. Например, видный литературовед и критик тех времен Дмитрий Писарев ответил Григорьеву довольно-та

Часто слышу от читателей, что вот, мол, сколько можно везде пихать это надоевшее выражение. С одной стороны, понимаю, а с другой - ну ведь это же чистая правда, разве нет? Я лично с этой фразой согласна на 1000%, она у меня в шапке блога стоит, и в этом нет никакого сарказма. Давайте разберемся, откуда оно пошло, кто это развил и как мы понимаем эту фразу.

Автор этого вечного, как и сам Пушкин, выражения - писатель, мыслитель и критик Аполлон Григорьев, и изрек он это в 1859 году. Вы, возможно, удивитесь, но в то время, спустя каких-то 20-50 лет после смерти Александра Сергеевича, люди вовсе не видели в нем ни великого на все времена литератора, ни тем более "нашего всего". В школах никто на уроках литературы на него не молился, в хрестоматиях если только печатали, да и ладненько. Поэтому мнение Григорьева не то что не встретило понимания и поддержки, так еще и нормально критики отхватило. Например, видный литературовед и критик тех времен Дмитрий Писарев ответил Григорьеву довольно-таки жестко, что нынче Пушкина читать не следует, потому что никакой пользы от него в целом и нет, пройденный этап, так сказать. Ну, простим Писареву это заблуждение, не был он достаточно дальновиден...

Оно забылось, а слова Григорьева живут уже больше 150 лет и еще столько же, я уверена, проживут. Правда цитируют и знают их большинство в сильно усеченном варианте, сведенном к трем главным словам, а на деле мысль Григорьева, которую он излагал в своем эссе «Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина» (кстати, интересная штука, советую), такова:

«А Пушкин — наше всё: Пушкин — представитель всего нашего душевного, особенного, такого, что остаётся нашим душевным, особенным после всех столкновений с чужим, с другими мирами».

К пониманию и смыслу этой фразы вернемся позже, а пока еще кратко заглянем в историю. Часто изречение про "наше все" приписывают Достоевскому, вы, может, слышали это. Пошла такая петрушка из-за слов критика Георгия Иванова:

«Достоевский сказал: „Пушкин — наше всё“. И нельзя было точнее и вернее определить взаимоотношения Пушкина и России...»

Блестяще сказано, только вот смысл публика поняла не так. Иванов сказал это, обобщая смысл знаменитой речи Достоевского о Пушкине ("Речь о Пушкине", тоже очень советую, если кто не слышал-не читал), которую Федор Михайлович прочел в 1880 году на открытии памятника поэту. Забавно, что до Достоевского выступил Тургенев, который выдал совершенно противоположное мнение, что Пушкина пора в утиль:

«А между тем и Пушкин не избег общей участи художников-поэтов. Он испытал охлаждение к себе современников; последующие поколенья еще более удалились от него... Поколения, для которых самое имя Пушкина было не что иное, как только имя, в числе других обреченных забвению имён...».

А после него выходит Достоевский и на полтора часа читает речь, которая была признана общественно-культурным событием и произвела эффект разорвавшегося в зале снаряда:

-2
Источник взят из очень-очень крутой статьи Павла Фокина и Анны Петровой "Пушкинская речь" Ф. М. Достоевского как событие (по материалам рукописного фонда Государственного музея истории российской литературы им. В. И. Даля)
Источник взят из очень-очень крутой статьи Павла Фокина и Анны Петровой "Пушкинская речь" Ф. М. Достоевского как событие (по материалам рукописного фонда Государственного музея истории российской литературы им. В. И. Даля)

Тут стоило бы сказать, что вообще собрание это по поводу открытия памятника задумывали как большое событие, приглашения отправляли всем именитым литераторам (Толстой, вот, кстати, ехать отказался), и в итоге эта встреча стала своеобразным скрещением шпаг Тургенева и Достоевского, двух противоборствующих лагерей, западников и славянофилов, которые нашли для своего противостояния новый плацдарм, и битву на нем Достоевский безоговорочно выиграл. Его речь вызвала настоящее неистовство и восторг, а писатель Аксаков, чья очередь была после Достоевского, вообще от выступления отказался, потому что уже все, упал занавес, так скажем:

Источник взят из очень-очень крутой статьи Павла Фокина и Анны Петровой "Пушкинская речь" Ф. М. Достоевского как событие (по материалам рукописного фонда Государственного музея истории российской литературы им. В. И. Даля)
Источник взят из очень-очень крутой статьи Павла Фокина и Анны Петровой "Пушкинская речь" Ф. М. Достоевского как событие (по материалам рукописного фонда Государственного музея истории российской литературы им. В. И. Даля)

Писать тут долго о том, что именно говорил в своей речи Достоевский - смысла не вижу, это надо читать самим. Хотя, может, сделаю позже об этом отдельную статью. Суть его выступления, поразившего публику, вот она:

-5
«Повсюду у Пушкина слышится вера в русский характер, вера в его духовную мощь, а коль вера, стало быть, и надежда, великая надежда за русского 696 человека... Если бы жил он дольше, может быть, явил бы образы души русской, понятные нашим европейским братьям, привлек бы их к нам, успел бы им разъяснить всю правду стремлений наших, и они перестали бы на нас смотреть столь недоверчиво и высокомерно, как теперь смотрят... Жил бы Пушкин долее, между нами было бы менее недоразумений и споров, чем видим теперь. Но бог судил иначе. Пушкин умер в полном развитии своих сил и бесспорно унёс с собою в гроб некоторую великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем». (с) Достоевский, "Речь о Пушкине"

Вот что имел в виду Иванов, когда сказал, что Достоевский сказал, что Пушкин - наше все. Не напрямую он эти слова сказал, а краткую мысль Григорьева в сильнейшее обрамление взял.

Конечно, Пушкин для каждого свой - у кого-то это певец любви, у кого-то славник природы, у кого-то отражение "Полтавы" и чего-то в духе "Красуйся, град Петров, и стой неколебимо, как Россия...". И понимание фразы, что он - наше все, у каждого свое. Но наверняка все это можно объединить мыслью, что Пушкин близок всем и спустя века все так же велик в наших глазах потому, что каким-то загадочным образом (талантом, данным, что называется, "от Бога", как я говорю) он смог стать хранителем "русского духа", выразитилем народной души, создать стихи, воплощающие всю самобытность, внутреннюю суть, силу России и ее народа, создать те самые культурные скрепы, фундамент самосознания, которое позволяет каждому прочувствовать свои корни, силу традиций и народной памяти предков. Даже слов точных не хватает выразить это неуловимое чувство, как еще никому не удалось на 100% полно объяснить, что человек чувствует, когда любит. Хорошо сказал об этом Гоголь:

«в нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла»

А вы согласны с тем, что "Пушкин - наше все" или нет? Как вы понимаете эти слова и отзываются ли они вам? Что, по-вашему, заключается в этом "нашем всем", какие смыслы? Делитесь в комментариях, интересно почитать ваши мнения! А я вот свои выразить попыталась, а еще как-то пела оду гению Пушкина вот тут: