Найти в Дзене

Великий русский художник Архип Куинджи и другие выдающиеся личности похороненные в «Некрополе мастеров искусств»

Двенадцатая часть краткого путеводителя по «Некрополю мастеров искусств» с точным указанием места захоронения на схеме. Выдающийся русский живописец-пейзажист второй половины 19 – начала 20 веков. Основоположник, русской школы люминизма – направления в живописи, для которого характерна необычайно выразительная игра света. Родился 15 января 1842 года (по другим данным - 1841) в местечке Карасу под Мариуполем.
Ещё в детстве отличался необыкновенной тягой к рисованию и отдавал этому занятию практически все время, не отвлекаясь на игры и школьные занятия. В 15 лет поехал в Феодосию, где поступил в школу рисования И. К. Айвазовского. К сожалению, что-то не заладилось и через пару месяцев юноша вернулся в Мариуполь, где поступил на работу ретушёром в фотоателье. Позже отправился в Одессу, затем в Таганрог, где занимался тем же самым продолжая использовать любую свободную минуту для рисования. В 1865 году приехал в Петербург, чтобы поступить в Академию художеств, но удалось ему это только с т
Оглавление

Двенадцатая часть краткого путеводителя по «Некрополю мастеров искусств» с точным указанием места захоронения на схеме.

Куинджи Архип Иванович (1842–1910)

Портрет художника Куинджи работы В. М. Васнецова. 1869 год.
Портрет художника Куинджи работы В. М. Васнецова. 1869 год.

Выдающийся русский живописец-пейзажист второй половины 19 – начала 20 веков. Основоположник, русской школы люминизма – направления в живописи, для которого характерна необычайно выразительная игра света.

Родился 15 января 1842 года (по другим данным - 1841) в местечке Карасу под Мариуполем.
Ещё в детстве отличался необыкновенной тягой к рисованию и отдавал этому занятию практически все время, не отвлекаясь на игры и школьные занятия.

В 15 лет поехал в Феодосию, где поступил в школу рисования И. К. Айвазовского. К сожалению, что-то не заладилось и через пару месяцев юноша вернулся в Мариуполь, где поступил на работу ретушёром в фотоателье. Позже отправился в Одессу, затем в Таганрог, где занимался тем же самым продолжая использовать любую свободную минуту для рисования. В 1865 году приехал в Петербург, чтобы поступить в Академию художеств, но удалось ему это только с третьей попытки в 1870 году.

Примерно в это же время произошло его знакомство с передвижниками. В 1875 году Куинджи был официально принят в «Товарищество передвижных художественных выставок» и начал активно принимать участие в его работе.

В 1878 году работы Архипа Ивановича были представлены на Всемирной выставке в Париже, где произвели настоящий триумф. Это был тот редчайший случай, когда работы художника понравились не только зрителям, но и критикам. В частности, один из идеологов импрессионизма Эмиль Дюранти называл Куинджи

«самым интересным между молодыми русскими живописцами, у которого более, чем у других, чувствуется оригинальная национальность».

Как это часто бывает успех художника вызвал неудовольствие у его «собратьев по ремеслу» и в результате конфликта Куинджи вышел из товарищества и стал работать самостоятельно.

В сентябре 1880 года Архип Иванович закончил работу над своей самой знаменитой картиной «Лунная ночь на Днепре», а ещё через месяц выставил её в помещении Общества поощрения художеств. Окна в зале закрывала плотная драпировка, полотно освещал луч света и эффект от картины был просто потрясающий.

А. И. Куинджи. «Лунная ночь на Днепре». 1880 год. Русский музей, Санкт-Петербург.
А. И. Куинджи. «Лунная ночь на Днепре». 1880 год. Русский музей, Санкт-Петербург.

Несмотря на то, что зрители были просто в восторге от картины, оппоненты просто Современники Куинджи не верили, что подобного эффекта свечения можно достичь только искусной живописью. Его обвиняли в использовании «лунных» красок и даже в «сделке с дьяволом». Критики писали, что специальные краски помогал делать друг художника, химик Дмитрий Менделеев, а освещение полотна готовил физик Федор Петрушевский.

В действительности «лунный эффект» создан лишь с помощью мастерства и уникальной техники, которой кроме Куинджи не смог достичь ни один художник в мире.

Ободренный успехом Куинджи устраивает ещё две моновыставки картин:

«Берёзовая роща». 1879 год. Третьяковская галерея, Москва
«Берёзовая роща». 1879 год. Третьяковская галерея, Москва
«Днепр утром». 1881 год. Третьяковская галерея, Москва
«Днепр утром». 1881 год. Третьяковская галерея, Москва

после чего покидает столицу на 20 лет. В эти годы Архип Иванович много путешествует и очень много работает.
География его путешествий по России ясно прослеживается в его картинах того периода:

"Эльбрус. Лунная ночь"
"Эльбрус. Лунная ночь"
"Дарьяльское ущелье. Лунная ночь."
"Дарьяльское ущелье. Лунная ночь."
"Украинская ночь"
"Украинская ночь"
"Радуга"
"Радуга"
"Закат"
"Закат"

Всего творческое наследие великого художника составило более 500 картин и 300 графических работ многие из которых были показаны в ноябре 1901 года на последней прижизненной выставке Куинджи в Санкт-Петербурге.

Скончался великий художник 11 (24) июля 1910 года в Петербурге от тяжелого сердечного заболевания, в окружении своих учеников и был похоронен на Смоленском православном кладбище.

В июне 1912 года Общество художников имени Архипа Куинджи, в которое объединились его ученики ещё в 1909 году, объявило конкурс на надгробие своему учителю.

В итоге было принято решение принять за основу проект, предложенный архитектором Алексеем Викторовичем Щусевым.

По задумке Щусева архитектурно-скульптурный памятник был выполнен в виде портала серого гранита, с глубокой нишей и полуциркульным завершением, который был установлен на высоком цоколе с площадкой из плит розового гранита. В треугольном фронтоне портала с лицевой стороны, малых боковых фронтонах и в верхней части тыльной стены рельефные орнаменты так называемого «звериного стиля», на боковых столбах с лицевой стороны рельефы креста с якорем. В нише мозаичное панно с изображением Древа жизни, на котором свито гнездо змей.

Эскиз мозаичного панно, авторства Николая Рериха
Эскиз мозаичного панно, авторства Николая Рериха

Изготовлено мозаичное панно было в мастерской знаменитого мозаичиста Владимира Александровича Фролова.
Перед нишей на высоком узком постаменте полированного красного гранита портретный бронзовый бюст работы В. А. Беклемишева.
30 ноября 1914 года состоялось торжественное открытие памятника, на котором присутствовали все его создатели.

Памятник А. И. Куинджи на Смоленском православном кладбище в день открытия. Фото А. В. Щусева
Памятник А. И. Куинджи на Смоленском православном кладбище в день открытия. Фото А. В. Щусева

В 1952 году прах великого русского художника – грека по национальности, был перезахоронен в «Некрополе мастеров искусств» с переносом надгробия. Сегодня могила Куинджи выглядит вот так.

-12
-13
-14

Кульман Елизавета Борисовна (1808–1825)

Елизавета Кульман. Бюст работы скульптора Паоло Катоцци
Елизавета Кульман. Бюст работы скульптора Паоло Катоцци

Талантливая русская поэтесса и переводчица, чей дар проявился очень рано, но не успел раскрыться, потому что жизнь её оборвалась в совсем юном возрасте.

Она знала 11 языков, ее высоко ценили Гете и Пушкин, музыку на ее стихи писал Р. Шуман, она пользовалась покровительством императорской семьи, но сегодня её имя практически забыто.

Родилась в небогатой семье этнических немцев, давно проживавших в Санкт-Петербурге на Васильевском острове в собственном небольшом доме с садом, и была девятым ребенком в семье.

Елизавета уже в раннем детстве проявила удивительную способность к языкам, на что обратил внимание друг семьи Карл Фридрих Гросгейнрих знаменитый педагог того времени, работавший гувернером в домах знатнейших русских аристократов того времени. Под его руководством она в совершенстве освоила английский, французский, итальянский, греческий, испанский и португальский языки. Добавьте к этому русский и немецкий, которые были для неё родными, а так же древнегреческий, латинский, церковнославянский и вы поймете какими феноменальными способностями обладала эта девочка.

С раннего детства она писала стихи на немецком, русском, итальянском и французском языках, переводила стихи древнегреческого лирика Анакреона на русский немецкий и итальянский языки.

Кроме того по свидетельству Алексея Рамиреса (двоюродный брат Владимира Даля) великолепно музицировала и пела. У неё практически не было подруг среди сверстниц, но в 14 лет Елизавета Кульман приобрела старшую наставницу и покровительницу, наличие которой заставило искать с ней знакомства представителей высшего Петербургского общества. Судьбой юной скромной девушки заинтересовалась и стала оказывать ей благосклонность сама Императрица Елизавета Алексеевна, супруга Императора Александра I.

Наверное, дочь скромного чиновника ждало блестящее будущее, но в ноябре 1824 года во время печально знаменитого наводнения, описанного Пушкиным в поэме «Медный всадник» Елизавета Кульман сильно простудилась, а вскоре заболела чахоткой, которая , как известно погубила многих известных людей, а ещё больше безвестных.

Елизавета Кульман скончалась 19 ноября 1825 года, а 21 ноября была похоронена на Смоленском православном кладбище, поскольку её семья несмотря на немецкое происхождение исповедовала православие.

Вскоре после похорон императрица Александра Федоровна и великая княгиня Елена Павловна лично обратились в мастерскую знаменитых итальянских скульпторов Трискони с просьбой изготовить достойное надгробие для могилы юной поэтессы.
Возглавлявший семейное предприятие Паоло Трискони работы, которого и сегодня можно увидеть в Петербурге и в Павловске поручил непосредственное исполнение проекта своему сыну Александро .

Молодой скульптор подошёл к делу со всей ответственностью и вскоре предоставил высочайшей заказчице проект надгробия.

-16

Он предложил изготовить саркофаг из белого мрамора, усыпанный цветами, на котором возлежит фигура прекрасной девушки, подложившая левую руку под голову. Она вся погружена в свои мысли и кажется, сочиняет стихи, чистые и прекрасные, как её такая короткая, но такая замечательная жизнь.
Прямоугольный постамент украшен эпитафиями, на всех языках коими владела покойная.

В 30-е годы прошлого века прах Елизаветы Кульман вместе с памятником был перенесен в формировавшийся тогда Некрополь мастеров искусств. Ныне захоронение юной поэтессы находится в начале Композиторской дорожки. К сожалению, надгробие из белого итальянского мрамора сильно обветшало в нашем сумрачном климате. Так же имеются многочисленные утраты отнюдь не природного происхождения.

-17
-18

Кустодиев Борис Михайлович (1878–1927)

Кустодиев Б. М. Автопортрет. (На охоте). 1905
Кустодиев Б. М. Автопортрет. (На охоте). 1905

Выдающийся русский и советский живописец, график, театральный художник, книжный иллюстратор, скульптор малых форм.
В Академии художеств был одним из лучших учеников И. Е. Репина, которому помогал в создании монументального полотна «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года, в день столетнего юбилея со дня его учреждения» ныне находящегося в Русском музее.

-20

Входил в общество «Мир искусства». Известен прежде всего, как автор живописных и акварельных работ на темы купеческого и крестьянского быта

«Купчиха»
«Купчиха»
«Ярмарка»
«Ярмарка»

портретов своих современников

"Федор Шаляпин"
"Федор Шаляпин"

и пышнотелых красавиц.

«Красавица»
«Красавица»
«Русская Венера»
«Русская Венера»

Именно благодаря его работам в обиход наряду с «Рубенсовскими формами» вошло выражение «дама Кустодиевских форм».

Революцию 1917 года Борис Михайлович Кустодиев принял безоговорочно и откликнулся на неё своим монументальным аллегорическим полотном «Большевик», ставшим одной из самых известных его работ.

-26

Последние годы Борис Михайлович оказался прикован к инвалидному креслу но не оставлял работу почти до самой смерти, последовавшей 26 мая 1927 года.

Изначально был похоронен на Никольском кладбище. В 1948 году прах художника был перенесен в Некрополь мастеров искусств. Памятник на могиле весьма необычен и нехарактерен для советской эпохи.

-27

Надгробие представляет собой, так называемый голубец – деревянный резной столбик из мореного дуба с двускатным покрытием. В верхней части установлен накладной медный олонецкий восьмиконечный крест с Распятием.

-28

В нижней части голубца накладная эмалированная табличка с надписью, выполненной по правилам дореволюционной орфографии

Академикъ Живописи Борись Михайловичъ Kycmoдieвъ. 1878–1927.

Авторами памятника стали Художник В.В. Воинов и мастер – резчик М. М. Трифонов

-29

На этом мои уважаемые читатели позвольте сегодня прерваться. Всего вам доброго и до скорой встречи

Если вы хотите увековечить память близкого вам человека, доверить решение этого вопроса следует профессионалам, людям, которые смогут найти наилучший вариант памятника, который не будет выглядеть чересчур помпезно и вычурно, но сможет выразить вашу скорбь и ваши чувства к ушедшему. Именно такие профессионалы высочайшего класса работают в творческой мастерской Игоря Селиверстова, существующей в Санкт-Петербурге с 1996 года

-30