Термин «Серебряный век» ввёл философ Николай Александрович Бердяев (1874–1948). Он обозначает период развития русской культуры с 1890 по 1917 г. Существуют и другие варианты периодизации. Термин подчёркивает преемственность традиций золотого века русской культуры, который пришёлся на первую половину XIX в., но в то же время указывает на существенные отличия этого периода от предыдущего. Они обусловлены особенностями исторической эпохи, в которой развивались культура и искусство: политический кризис, нарастание социальных противоречий, революция 1905–1907 гг., тревожное ожидание крушения старого мира. Узнаем, какое влияние оказали достижения Серебряного века на русскую и мировую культуру.
Наука и просвещение
На рубеже веков расходы на образование в Российской империи выросли в пять раз. Стране, в которой начинался период запоздалой индустриализации, нужны были различные специалисты. Открывались коммерческие училища, новые технические вузы появились в Саратове, Томске, Новочеркасске, Петербурге. В крупных городах были основаны педагогические институты. В 1908 г. по инициативе предпринимателя А. Л. Шанявского открылся первый народный университет, где могли обучаться все желающие, вне зависимости от сословия и вероисповедания. В начале XX в. в России работали свыше 30 высших женских курсов (вузов для женщин). Более 60% студентов вузов не принадлежали к дворянскому сословию.
Книгоиздательское дело способствовало просвещению населения: в 1913 г. в России было издано более 100 млн экземпляров книг. В Москве и Петербурге выпускалась отечественная и переводная литература по доступным ценам: «Библиотека для самообразования» И. Д. Сытина, «Дешёвая библиотека» А. С. Суворина.
В начале XX в. русские учёные произвели настоящую революцию в сфере естествознания. Учитель из Калуги обосновал возможность космических полётов в 1903 г., разработал проект жидкостного ракетного двигателя и конструкцию ракеты. Сейчас имя К. Э. Циолковского, отца научной космонавтики, знает весь мир, но тогда современники не поняли его работы.
Многие технические открытия этого периода связаны с оборонной промышленностью. Так, И. Г. Бубнов в 1900 г. построил первую в мире подводную лодку с двигателем внутреннего сгорания. И. И. Сикорский в 1913 г. сконструировал многомоторный самолёт «Русский витязь», построил четырёхмоторный бомбардировщик «Илья Муромец». В 1913 г. лётчик П. Н. Нестеров впервые в мире совершил мёртвую петлю на самолёте.
В это же время работал отец русской авиации — Николай Егорович Жуковский (1847–1921). Он основоположник современной аэро- и гидродинамики. Жуковский сформулировал закон, с помощью которого можно определить подъёмную силу крыла самолёта. Он также автор теории воздушного винта.
Основы биохимии в начале XX в. заложил Владимир Иванович Вернадский (1863–1945). Он разработал учение о биосфере — области распространения жизни на планете Земля, а также о ноосфере — форме существования биосферы, при которой её развитие определяется деятельностью человека.
Физик-экспериментатор Пётр Николаевич Лебедев (1866–1912) создал в России первую научную физическую школу. Он сумел подтвердить теорию Максвелла о том, что свет оказывает давление на твёрдые дела и газы. Лебедев также открыл способ измерения этого давления. Работы физика повлияли на развитие теории относительности.
Небывалый подъём в это время переживает гуманитарная наука. В философии зарождается новое идейное течение — идеализм. Его основоположником в России стал Владимир Сергеевич Соловьёв (1853–1900). Он считал, что в осуществлении победы культуры над природой лежит путь к бессмертию. В 1909 г. вышел сборник статей русских философов под названием «Вехи». В нём были опубликованы статьи Сергея Николаевича Булгакова (1871–1944), Н. А. Бердяева, Петра Бернгардовича Струве (1870–1944), С. Л. Франка и других.
Авторы сборника «Вехи» обвинили русскую интеллигенцию в приверженности к устаревшим истинам, заявили, что прогресса в развитии общества нельзя достичь революцией. Обществу, по их мнению, нужны были новые нравственные идеалы, выработанные на основе религии. В это же время предпринимались попытки пересмотреть отечественную историю с точки зрения марксизма. Этим занимался в том числе философ Г. В. Плеханов, деятельность которого положила начало распространению марксизма в России.
Литература
У многих понятие «Серебряный век» ассоциируется в первую очередь с литературой. На рубеже веков в литературе появилось особенно много ярких имён и новых направлений, которые составили альтернативу реализму. Творческой интеллигенции в этот период свойственен пессимизм, отказ от стремления быть «поэтом и гражданином», сосредоточение на личных переживаниях, предчувствие близкой катастрофы. Это состояние получило название декадентство. Его приверженцы считали необходимым полностью посвятить себя искусству, отвернувшись от остального мира.
Одним из направлений декадентства стал символизм.
Символизм — направление, приверженцы которого считали, что материальные объекты и идеи подлежат художественному выражению посредством символов.
Символисты воспринимали язык как тайнопись, их произведения полны иносказаний. Различают два поколения символистов: старшее и младшее. Представителями старшего были Дмитрий Сергеевич Мережковский (1865–1941), З. Н. Гиппиус, Ф. К. Сологуб, К. Д. Бальмонт и другие.
Их творчество было проникнуто религиозными мотивами. Авторы считали, что человечество спасёт вера в Бога. В число младших символистов вошли Александр Александрович Блок (1880–1921), Андрей Белый (1880–1934), В. И. Иванов. Они тяготели к славянофильству, так как считали, что возрождение России возможно только при обращении к народным традициям, отечественной истории.
Противоположностью символизму стал акмеизм.
Акмеизм — направление, приверженцы которого отстаивали ценность реальной жизни, материального мира.
Описывая сущность акмеизма, обычно цитируют стихотворение Анны Андреевны Ахматовой (1889–1966): «Когда б вы знали, из какого сора // Растут стихи, не ведая стыда…» Эта строчка хорошо иллюстрирует один из главных признаков акмеизма — вещность произведений. Анна Ахматова, её супруг Николай Степанович Гумилёв (1886–1921), Осип Эмильевич Мандельштам (1891–1934) были основоположниками этого направления.
В мировой культуре на рубеже веков творилась революция под названием авангард. Авангард объединил в себе новые жанры в разных видах искусства. Их создатели искали альтернативные формы творчества, иные смыслы. Авангард ярко проявился в живописи, музыке, опере, балете. Представители авангарда в русской литературе называли себя футуристами. К их числу принадлежали Владимир Владимирович Маяковский (1893–1930), Д. Д. Бурлюк, В. Хлебников, И. Северянин.
Эти поэты верили, что нужно порвать с традиционной культурой и построить новую урбанистическую цивилизацию. Форма произведения для них была не менее важна, чем его смысл. Их стихи полны неологизмов, эпатажных образов, неожиданных тем.
Футуризм — направление в искусстве, отрицающее традиционную культуру, нацеленное на создание новых форм творчества.
В начале XX в. популярностью пользовалась крестьянская поэзия. Её самый яркий представитель — Сергей Александрович Есенин (1895–1925), но были и другие выдающиеся поэты: Н. А. Клюев, С. М. Городецкий.
Наконец, в этот период появились такие писатели и поэты, творчество которых нельзя отнести к какому-то конкретному направлению — как, например, стихи Марины Ивановны Цветаевой (1892–1941).
Живопись
Реализм не утратил свои позиции в живописи с наступлением нового столетия. Многие художники, пользующиеся общероссийским признанием, предпочитали работать именно в этом направлении. Среди них Илья Ефимович Репин (1844–1930), который в 1903 г. закончил полотно «Торжественное заседание Государственного совета», приуроченное к столетию его основания.
Многие художники обращались к историческим и религиозным сюжетам, например М. В. Нестеров, написавший в 1890 г. знаменитое полотно «Видение отроку Варфоломею».
Новые направления в живописи оказались объединены под общим названием модерн.
Модерн — художественное направление в изобразительном искусстве, появившееся на рубеже XIX-XX вв.
Его представители выступали против традиционных методов и академичности, предлагали новые формы отображения действительности. Они считали, что на искусство не должны влиять политика и социальные факторы. Приверженцы модерна в живописи в России основали творческое общество «Мир искусства» (1898–1925).
В него входили Александр Николаевич Бенуа (1870–1960), Л. С. Бакст, Е. Е. Лансере, А. П. Остроумова-Лебедева. По инициативе коллекционера и мецената Сергея Павловича Дягилева (1872–1929) издавался журнал «Мир искусства».
Мирискусники в своём творчестве много обращались к прошлому, так как считали действительность пресной и монотонной. Это была своеобразная форма протеста против наступающего века машин, в котором индивидуальность уступала место стандартизации. В. А. Серов в 1902 г. написал полотно «Выезд Екатерины II на соколиную охоту», Е. Е. Лансере — картину «Елизавета Петровна в Царском Селе» (1905), К. А. Сомов — полотно «Дама в голубом» (1900). Б. М. Кустодиев стилизовал народный лубок, Н. К. Рерих обращался к скандинавской мифологии.
Одним из ведущих направлений в искусстве этого периода стал импрессионизм. Он проявлялся в музыке, балете, но ярче всего — в живописи. Импрессионисты стремились зафиксировать мимолётные впечатления, настроения — «остановить мгновенье». Представителями импрессионизма в русской живописи были К. А. Коровин, И. Э. Грабарь, Исаак Ильич Левитан (1860–1900).
Испытали на себе русские живописцы и влияние символизма, хоть и нельзя сказать, что кто-то посвятил всё своё творчество этому направлению. «Символические» периоды творчества были у Михаила Александровича Врубеля (1856–1910) — все знают серию его работ, главным персонажем которой стал Демон. Шедевром символизма признана работа К. С. Петрова-Водкина «Купание красного коня».
В 1907 г. представители символизма создали творческое объединение «Голубая роза». В него вошли П. В. Кузнецов, Н. Н. Сапунов, М. С. Сарьян и другие — всего 16 художников. Объединение просуществовало несколько лет, но художники продолжали работать в этом стиле вплоть до начала 1920-х гг.
В 1910-х гг. в России появились первые авангардные художники, отрицавшие традиции реализма, который они считали формальным и безыдейным. В 1911 г. было создано объединение «Бубновый валет», куда вошли М. Ф. Ларионов и его супруга Н. С. Гончарова, А. В. Лентулов, И. И. Машков, П. П. Кончаловский и другие художники-авангардисты. Бубны (карточная масть) в дореволюционную эпоху ассоциировались с ромбом, который нашивался на одежду каторжников. Отсюда, кстати, пошло выражение «забубённый». Бубновый валет среди картёжников обозначал мошенника. Как видим, художники позаботились о том, чтобы одно только название объединения эпатировало зрителя. Но куда более резкую реакцию вызывали их картины. Вот, например, «Автопортрет и портрет Петра Кончаловского» и И. И. Машкова, на котором художники изображены в виде полуобнажённых атлетов.
Картина «Василий Блаженный» А. В. Лентулова (1912) напоминает не то витраж, не то гору разноцветных леденцов-монпансье. Многие из этих художников работали в манере кубизма: изображали внутреннее строение предметов, выявляя их геометрическую структуру.
В это же время в живописи появилось еще одно направление — аналитическое искусство, основанное на кубизме. Его создал художник П. Н. Филонов.
Авангардные тенденции с национальными мотивами сочетал витебский художник Марк Захарович Шагал (1887–1985).
Практически одновременно появилась абстрактная живопись, представители которой отказывались от изображения форм и предметов. Самыми яркими представителями абстракционизма в России были Василий Васильевич Кандинский (1866–1944) и Казимир Северинович Малевич (1879–1935).
Архитектура и скульптура
Ведущим направлением в архитектуре на рубеже веков становится модерн, причём не только в России, но и во всей Европе. Его отличает использование растительных мотивов в отделке, например вьющихся стеблей и ветвей, а также готические мотивы: высокие окна, арочные дверные пролёты, башни. Архитектурный модерн сочетал в себе элементы символизма и импрессионизма. В Петербурге в это время стремительно развивался северный модерн, который зародился в скандинавских странах. В этом стиле построена Соборная мечеть (Н. В. Васильев, 1913 г.) и другие здания на Петроградской стороне.
В Москве самые известные здания, выстроенные в стиле модерн, создал архитектор Фёдор Осипович Шехтель (1859–1926). Это и особняк С. П. Рябушинского (1903 г.), и особняк З. Г. Морозовой (1898 г.), и банк Товарищества П. М. Рябушинского (1903 г.), и другие здания.
Другим популярным направлением в этот период стал неорусский стиль. Как понятно из названия, в нём возрождались приёмы традиционного русского зодчества: терема, купола, стрельчатые окна. В неорусском стиле Шехтель выстроил Ярославский вокзал в Москве (1904 г.). В этом же стиле построен храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге (1907 г., архитектор А. Парланд).
Новые стилистические направления оказали влияние и на скульптуру. Наиболее показательный пример этих изменений — памятник Александру III, созданный архитектором П. П. Трубецким в 1909 г.
Никто раньше и представить не мог, что русского монарха можно изобразить вот так: пожилым тучным мужчиной в меховой шапке, сидящим верхом на приземистом жеребце-тяжеловозе. Насколько не похож этот памятник самодержцу на Медного всадника или монумент Николаю I. Члены императорской семьи решили, что архитектор над ними подшутил, когда увидели макет. Однако Мария Фёдоровна (вдова Александра III) осталась довольна скульптурой. Она сказала, что в памятнике есть даже больше, чем портретное сходство: он передаёт характер покойного императора. Таким образом, очевидно, что Трубецкой создавал скульптуру под влиянием импрессионизма. Он не хотел делать парадный портрет в бронзе, а стремился увековечить память о живом человеке.
Музыка и балет
В русской композиторской школе начала XX в. появляется много ярких талантливых имён. В первую очередь это Сергей Васильевич Рахманинов (1873–1943). Он создал оригинальный стиль, основанный на смешении русской классической, западноевропейской и ближневосточной музыки. Произведения Рахманинова легко узнать с первых нот:например, Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (1900 г.), оперу «Алеко» (1892), оперу «Франческа да Римини» (1905) и другие.
В творчестве Александра Николаевича Скрябина (1871–1915) ярко проявился символизм: три симфонии (1900, 1902 и 1904 гг.), «Поэма экстаза» (1907), «Прометей» (1910).
Настоящей сенсацией начала XX в. стали балеты И. Ф. Стравинского, созданные им для балетной труппы Дягилева: «Жар-птица» (1910), «Петрушка» (1911) и «Весна Священная» (1913). Хореографом в последней постановке выступил талантливый танцовщик Вацлав Фомич Нижинский (1889–1950), он же исполнил главную партию в «Петрушке». В этих балетах блистали многие звёзды: Анна Павловна Павлова (1881–1931), Т. П. Карсавина, М. М. Фокин, В. П. Фокина.
Театральная антреприза «Русские сезоны» С. П. Дягилева открыла Европе русское искусство начала XX в. Всё началось в 1908 г. во Франции: в Парижской опере прошёл «Борис Годунов» с Фёдором Ивановичем Шаляпиным (1873–1938), исполнившим главную партию. Опера имела грандиозный успех. С тех пор каждый сезон Шаляпин привозил в Париж классические русские оперы в современной постановке, также балетные спектакли, для которых он набрал труппу «Русский балет Дягилева». Над спектаклями трудились знаменитые художники: А. Н. Бенуа, И. Я. Билибин, Н. К. Рерих, В. А. Серов, Л. С. Бакст.
Театр и кино
К концу XIX в. русский театр погряз в рутине и формализме, заметно устарел. В 1897 г. актёр-любитель Константин Сергеевич Станиславский (1863–1938) и драматург В. И. Немирович-Данченко встретились, чтобы обсудить, как можно исправить ситуацию. Через год открылся Московский художественный театр (МХТ). Станиславский стал основателем актёрской психологической школы.
Он считал, что актёр должен полностью перевоплотиться в того, кого он играет. Не декорации, а актёрская игра должна заставить зрителя поверить в происходящее на сцене. Первыми на сцене МХТ были поставлены пьесы А. П. Чехова, А. К. Толстого, Г. Ибсена, М. Метерлинка. Театр открыл таких актёров, как Вера Фёдоровна Комиссаржевская (1874–1910), О. Л. Книппер, И. М. Москвин.
Первый кинофильм в России был показан в Петербурге в 1896 г. Всего за десять лет кинотеатры открылись во всех крупных городах. Кино было немым: демонстрация видео сопровождалась игрой на фортепиано. Фильмы были короткие — всего по несколько минут. Первым отечественным игровым фильмом был «Стенька Разин и княжна» 1908 г., режиссёр В. Ф. Ромашков. Первым полнометражным стал фильм «Оборона Севастополя» 1911 г., режиссёры Александр Алексеевич Ханжонков (1877–1945) и В. М. Гончаров. Огромной популярностью пользовались актёры немого кино И. И. Мозжухин, В. В. Холодная, А. Г. Коонен.
Культура Серебряного века развивалась под влиянием событий и процессов русской истории. Наступал век машин, массового производства, унификации, и деятели искусства искали способы сохранения и проявления индивидуальности в стремительно меняющемся мире. Публика приняла не все эти способы. В начале XX в. мир жил ожиданием большой войны, а Россия — ещё и ожиданием революции, так как события 1905–1907 гг. не помогли разрешить все противоречия в обществе. Поэтому многие произведения искусства Серебряного века полны предчувствия бури, катастрофы. Важно отметить, что это был последний период элитарной культуры, существующей только для интеллигенции. После 1917 г. многие представители искусства Серебряного века добровольно или по принуждению уедут из страны. Для России это станет огромной потерей, но благодаря этому русская культура будет интегрирована в мировую.