Найти в Дзене
Записки горожанина

Речной вокзал Самары обновят за 3,9 млрд рублей: старт реконструкции в 2026 году, новая жизнь к 2030-му

Оглавление

Речной вокзал Самары: история и современность

Усталость и запущенность

Речной вокзал Самары сегодня — один из самых худших на Волге. Пассажиры регулярно жалуются на опасное состояние бетонных конструкций и изношенную инфраструктуру.

Причальная стенка самарского вокзала потеряла около трети своего ресурса, а дебаркадеры не ремонтировались с 1950-х годов. Всего четыре кассы и нехватка зон ожидания создают значительные неудобства для пассажиров и туристов.

История былого величия

Первое здание вокзала было построено в 1936 году архитектором Леонидом Волковым в стиле сталинского ампира. Оно состояло из деревянных корпусов, соединённых галереями с аркой к причалу.

Речной вокзал в г. Куйбышев.
Речной вокзал в г. Куйбышев.
Речной вокзал в г. Куйбышев. Фото: ЖЖ Вадима Кондратьева.
Речной вокзал в г. Куйбышев. Фото: ЖЖ Вадима Кондратьева.

У выхода были установлены памятники Ленину и Сталину, которые после 1953 года заменили ларьками — символ перемен в городской жизни.

Реконструкция и модернизация в советскую эпоху

В конце 1960-х архитектурный был реализован проект архитектора Юрия Когана. Было построено шесть новых причалов общей длиной 605 метров. Появилась возможность принимать крупные современные суда.

Речной вокзал г. Куйбышев. Проект архитектора Когана. Фото: ЖЖ Вадима Кондратьева.
Речной вокзал г. Куйбышев. Проект архитектора Когана. Фото: ЖЖ Вадима Кондратьева.

Строительство продолжалось с 1968 по 1971 годы. В июле 71-го красавец-вокзал был открыт. Проект был выполнен в стиле советского модернизма — монолитное бетонное здание с фасадным остеклением и функциональным внутренним пространством.

Архитектурные особенности и статус наследия

Здание вокзала сопряжено с 12-этажным отелем «Россия», где кафе с панорамным видом открывает вид на Волгу. Вокзал считался обязательным для посещения гостями города. Самарцы любили это место за простор и красоту видов на Волгу.

В 2022 году комплекс получил статус объекта культурного наследия регионального значения. Это подчёркивает его историческую и художественную ценность не более. Особое внимание уделяется сохранению фасадных элементов и планировочной композиции.

Текущие проблемы и неудобства

Сегодня вокзал и причальные конструкции серьёзно устарели и нуждаются в ремонте. Изношенная причальная стенка и долго не ремонтировавшиеся дебаркадеры создают угрозу безопасности.

Малое количество касс и теснота зон ожидания вызывают неудовольствие у пассажиров, особенно в сезон, когда вокзал обслуживает до полутора тысяч человек в день.

Перспективы и планы реконструкции

Власти разработали проект капитальной реконструкции стоимостью около 3,9 млрд рублей. В начале 2025 года проект реконструкции прошел государственную экспертизу.

Кадр презентации реконструкции речного вокзала Самары. Минтранс СО.
Кадр презентации реконструкции речного вокзала Самары. Минтранс СО.

Запланировано строительство нового здания вокзала, ремонт причальной инфраструктуры, установка новых причалов и обновление пассажирского флота. Проект включает комфортные зоны ожидания и лифты для маломобильных граждан.

Реальность сроков и угрозы заброшенности

Реконструкция речного вокзала в Самаре запланирована на 2026 год, а активный этап реконструкции — на 2028–2029 годы.

Новый терминал планируют открыть к 2030 году. Однако затягивание сроков ремонта угрожает превращению речного вокзала в заброшенное место, утрачивающее свою историческую и транспортную роль.

Надежда на обновление

Речной вокзал Самары — не только архитектурный памятник, но и символ города, который заслуживает второго дыхания. Его обновление станет важным событием, гарантируя современный, удобный транспортный узел для жителей и гостей города.