Найти в Дзене
Исторические напёрстки

О Бездушном Флоте НАТО

Оглавление

Забросили диванному милитаристу очередную сахарную косточку не по чину, исполать те боярин «Кирилл И.», хоть вытащил автора из пыточного подвала смрадной политики. Тема такая: ВМС неметчины планируют закупить 18 беспилотных надводных кораблей «Future Combat Surface Systems» (FCSS), обязанных войти во флотилии одушевлённых корветов, дюжину беспилотных подводных аппаратов (LUUV) для «поддержки подлодок на дежурстве».

И самое любопытное, возрождающийся Кригсмарине дерзновенно объявил о новом классе кораблей. Больших дистанционных ракетных (LRMV). В 2035-ом году вроде как уже в строй будут поставлены. Заменяя фрегаты.

Чтобы сугубо мирной аудитории было понятно, о чём речь ...

Справка. Очень публицистическая с упрощением и обобщением. Корветом сухопутные сапоги называют прилично разожравшийся катер, он же сторожевой корабль (СКР) ближней зоны. Предназначен для патрульных задач неподалёку от военно-морских баз, конвоирования судов обеспечения, поиска подводных лодок. Следующий по рангу – фрегат, он же корвет-переросток, СКР дальней зоны. Вполне комфортно чувствует себя в открытом море-океане, способен выступать противолодочной (ПЛО) платформой или кораблём ПВО в интересах соединения. Либо брать на себя ударные функции.

-2

Фрегаты I класса водоизмещением 4-5 (кое-где и до семи) тысяч тонн сопровождают конвои и соединения Флота, фрегаты II класса водоизмещением 2-4 тысячи тонн больше заняты одиночным патрулированием. Каждый ВМФ использует собственную терминологию и классификацию боевых кораблей, кое-где фрегаты II класса именуют корветами. Как и следующий класс – эсминцы, они же фрегаты на стероидах. Они же «эскадренные миноносцы» из прошлого. Очень быстрый, универсальный и опасный военно-морской хищник, действующий обычно в составе эскадры/соединения. Разведчик, ракетчик, защитник, сопровождающий, огневая поддержка десанта и проч.

-3

Об амбициях

Итак, чем же хочет повеселить нас немчура военно-морская. Замысел потомков Тирпица и Редера такой: главной ударной силой на Балтике и Северной Атлантике должны стать плавучие «корабли-арсеналы» с вертикальными пусковыми установками. Патрулирующие в сопровождении неких «вспомогательных пилотируемых плавсредств».

Не спрашивайте каких, оне сами ни разумеють. Даже до вопроса водоизмещения пока не дошли и числа ПУ. Известно лишь, данный проект накрепко принайтован к голландскому штурвалу беспилотным кораблям-складам ВМФ Нидерландов класса «многофункциональный (универсальный) корабль поддержки», скоро готовых явить себя миру в качестве бездушных патрульных корветов. Но немцы недовольны характеристиками посудин своих военно-морских коллег флота «Красный Фонарь», потому корабелам заказали Фрегаты I класса без экипажа. Способные выжить в жутенькой и штормовой Северной Атлантике. Где эсминцам тошнится, вообще-то.

-4

Согласно ТЗ, первая партия германских LRMV должна быть плавучей платформой «чистого ПВО» с размещёнными дальнобойными ЗРК. Как на американских эсминцах «Арли Бёрк», крейсерах УРО типа «Тикондерога» или наших крейсерах проекта 1144 «Орлан», проекта 1164 «Атлант».

За основу разработки взяты голландские ПВО-фрегаты типа «Де Зевен Провинсиен» водоизмещением шесть тысяч тонн. Кои необходимо провести через усушку/утруску, лишить двух корабельных РЛС, экипажа, оставив унифицированные корабельные установки вертикального пуска Mk 41 с ракетами RIM-66 SM-2 Block IIIA и RIM-162 ESSM. Сорок контейнеров (!).

-5

Для наведения на воздушные цели этим плавучим дивизионам ПВО понадобятся «перспективные фрегаты Тип 127», деньги на разработку которых выделены ещё год назад, но пока в проектных бюро конь не валялся. Лишь вчера объявлено о создании совместного предприятия в Гамбурге. С дополнительным амбициозным заданием выпустить ещё серию пяти новых (экипажных) кораблей ПВО/ПРО с применением системы «Иджис».

Ладушки, планов громадьё, но дальше начинается ненаучная фантастика. Оказывается, бездушные «корабли-арсеналы» LRMV не должны близко подходить к своим соединениям, они в замысле являются передовой завесой и управляются по спутниковым каналам связи. Или с «летающих радаров», самолётов дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО).

В Техническое Задание впихнули и системы вооружений для самообороны от надводных скоростных угроз, тумбовые артустановки Mk-46 калибра 30 мм или Mk.44 Bushmaster II 57 мм. Под СУО на Искусственном Интеллекте.

-6

Вторая заказанная серия бездушных LRMV является ... ракетными фрегатами, где должны угнездиться Крылатые Ракеты «Tomahawk» BGM-109 A/С/D, обещанные американскими партнёрами. В пусковых установках контейнерного типа с четырьмя ячейками Мк143. Или периферических (вдоль борта) пусковых Mk 57, разработанные для позорища американского кораблестроения, эсминцев типа «Зумвальт». Но это неточно. Поскольку немцы с трепетом ждут 3SM Tyrfing (Super Sonic Strike Missile), норвежскую сверхзвуковую противокорабельную ракету. В специальных контейнерах Mk41 VLS.

-7

Теперь о тактике «гибридных боевых групп» Кригсмарине 2.0. По замыслу потешных потомков Тирпица и Редера, относительно тихоходный Большой Дистанционный Ракетный корабль (LRMV) выдвигается в заданный район и впадает «в спячку» (контролируемый дрейф?), не отсвечивая. Под защитой пары бездушных «кораблей-арсеналов» ПВО/ПРО. Группа может находиться там «в течение длительных периодов времени», а связность контроля морского района обеспечивают быстроходные фрегаты Тип F127, снующие в дальнем эскорте флотских соединений. Расширяя их общую зону безопасности.

-8

Наглядное пособие

Пока оставим в покое ну очень весёлые планы военно-морской немчуры. Переносимся через Атлантику и смотрим на эксперименты их звёздно-полосатых партнёров, к 2020-му году клявшихся ввести в строй десять беспилотных надводных кораблей большого водоизмещения (LDUSV, Large Displacement Unmanned Surface Vessels). Длиной более 90 метров и водоизмещение 2 000 тонн. Корветы с ожирением, если сравнивать с русскими бойцами проекта 20380. Янки собрались из тех корыт создать флотилию «дальнего обнаружения субмарин противника» у берегов США.

корвет проекта 20380 Стерегущий
корвет проекта 20380 Стерегущий

Чтобы проверить работоспособность такой стратегии, ВМФ построил полностью рабочий тримаран «Sea Hunter» (Морской Охотник), натолкав в его узкое безэкипажное пространство РЛС нескольких типов, обзорную оптико-электронную систему круглосуточного наблюдения, монструозные станции РЭБ и гидроакустического комплекса. С прочими автоматическими аппаратными приблудами. «Охотник» сделали вдвое меньшим от проекта LDUSV, получился 40-метровый малый боевой корабль, вобравший в себя ранние наработки по программе беспилотных катеров сопровождения.

-10

Тримаран водоизмещением 145 тонн облизали со всех сторон восторженными отзывами прессы, хотя большинство его характеристик вызвали массу вопросов военно-морского люда. Особенно когда на опытный безэкипажный катер (БЭК) водрузили боевую рубку для экипажа, хотя ранее для вящей малозаметности она отсутствовала. И все ходовые испытания (вместе с опубликованными «рекордами») проходили под присмотром живых людей. В штормовою погоду, например. После чего было заявлено: доказана полная работоспособность при волнении 5 баллов и выживаемость при семи.

-11

Ну-ну, сказали просоленные до самых потрохов морские волки и после этого интерес к проекту «Sea Hunter» утратили (причину объясню ниже). Но пентагоновские пиарщики ещё два года кормили публику всяческими достижениями чудес безэкипажного хайтека. О способности катера-переростка три месяца находиться в полной автономке, гонять на скоростях до 27 узлов, безопасно для окружающих перемещаться в плотном трафике международных морских путей и портах, подниматься по рекам, совершать длительные переходы между основными военно-морскими базами США.

При этом постоянно прощупывая толщи вод главным секретом проекта ACTUV (Программа беспилотных судов непрерывного действия для борьбы с подводными лодками), неким уникальным и сверхмощным гидроакустическим комплексом из активных и пассивных датчиков.

Характеристики данного ГАК не разглашались, потому объективно говорить о волшебности данного БЭКа стало в специальной прессе невозможно. Единственное, что заслуживало внимание – действительно низкая цена изделия с впечатляющей дешевизной «суток оперативной работы». В 20 тысяч долларов против 700-т тысяч в исполнении эсминцев класса «Арли Бёрк».

-12

Но дальше прототипа «Sea Hunter» дело не пошло, несмотря на острый дефицит противолодочных кораблей ВМФ США. И практически беззащитности американских побережий, фактически атакованных подплавом ... наркокартелей, чувствующих себя хозяевами здешних вод.

-13

А на фоне эскалации отношений дряхлеющего дяди Сэма с Россией и Китаем должны строится десятки боевых кораблей ПЛО, но ВПК американщины потерял интерес к дешёвым и массовым беспилотникам, охотникам за субмаринами. Не в последнюю очередь, из-за позиции цифровых гигантов. Которые отказывались участвовать в конкурсах на элементы ACTUV после некоторых требований оставшихся и вменяемых адмиралов.

«Никогда» ...

Дело тут оказалось вот в чём. Несколько заветных слов. Живучесть. Мореходность. Энергетика. Обнаружение целей. Самое главное тут первое. Термин «живучесть» был введён русским адмиралом Степаном Осиповичем Макаровым (1848-1904 гг.) как синоним тогдашней «непотопляемости».

-14

Сказано: «живучесть – это способность корабля вести бой, имея повреждения в различных боевых частях». Как растолковал автору погружённый в тему военно-морской офицер, создать «автоматизированные безэкипажные боевые корабли» морской зоны занятие полностью бесперспективное.

Поскольку железный болван на самом обученном ИИ не решит вопросы безопасности корабля даже в повседневной деятельности, не говоря о боевой. Невозможно без участия специально обученных людей (команд) обеспечить стойкость элементов структуры корабля, применить противоаварийные средства и системы, дабы остановить лавинообразный процесс поражения в очень сложной логике выбора «минимальный ущерб для боеспособности корабля или максимальный для плавучести с угрозой потопления».

Как не упражнялись в ХХ и нынешнем веке все ведущие военно-морские державы в максимальной автоматизации кораблей, а вот численность экипажей сократить существенно не смогли. Даже над их «качеством» бились самозабвенно сложнейшими тренажёрами на берегу, стараясь каждого моряка сделать высококвалифицированным многостаночником.

Способным заменить товарищей. При возникновении пожаров в различных частях корабля, ликвидации последствий взрывов и аварий с выбросом пара, газов, масла, горючего. Или осмысленному поведению в более штатных ситуациях. Во время поломок систем охлаждения, нехватки смазки, аварий электропроводки, нарушения изоляции, исчезновения функциональной или информационной связи. В море мелочей нет, оказывается. Ни одной.

-15

Кирзовому сапогу было разъяснено в доступной сухопутной форме, что боевой корабль – такой же «организм» (сленговое обозначение общевойскового соединения), состоящий из четырёх основных элементов. Экипаж – первое, а следом по значимости идут корпус, технические средства, системы вооружения. С одной особенностью. Всё втиснуто в крайне ограниченное пространство. Это мотострелковый «организм» в облике бригады поди приведи в небоеспособное состояние. В полосе обороны 15 километров по фронту и 20 в глубину, последовательно ослабив все её «элементы».

Боевые единицы (мотострелки, танки, снайперы, артиллерия, ПВО); подразделения обеспечения (все виды разведки, связи, РХБЗ, БпЛА; тыловые группы (ремонтные, медицинские, материально-технические). И единое командование, само собой, разыщи и закопай. На боевом корабле-организме всё примерно так же организовано, но в шаговой доступности.

Тронь хорошенько одно, развалится остальное. На космических скоростях. Ибо так работают обратные связи в сложной иерархической структуре данного «организма». А серьёзные аварии или боевые повреждения обретают каскадный характер. Как следствие – пространственный размах процесса поражения. С возникающими новыми угрозами живучести.

Если совсем просто, то легенда о потерянной вестовым подкове, закончившейся гибелью целой державы после проигранного генерального сражения – это описание аварийного процесса на боевом корабле. Комплексного характера. Математически мало просчитанного в зависимости от «повреждения» и «поражения», синонимичных в море-океане терминов.

Поскольку результат аварийного процесса до его завершения неизвестен, то цена любой мельчайшей ошибки, несобранности экипажа, отказа систем контроля над банальными казалось бы параметрами (уровень мощности силовой установки, обороты, температура, давление, подтопление, замыкания проводки и десятки прочих ЧП) ... могут привести к разрушение всех элементов «организма». От выхода из строя, до полной утраты живучести.

-16

Много непонятного ещё кирзовому сапогу рассказали, пересыпая лекцию жуткими для сухопутного воина терминами: общая и частичная безопасность, стойкость, структурная устойчивость, восстанавливаемость, формирование боеспособности из оставшихся в строю элементов после повреждений/поражений, структурная самоорганизация боевых отсеков, какие-то «переключения и ограничения параметров» аварийных ремонтов.

Не понял. А когда пошла детализация с параметрами БЗЖ (борьба за живучесть) типа «отключения, разгрузка, обесточение, удаление, прекращение, изменение параметров» и так далее – лично крепко загрустил.

Потому, уважаемый Кирилл, могу передать еле-еле сформулированный ответ на поставленный вопрос «когда мировые ВМФ/ВМС станут безэкипажными» в короткой реплике «никогда». Только в параметре «живучесть». А остались ещё мореходность, энергетика, обнаружение целей в ходе выполнения боевых задач и противодействия оным. С интуитивной поддержкой принимаемых решений. Без квантовых вычислений тут не обойтись, слишком много факторов приходится учитывать даже отдельно взятому военно-морскому «организму» не самого впечатляющего водоизмещения. Именно потому и поставили в стойло американцы свой малоразмерный прототип «Sea Hunter».

-17

Из-за отказа цифровых мега-корпораций браться за неподъёмную ношу сформулированных военными моряками задач. Выявленных проблем во время рекламного боевого похода данного тримарана ПЛО «в автономном режиме от Калифорнии до Гавайских островов и обратно». Подробности того путешествия таковы: не менее семнадцати раз на «Охотник» отправляли группы инженеров завода-производителя, чтобы устранять возникающие неполадки, а супер-пупер современный гидроакустический комплекс вышел из строя после сотни морских миль нахождения в полосе умеренного волнения 3-4 балла.

Потом был полный отказ одного из двух дизелей, а якобы защищённые от случайных тросов и рыболовецких сетей гребные винты что-то таки намотали и полностью обездвижили «Sea Hunter», ибо не сработали штатно «канатные резаки». Попытки отказаться от радиостанций дистанционного управления провалились, комплексы навигации и программа «Редкий Надзорный Контроль» оказалась бессильной перед вызовами океана.

Как и попытки выйти в район патрулирования исключительно на оптических средствах, заложенных навигацких картах, измерениях параметров внешней среды и обзорном радаре. При неустойчивой спутниковой связи. Всё.

Выводы

Если брать только один параметр «живучести» боевого корабля крупнее необитаемого подводного аппарата для разведки минной обстановки и наблюдения, безэкипажного катера и даже корвета прибрежных вод, то должны пройти долгие десятилетия до полной бездушности. Сведущие люди утверждают: для начала придётся исключить возможность аварий, каскадно приводящих к катастрофам в замкнутом пространстве корабля.

Для этого корпус обычного корвета, фрегата или эсминца (о крейсерах вообще речи не идёт) не подойдёт, внешний облик такого железного болвана придётся менять. Это уже вопрос не к военным морякам, а комплексному исследованию интеллектуальных структур ВМФ и промышленности. С целью обеспечения свойств живучести. Системных, конструктивных, информационно-алгоритмических. И без экипажа тут никуда всё одно, поскольку пресловутый ИИ неспособен оценивать степень угрозы «зонного поражения» в границах сверхзадачи общей проблемы живучести/боеспособности.

-18

Это безраздельная человеческая вотчина. Потому, для начала требуется конструктивный пересмотр внутреннего устройства бездушных кораблей в неумолимых требованиях БЗЖ, для того придётся начинать с азов. Поэтапного создания дискутируемый ныне Автоматизированных Систем управления борьбой за живучесть корабля (АСУ БЗЖ). Пока на береговых тренажёрных и компьютерных моделях, имитирующих аварийные процессы и боевые эпизоды боевого поражения кораблей. В реальном времени.

Процесс, бают, крайне сложный и требующий огромного количества мгновенных командных решений. Из бесконечного списка «рекомендаций по БЗЖ в конкретной аварии». Кто будет принимать единственно верное? Под спудом важности выполняемой боевой задачи? Железный болван ИИ, способный (при изрядной насыщенностью датчиков) применить только алгоритмы автоматического управления? А если чем-то необходимо сознательно «жертвовать» (!), комбинируя поврежденными и жизнеспособными элементами органами корабля? Как тут ИИ поступать?

Бездушная эра военно-морского Флота наступит только после научного доказательства простого факта: самый подготовленный и опытный военно-морской человек по своим психофизиологическим характеристикам более неспособен решать задачи управления данной информационной сложности. Автоматизированная Система его превосходит на каждом этапе.

До тех пор придётся преодолеть тернии конструктивного, информационного и алгоритмического обеспечения БЗЖ при повреждении каждой, самой малой части структуры корабля. Как в зонах поражения (до миллиметра корпуса/надстроек, любых углах прохождения условного вражеского боеприпаса надводного/подводного/воздушного характера) до самых фантастических ситуаций морского бытия. Вплоть до мифических, иррациональных, необъяснимых. Такого «добра» в океане тоже навалом.

-19

Потому закончу статью и ответ уважаемому Читателю высказыванием профессионального консультанта по теме: «в этой НАТЕ все малахольные». Малолетние цифровые дебилы. Утратившие тысячелетние принципы и компетенции мореходства. Военно-морского пребывания в самой агрессивной и непредсказуемой природной среде, каким является морское пространство. Безэкипажные корветы/фрегаты ПВО/ПРО, ударные ракетные эсминцы, океанические платформы ПЛО, эскорты боевых соединений?

Прекрасно. И последний (он же главный) вопрос от специалиста: эти потешные прожектёры против кого собираются воевать, даже если решат вышеприведённые насущные проблемы? С планктоном и стихией? Или против сопоставимой по мощи военно-морской державой, способной то натовское воинство одушевлённое и бездушное проредить до нулевых показателей. Не отходя от причальной стенки корабельными ракетными системами, береговыми комплексами, и ещё дюжиной способов. Алгоритмы железного болвана ИИ к такому ответу готовы? Ответ очевиден, доклад закончен.

-20