Найти в Дзене
Мост в мир кино

«Дурак» — безумец или современный праведник? Почему китайский «Юй Гун» понял бы этого героя

Фильм Юрия Быкова «Дурак» — это не просто кино. Это ледяной душ, это крик отчаяния и, как ни парадоксально, луч надежды. История сантехника Димы Никитина, который пытается спасти жителей аварийного дома, покажется многим депрессивной. Но для меня, как для зрительницы из Китая, в ней есть поразительно знакомый культурный код. Код, который восходит к древней притче о «Юй Гуне» — «Глупом Старце». «Дурак» против системы: один в поле воин? Дима — простой человек, не герой. Он видит трещину в фундаменте и, руководствуясь лишь профессиональной честностью, бьет тревогу. Он сталкивается с абсолютно прогнившей системой, где чиновникам проще замести проблему под ковер, чем ее решать. Его наивная вера в правду и долг сталкиется с циничным «так принято». В этот момент русский «Дураб» встречается с китайским «Юй Гуном». Тот, чтобы пробить гору, мешавшую проходу, день за днем копал ее лопатой вместе с семьей. Все соседи смеялись над его глупостью. Но его упрямство, его вера в то, что «если я умру,

Фильм Юрия Быкова «Дурак» — это не просто кино. Это ледяной душ, это крик отчаяния и, как ни парадоксально, луч надежды. История сантехника Димы Никитина, который пытается спасти жителей аварийного дома, покажется многим депрессивной. Но для меня, как для зрительницы из Китая, в ней есть поразительно знакомый культурный код. Код, который восходит к древней притче о «Юй Гуне» — «Глупом Старце».

-2

«Дурак» против системы: один в поле воин?

Дима — простой человек, не герой. Он видит трещину в фундаменте и, руководствуясь лишь профессиональной честностью, бьет тревогу. Он сталкивается с абсолютно прогнившей системой, где чиновникам проще замести проблему под ковер, чем ее решать. Его наивная вера в правду и долг сталкиется с циничным «так принято».

В этот момент русский «Дураб» встречается с китайским «Юй Гуном». Тот, чтобы пробить гору, мешавшую проходу, день за днем копал ее лопатой вместе с семьей. Все соседи смеялись над его глупостью. Но его упрямство, его вера в то, что «если я умру, будут копать мои сыновья, потом внуки», в итоге сдвинули горы. Дима — это Юй Гун в мире бетона и коррупции.

-3

Почему общество отвергает своих спасителей?

Самый страшный момент в фильме — не обрушение дома (которое так и не показывают), а моральное обрушение. Спасенные жители, узнав, что остались без крова из-за «ябедника» Никитина, избивают его. Это высшая форма трагедии: когда правда оказывается не нужна тем, кому она должна спасти жизнь.

Здесь фильм Быкова звучит универсально. Он не только о России. Он о любом обществе, где пассивность и страх стали нормой. Китайской аудитории, пережившей сложные периоды трансформации, эта тема «маленького человека», бросающего вызов системе, также чрезвычайно близка.

Вывод: в чем надежда?

И Юй Гун, и Дима Никитин — «дураки» в глазах мира. Но их «глупость» — это единственное, что противостоит хаосу и равнодушию. Фильм заканчивается на мрачной ноте, но сам факт его существования, сама эта история — уже акт сопротивления. Он заставляет нас задать себе самый главный вопрос: «А хватило бы мне мужества быть таким “дураком”?»

А как вы думаете? Встречали ли вы в жизни таких «Юй Гунов» или «Дураков»? Их упрямство кажется вам героизмом или наивностью, обреченной на провал?