Найти в Дзене

Шекспир, но не тот. Великий ямайский басист, о котором мало кто знает

Оглавление

Настало время отдать дань уважения скромному герою баса, малоизвестному на наших широтах. Сразу стоит оговориться, что это не роковый басист, к которым многие привыкли. Ценят его не за виртуозность и драйв. В ямайской музыке басу отведена роль сакральная, смыслообразующая. Суета здесь неуместна. Куда важнее глубина погружения, густота грува, пульсирующая ритмичная оттяжка, прокладывающая путь... Робби Шекспир владел искусством басового шаманизма в совершенстве. NewMan не даст соврать!

  • Доступна премиум-подписка! За символическую плату 199 рублей вы можете поддержать канал и получить доступ к эксклюзивному контенту.

На протяжении более чем трёх десятилетий Робби Шекспир был самым известным и уважаемым бас-гитаристом на Ямайке. Его дуэт с барабанщиком Слаем Данбаром, известный как Sly & Robbie, стал поистине легендарным. Эти двое обеспечили ритмическую основу для сотен песен таких регги-исполнителей, как Грегори Айзекс, Питер Тош, Black Uhuru и Burning Spear. Но не только их.

Творческий пик Sly and Robbie пришёлся на 1980-е годы, когда оба экспериментировали с цифровым звучанием, порой уводившее их от основ ямайской музыки в сторону фанка и диско. Неизменная связь с корнями при этом сохранялась.

После того как Слай и Робби сыграли на нескольких альбомах певицы Грейс Джонс, их влияние распространилось далеко за пределы вселенной регги. Оба стали востребованными музыкантами и продюсерами, которые сотрудничали с Миком Джаггером, Йоко Оно, Шинейд О'Коннор и Бобом Диланом.

Робби Шекспир родился 27 сентября 1923 года в музыкальной семье в Кингстоне. Сначала он научился играть на акустической гитаре, но переключился на бас после встречи с Астоном «Семьянином» Барреттом, одним из самых выдающихся ямайских сессионных музыкантов 1960-х, а впоследствии — бас-гитаристом и музыкальным аранжировщиком группы Боба Марли The Wailers.

Барретт не только помог Шекспиру освоить бас-гитару, но и взял его под своё крыло, позволив молодому музыканту присутствовать на репетициях и даже записываться.

Шекспир встретился с Данбаром в начале 1970-х, когда играл в клубе в Кингстоне. Данбар работал в соседнем клубе. Во время перекуров перерывов оба ходили слушать друг друга. В итоге начали играть вместе в составе студийной группы.

Оба музыканта считали своё сотрудничество даром небес. Шекспир вспоминал: «С первого дня между нами возникла особая химия. В музыкальном плане нам пришлось бы установить особый канал связи с Богом, чтобы спросить его, почему то, что мы играем, всегда получается правильным». Данбар, в свою очередь, отметил: «С первой же встречи мы нашли общий музыкальный язык. Это было похоже на волшебство. Он знал, что я собираюсь делать, а я знал, что будет делать он».

-2

Слай и Робби многие годы оставались близкими друзьями и дополняли друг друга по темпераменту. Данбар — более спокойный из дуэта — часто сдерживал требовательного и напористого Шекспира. Последний же помогал другу противостоять трудностям музыкального бизнеса.

Они редко расставались надолго, проводили почти каждый день вместе и утверждали, что никогда не ссорились. Шекспир и Данбар со своими жёнами даже жили по соседству.

В 1974 году Sly and Robbie основали собственную продюсерскую компанию и звукозаписывающий лейбл Taxi. За два года они стали одной из самых известных и плодовитых ритм-секций Ямайки. С 1975 года Слай и Робби были основой группы Питера Тоша, с которой Шекспир записал шесть альбомов, в том числе «Legalize It» (1976) и «Equal Rights» (1977).

Будучи известными сессионными музыкантами, Слай и Робби сыграли тысячи песен. Одним из величайших достижений неразлучной парочки стал альбом группы The Mighty Diamonds «Right Time» (1976). Особое внимание, по словам Данбара, привлёк барабанный бит в заглавном треке: «Когда эта мелодия впервые прозвучала, из-за двойного удара по ободу никто не поверил, что это я играю на барабанах. Все подумали, что это какой-то звуковой эффект, который мы используем».

Пожалуй, квинтэссенцией звучания Sly and Robbie можно считать записи группы Black Uhuru, с которой они играли с 1979 по 1986 год. В том числе на альбоме «Sinsemilla» (1980), заглавный трек которого демонстрирует мастерство дуэта во всей красе.

Робби Шекспир и Слай Данбар начал сотрудничать с музыкантами, не играющими в стиле регги, ещё в 1980 году, когда их пригласили сыграть на альбоме Грейс Джонс «Warm Leatherette». Впоследствии Робби написал запоминающиеся басовые партии для песен «My Jamaican Guy», «Pull Up to the Bumper» и «Private Life».

В середине 1980-х Робби участвовал в записи трёх альбомов Боба Дилана («Infidels», «Empire Burlesque» и «Down in the Groove»), альбома Мика Джаггера «She's the Boss» (1985), пластинок Йоко Оно, Джексона Брауна и Шинейд О'Коннор. Среди других музыкантов, с которыми он записывался, были Иэн Дьюри, Херби Хэнкок и Стинг — невероятный стилистический размах.

-3

Одним из тех, кто отправился на Ямайку ради записи со Слаем и Робби, был Серж Генсбур. Скандальный француз вызвал фурор в своей стране, положив «Марсельезу» на ритм регги.

Слай и Робби выпустили шесть собственных альбомов в период с 1985 по 2014 год. Их дружба продлилась вплоть до дня смерти басиста 8 декабря 2021 года. Данбар: «Я даже не хочу думать о том, что было бы, если бы Робби не было рядом. У нас с ним столько общего, что это невозможно заменить».

Журнал «Rolling Stone» поместил Робби Шекспира на 17-е место в списке величайших басистов всех времён: «Ни один другой музыкант в эпоху после Марли не был так важен в формировании звучания Ямайки и распространении его по всему миру».

  • Чтобы поймать волну — пять знаковых релизов Слая и Робби из их поистине необозримого и неисчерпаемого наследия.

Sly & Robbie «Electro Reggae» (1986)

С приходом 1980-х ямайские продюсеры начали использовать синтезаторы, цифровое звучание начало преобладать в регги. В ходе эволюции Sly and Robbie адаптировались к новым условиям и подняли ставки с «Electro Reggae» — амбициозным полноформатным альбомом электронных инструментальных композиций. Драйвовый бит, тяжёлый бас и атмосферные синтезаторы «Pastor Dub» не так уж далеко ушли от звучания индастриала и пост-панка, возникшего в то время в Великобритании.

Half Pint «Level The Vibes» (1987)

Альбом «Level The Vibes» ямайского певца Half Pint блещет мощью таких классических треков, как «Cost Of Living» и печальная любовная песня «She Gone».

Sly & Robbie, Mad Professor, Dean Fraser «The Dub Revolutionaries» (2004)

Альбом «Dub Revolutionaries», записанный ямайским саксофонистом Дэном Фрейзером и спродюсированный гайанским даб-музыкантом Mad Professor, демонстрирует, как джазовая импровизация может сочетаться с регги. Мелодии Фрейзера органично сочетаются с эффектами Мэд Профессора, а бас Робби обеспечивает прочное «заземление» любым экспериментам.

Bitty McLean «The Taxi Sessions» (2014)

В своём альбоме «The Taxi Sessions» британский регги-исполнитель Битти Маклин решил погрузиться в истоки регги в американского соула, представляя восхитительный набор песен с нотками ритм-энд-блюза. Лёгкие инструменталы придают записи эфирную воздушность.

Sly & Robbie «Red Hills Road» (2021)

Альбом «Red Hills Road» продемонстрировал, что и в 2021 году Sly & Robbie по-прежнему опережали конкурентов в плане звука. Благодаря сочетанию инструментальных и вокальных композиций альбом радует разнообразием, его общее настроение — праздничное, полное нестандартных и вдохновенных музыкальных моментов.

Спасибо за подписку, лайк и комментарий! Отдельная благодарность тем, кто присылает донаты. Ваша поддержка очень ценна!