Хотите увидеть настоящую, яркую Россию, где дух захватывает от пейзажей, а за каждым поворотом — что-то новенькое? Тогда путешествие на машине — ваш выбор! Я собрала несколько самых зрелищных дорог страны, которые определённо стоит включить в список “надо увидеть” — от Кавказских высот до Дальнего Востока.
1. Чуйский тракт (Алтайский край, Республика Алтай)
-Чем интересна: Дорога петляет через огромные горы, мимо шумных рек и альпийских лугов, поднимается на перевалы и уходит в цветущие долины. National Geographic включил Чуйский тракт в топ-10 красивейших дорог планеты!
Как попасть: Стартуем из Бийска, едем по трассе Р256 на юг — до самой Монголии.
-Лучшее время для посещения: С мая по сентябрь, особенно хорош июнь, когда горы цветут наперебой.
Лучшие места для фото:
- Семинский перевал (координаты 51.0298, 86.3025)
- Долина реки Катунь у села Иня (50.6686, 87.6076)
- Мост через Чую за Акташом (50.2737, 87.7636)
История:
Чуйский тракт — магистраль, овеянная легендами и историей. Эта дорога тянется почти на 1000 километров от Новосибирска до границы с Монголией, петляя через Алтайские горы и заповедные места. Корни тракта уходят в глубокую древность: еще в скифскую эпоху здесь проходили кочевые пути, позже — маршруты караванов Великого шелкового и Чайного путей. Уже в XVII веке по долине Чуи движутся казачьи отряды, осваивающие Алтай.
В начале XX века участок превращается в военную и стратегическую дорогу: по тракту шли переселенцы, строились форпосты. Официальное строительство современного Чуйского тракта начали в 1901 году; работы шли тяжело — их прерывали войны, революции, суровые природные условия. Самый сложный участок — "Сросткинский перевал", где даже летом лежал снег. Окончательно тракт открыли в 1935 году. Строительство велось силами заключённых, в тяжёлых условиях, что наложило отпечаток на судьбы тысяч людей. В 2014 году журнал National Geographic включил Чуйский тракт в десятку самых красивых дорог планеты.
Современный Чуйский тракт прокладывает путь через невероятные по красоте территории: загадочные Семинский и Чике-Таман перевалы, яркая Курайская степь на фоне заснеженных вершин Северо-Чуйского хребта, бирюзовые воды Катуни и Чуи. Можно встретить старинные стоянки скифов, петроглифы, наскальные рисунки и таинственные курганы.
Интересный факт: По трассе разбросаны каменные балбалы — древние тюркские “скульптуры” с суровым выражением, охраняющие
2. Военно-Грузинская дорога (Северная Осетия–Алания)
Чем интересна: Военно-грузинская дорога — это маршрут, с каждым километром которого путешественники открывают новые чудеса: могучее Дарьяльское ущелье, древнюю крепость Ананури, Жинвальское водохранилище цвета изумруда, альпийские луга и скалистые вершины Казбеги. Закрученные серпантины, мозаика культур — православные храмы, грузинские селения, скульптурная арка Дружбы — оставляют незабываемые впечатления.
Как попасть: Начинаем во Владикавказе (Р-217), далее по А-161 к границе с Грузией — КПП «Верхний Ларс» (можно продолжить дальше по территории Грузии)
Лучшее время для посещения: С мая по октябрь, особенно в разгар лета, когда трава прям светится зеленью. Но в это время и больше всего машин
Лучшие места для фото:
- Дарьяльское ущелье
- Монастырь Фиагдон
История:
История дороги начинается ещё в античные времена — здесь проходили древнейшие караванные и военные тропы, связывавшие Север и Юг Кавказа. Первые упоминания о регулярном пути датируются XVI веком, когда маршрутом пользовались купцы и посольские караваны. Особое значение дорога приобрела в XVIII веке, когда Российская империя укрепляла свои позиции на Кавказе. В 1799 году для безопасного сообщения с Грузией началось строительство постоянного военного тракта по приказу Павла I, но полностью дорога была сооружена только в 1817–1863 годах усилиями инженеров и тысяч солдат.
Своё название — Военно-грузинская дорога — путь получил из-за стратегического значения: именно по ней двигались армии, доставлялось продовольствие, переселялись целые народы. Здесь разыгрывались ключевые события Кавказской войны. В XIX веке дорога прославилась в русской литературе благодаря Пушкину, Лермонтову и Толстому, воспевавшим суровую и величественную природу Кавказа.
Интересный факт: строительство Военно-грузинской дороги стало настоящим инженерным подвигом XIX века. На самом крутом участке дороги — в Дарьяльском ущелье — инженерам пришлось вручную прорубать 4-километровый туннель в скале, чтобы обезопасить путь от снежных лавин и камнепадов. Этот туннель (Крестовый) действует до сих пор и считается одним из первых в России, построенных по подобной технологии.
Сочинское шоссе (Краснодарский край)
Чем интересно: Серпантины вдоль Черноморского побережья, субтропики, водопады. Море навстречу, а по обочинам — реликтовые леса и пальмы.
- Как ехать: Из Краснодара — по А-147 в Сочи.
- Лучшие месяцы: Апрель — июнь или велкам в "бархатный сезон" осенью. Летом огромное количество машина на всем шоссе, большая часть из которых - приезжие, поэтому средняя скорость движения по шоссе падает до 20 км/ч
Лучшие виды для фото:
- Обрыв с видом на Агурские водопады (43.5645, 39.8121)
- Перевал Грачевка (43.6302, 39.7105)
История
Первые упоминания о пути вдоль побережья относятся к середине XIX века, когда после окончания Кавказской войны и основания форта Александрийский (будущий Сочи) в 1838 году началось активное освоение этих земель. Однако вплоть до конца XIX века перемещение между черноморскими поселениями было крайне затруднено — местность отличалась заболоченностью, непроходимыми лесами и многочисленными реками без мостов.
В 1898 году было принято решение о строительстве постоянного Сочинского шоссе от Новороссийска до реки Псоу (граница с Абхазией), с целью связать Черноморское побережье с внутренними районами Кубани. Строительство шло с большими трудностями: пришлось проделать сложные работы в горной местности, возвести мосты через бурные реки, прорубить тоннели и проводить укрепление склонов. На отдельных участках трасса вырубалась прямо в скалах — эти места до сих пор считаются инженерной достопримечательностью.
Официальное открытие первого полноценного автомобильного Сочинского шоссе состоялось в 1913 году, что сразу дало мощный толчок развитию региона, открыло Сочи и его окрестности для курортного строительства и массового туризма. В советское время дорога не раз реконструировалась: в 1930-х был построен Курортный проспект, в 1956 году — введена в эксплуатацию объездная трасса с развязками, а в 1970–80-х — впервые появились защитные сооружения от оползней и селевых потоков. И, конечно, шоссе претерпело огромные изменения перед Олимпиадой в Сочи.
Но и сделать еще предстоит немало. По большой части шоссе все еще однополосное в каждую сторону, что сильно снижает скорость движение по нему и удобство.
Интересный факт:
Сочинского шоссе в начале XX века для доставки материалов по труднодоступной местности использовали канатные дороги и специальные повозки на рельсах. Такие "подвесные железные дороги" были настоящим техническим новшеством того времени и помогли существенно ускорить работы на сложных горных участках трассы.
4. Колыма ("Дорога на костях" — Магаданская обл., Якутия)
Самое интересное: Тундра, таёжные трассы, горы, ямалы и заброшенные лагеря. Если любите дорожный экстрим — welcome.
Сегодня Колымская трасса — это особое испытание для автопутешественников, экстрималов и любителей Дальнего Востока. Она проходит через магические пейзажи: мёрзлые леса, скалистые перевалы, реки Яна и Индигирка, ветреные долины и маленькие посёлки. Несмотря на тяжёлое прошлое, трасса стала важной транспортной артерией и своеобразным памятником смелости, боли и несломленного духа людей.
Маршрут: Из Якутска — по Р504 до Магадана (две тысячи км приключений).
Когда ехать: Лето, с июня по сентябрь. Зимой — только для очень подготовленных.
Места для фото:
- Плато Оймякон (63.4641, 142.7737)
- Вид на гору Сусуман (62.7741, 148.1704)
История:
Трасса Колыма — одна из самых знаменитых и мрачных автодорог России, протянувшаяся сквозь суровые просторы Дальнего Востока от Якутска до Магадана. Её протяжённость составляет около 2000 километров, и она известна в народе как «Дорога на костях» из-за трагической истории её строительства.
Идея соединить центральные районы Северо-Восточной Сибири с золотодобывающими районами Колымы и Охотского побережья возникла ещё в 1920-х годах, когда в стране активно развивалась промышленная добыча золота. Однако реализация масштабного проекта началась только в 1932 году, когда постановлением правительства СССР был организован Дальневосточный исправительно-трудовой лагерь — знаменитый Дальстрой. Главной задачей заключённых, направленных в регион, стало строительство технологических дорог и самой трассы.
Работы велись в невероятно тяжёлых условиях, круглый год в зоне вечной мерзлоты, среди болот, рек, скал и тайги. Заключённые, а их число к концу 1930-х доходило до 190 тысяч человек, трудились без достаточного питания, одежды и с примитивными инструментами, зимой температура часто опускалась ниже -50 градусов. Считается, что за годы строительства дороги (1932–1953) здесь погибло десятки тысяч человек. Многие были похоронены прямо в насыпи дороги — отсюда и название «Дорога на костях».
Основные работы были завершены к 1953 году, после смерти Сталина, однако строительство и реконструкция участков трассы продолжаются до сих пор из-за сложного климата и постоянных оползней. Сама дорога стала символом стойкости людей и напоминанием о трагических страницах российской истории.
Интересный факт:
Трасса Колыма проходит через одни из самых холодных населённых мест Земли — так, в районе посёлка Оймякон зимой температура падает ниже –60°C. Честно говоря, я даже представить не могу такую температуру. А люди там живут и работают.
5. Мурманское шоссе (Ленинградская область, Карелия, Мурманская область)
Что интересного: Озёра, леса, скалы, северное сияние, Баренцево море — и всё это по пути.
Мурманское шоссе — одна из самых значимых дорог Северо-Запада России. Оно соединяет Санкт-Петербург с Мурманском и протянулось на 1327 километров через Ленинградскую, Вологодскую, Архангельскую области и Республику Карелия. Эта трасса известна не только своей стратегической важностью, но и богатой историей и красотой северной природы.
-Как доехать: Из Питера — по Р-21 "Кола" на север, к Мурманску, порядка 1350 км
Когда лучше ехать: Май — начало сентября. Самое классное время - начало лета - белые ночи.
Места для фото:
- Озеро Имандра (67.2132, 32.8276)
- Рыбачий полуостров, мыс Немецкий (69.7887, 31.8297)
История
Строительство Мурманского шоссе началось весной 1916 года — в разгар Первой мировой войны. 18 июня 1916 года состоялось официальное открытие движения по дороге. Острая необходимость связать незамерзающий порт Мурманск со столицей Российской империи определила стремительные темпы работ. За несколько месяцев дорогу построили по труднопроходимым северным лесам и болотам, а к осени 1916 года грузовое сообщение уже функционировало.
В октябре 1920 года в послевоенной России трассу официально включили в состав государственных шоссе и начали постепенное обновление покрытия. Особенно важной дорога стала во время Великой Отечественной войны (1941–1945 годы). По Мурманскому шоссе шли поставки стратегических грузов по ленд-лизу. В 1944 году завершили очередную реконструкцию сложных участков дороги для военных нужд.
Современное Мурманское шоссе постоянно улучшается: капитальные ремонты активно проводились в 1960–1970-х годах, а крупная модернизация завершилась в 2010-х. Могу подтвердить лично - Мурманское шоссе постоянно реконструируют на разных участках
Путешествие по Мурманскому шоссе — это встреча с уникальной природой Русского Севера. Дорога пересекает Карелию, многочисленные реки и озёра, выводит к суровым скалистым берегам Кольского полуострова. Здесь можно увидеть памятники героям войны 1941–1945 годов, мемориалы строителям трассы, захватывающие северные закаты, полярные дни и северное сияние.
Интересный факт
Мурманское шоссе пересекает Северный полярный круг — примерно на 1351-м километре трассы установлен специальный знак "Полярный круг", который стал популярным местом для остановки и фотографий у путешественников, пересекающих эту необычную географическую границу.
В качестве заключения
Я искренне считаю, что автомобиль - один из лучших вариантов, чтобы увидеть нашу страну. Не просто увидеть, но прочувствовать ее (иногда и пятой точкой, чего уж там :) Но скорее - ее красоту и масштаб. Путешествуйте и открывайте себя!
Спасибо, что прочитали до конца! Ставьте лайк и пишите комментарии. Скоро выйдет следующая статья: Другие Топ-5 дорог России