Гостеприимный и добродушный Хабаровск нам очень понравился, хотя попали сюда мы случайно. Первоначально мы должны были из Москвы прилететь на Сахалин, но к сожалению, или к счастью, во время нашего полёта на остров обрушился циклон, местный аэропорт замело снегом и нас перенаправили в бывшую столицу Дальневосточного округа, где мы и провели два насыщенных и интересных дня.
Довольно много снега навалило и Хабаровском крае, но, тем не менее, аэропорт самолёты принимал и отправлял. Всех пассажиров нашего самолёта выгрузили из авиалайнера, рассадили по автобусам и развезли по разным гостиницам в ожидании подходящих метеоусловий на Сахалине. В некотором роде нам даже повезло, потому что нас разместили в центре города, в гостинице Интурист, другой части пассажиров достались гостиницы в районе аэропорта.
Из-за того, что изначально наш рейс перенесли всего на пять часов, а информацию о нём можно было получить только на стойке регистрации, то далеко от гостиницы мы не отходили. Сперва мы решили пройтись относительно недалеко, а именно к знаменитому памятнику Н. Н. Муравьёву-Амурскому, изображенному на пятитысячной купюре и к Амурскому утёсу. Выйдя из гостиницы, вначале мы прошли через близлежащий заснеженный сквер к памятнику известному исследователю и первостроителю города Я. В. Дьяченко. Полюбовались на стоящее рядом красивое и ажурное здание Хабаровского краевого Музея из красного кирпича, и направились дальше.
Дошли к смотрящему на Амур памятник Николаю Николаевичу Муравьеву-Амурскому с гордо поднятой головой и сфотографировались с красной купюрой на его фоне. Удивительно было стоять рядом с ним, вроде бы и видишь его часто на купюре, но вживую, стоя возле него проступают совсем другие чувства. Это действительно, историческая и легендарная дань памяти этому великому человеку, впервые была воздвигнута в далёком 1891-м году и была самой большой скульптурой того времени в России. Затем, во времена Советов, как это было во многих местах, памятник снесли, разобрали на металлолом, и только 1992-м году он был возвращен на своё законное место. Кстати, Хабаровск основал совсем не Ерофей Павлович Хабаров, а именно Муравьев-Амурский. Просто первооткрыватели решили увековечить память и этого великого человека и в честь него дали название новому городу.
Вдоволь полюбовавшись на скульптуру графа мы двинулись к Амурскому утесу, расположенному рядом. Очень монументальная красивая конструкция со смотровой площадкой с видом на скованный льдами широкий Амур, на противоположную часть незастроенного берега и на виднеющуюся часть города. По легенде, именно на этом месте и был основан Хабаровск. Вышли на продуваемую всеми ветрами смотровую площадку, которая построена над утесом. Полюбовавшись сверху на открывающиеся виды, на редких рыбаков, застывших у лунок, мы спустились по лестнице на обустроенную длинную набережную Адмирала Невельского.
Пройдя по приятной и очищенной от снега набережной, мы дошли до закрытых летних кафе. Поднялись по длинному лестничному спуску к высокому, стройному и красивому Успенскому собору и по улицам Шевченко и Арсеньева вернулись в гостиницу за новостями о нашем перелёте.
Вернувшись в отель, нам ничего не сказали утешительного и оптимистичного, только пообещали в ближайшее время покормить всех пассажиров, а новости о рейсе сказать завтра рано утром. Погода на Сахалине всё никак не хотела налаживаться. Мы поели, и так как время к отходу ко сну ещё не наступило, то мы решили прогуляться и по вечернему Хабаровску.
Снова по Шевченко дошли до собора и повернули налево, на главную улицу города - улицу Муравьёва-Амурского и направились в сторону центральной площади. Это довольно оживления магистраль с интересной застройкой советского периода и более ранних годов. Здесь расположено много ресторанов и кафе, сувенирных магазинов и коммерческих и административных зданий. Людей гуляет много, разнообразных заведений на ней достаточно, и сама улица оставляет очень приятное впечатление. Неспеша мы дошли до Площади Ленина, перешли улицу по ажурному металлическому переходу и оказались в сердце Хабаровска.
На площади находится свой Нулевой километр, памятник Ильичу (через дорогу) и во время нашего зимнего визита на ней находилось много ледяных скульптур с разнообразной тематикой. Нагулявшись по площади, по той же улице пошли в обратную сторону к нашей гостинице и свернув на улицу Тургенева вернулись к ней.
К сожалению, или снова к счастью, в пять часов утра на острове все ещё стояла нелётная погода и следующую информацию о нашем рейсе обещали дать около полудня. Поэтому мы отправились в номер досыпать, а после завтрака решили ещё немного исследовать город.
На этот раз мы пошли в другую сторону набережной Амура, а именно в сторону стадиона имени Ленина и парка аттракционов. Вход на стадион очень красивый и являет собой наследие монументальной советской архитектуры с мощными колоннами и порталом. Мы прошли вдоль парка, в котором была залита длинная ледовая дорожка, занятая катающимися любителями и спортсменами, и увидели колоннаду со смотровой площадкой. На этой набережной несколько таких колоннад, стоящие в метрах пятистах друг от друга.
Дойдя до последней из них, мы направились вдоль берега обратно, в сторону нашего отеля. Затем мы подошли к нашему зданию, обойдя его с другой, неизвестной нам ранее стороны, свернули к Скверу Деда Матвея, и перейдя через неширокую дорогу переулка Арсеньева, подошли к стойке регистрации.
Там нам сказали, «ждите вечернего сообщения», а пока можете сходить пообедать. Хочу отметить, что за время нашего пребывания в Хабаровске мы познакомились поближе с некоторыми нашими попутчиками, особенно с теми, с кем ели за одним столом в ресторане (питание оплачивала и организовывала авиакомпания). И они, особенно сахалинцы, высказали предположение, что вечером мы никуда не улетим, а вот завтра утром, наверняка. Они, мол, тоже за это время, познакомились с пилотами и стюардами и от них получили такие обнадёживающие сведения.
Ну что ж, у пятитысячной купюры есть две стороны. Одну мы уже посетили, пришло время посетить и вторую сторону. Но есть одна небольшая загвоздка, Амурский мост, изображённый на купюре, находится немного в стороне от города и добраться своим ходом туда для нас было проблематично. Поэтому мы вызвали такси, которое ждали довольно долго, так как не каждый водитель хотел туда ехать. В итоге, через минут тридцать мы сели в машину и отправились к этой нумизматической достопримечательности.
Сперва мы подъехали к Музею истории Амурского моста, но, к сожалению, он был закрыт, причём на неопределённое время. Мы разочарованно пофотографировали мост с этой точки, но таксист неожиданно решил сделать нам сюрприз. "Давайте, говорит он, я отвезу вас дворами к одному холму, с которого открывается гораздо лучший вид на этот мост". Мы, естественно, согласились, и он привез нас к небольшому возвышению, взобравшись на которое открывался совсем другой вид на это чудо инженерной мысли.
Всё было как на картинке. И поезд, проезжающий по шикарному мосту, и грузовики, и легковушки, пересекающие величественный Амур, и мощные опоры и ажурные фермы конструкции этого сооружения, и широкие пролеты моста. Уходящий вдаль мост, широкая и мощная река, что чувствуется даже тогда, кода она вся покрыта льдом и следами шин смелых автомобилистов. Всё как по нотам!
Начинало смеркаться и полюбовавшись мостом, действительно очень красивым, с изгибом, мы вернулись к машине и поехали в гостиницу. На стойке регистрации, как в стихотворении Самуила Маршака, "Вот какой рассеянный " - нам с платформы говорят, приходите завтра в пять. Утра и с вещами, и даже объявление повесили.
Теперь, зная наше расписание, мы со спокойной душой весело и вкусно поужинали в приятной компании наших попутчиков. После трапезы мы ещё раз вышли из номера прогуляться по вечернему городу. Подышав свежим амурским воздухом, мы вернулись в номер, легли спать, а наутро, как и было обещано, автобусы отвезли нас в аэропорт.
Там нас ждал наш же самолёт, ещё заснеженный, но уже готовый к воздушной к вылету на Сахалин. Спустя несколько часов, наш лайнер взмыл в небо, сделал прощальный круг-разворот над Амуром и полетел на восток. Вот таким для нас выдался визит в гостеприимный дальневосточный Хабаровск.