Найти в Дзене
Фонтан искусства

Людвиг ван Бетховен: ключевая фигура немецкого классицизма. Жизнь, творчество, музыка и курьёзы.

Людвиг ван Бетховен Людвиг ван Бетховен (1770-1827) - величайший композитор XIX века. Его музыка отличается стройностью и красотой формы, глубиной и богатством содержания. Пианист и виртуоз-импровизатор. Портрет Л. ван Бетховена кисти Йозефа Мелера, около 1803 года. Источник: Joseph Willibrord Mähler. Бетховен играл на органе, клавесине, фортепиано, скрипке и альте. В 1787 году ездил в Вену для занятий с Вольфгангом Амадеем Моцартом. Также занимался у Антонио Сальери. Моцарт и Бетховен. До 1890 г. Художник Август Боркманн (1827–1890). Источник: https://img.posterlounge.co.uk/images/wbig/poster-beethoven-und-mozart-1787-351941.jpg. В 1792 году Бетховен брал уроки у Йозефа Гайдна. Двое композиторов часто теряли терпение и ссорились. Дружеское общение между ними не сложилось, отношения оставались натянутыми. Много занимался самообразованием, изучал классическую литературу. Год учился в Боннском университете на факультете философии. Орган в церкви Боннского монастыря, на котором Бетховен
Оглавление

Людвиг ван Бетховен

Людвиг ван Бетховен (1770-1827) - величайший композитор XIX века. Его музыка отличается стройностью и красотой формы, глубиной и богатством содержания. Пианист и виртуоз-импровизатор.

Портрет Л. ван Бетховена кисти Йозефа Мелера, около 1803 года. Источник: Joseph Willibrord Mähler.
Портрет Л. ван Бетховена кисти Йозефа Мелера, около 1803 года. Источник: Joseph Willibrord Mähler.

Бетховен играл на органе, клавесине, фортепиано, скрипке и альте. В 1787 году ездил в Вену для занятий с Вольфгангом Амадеем Моцартом. Также занимался у Антонио Сальери.

Моцарт и Бетховен. До 1890 г. Художник Август Боркманн (1827–1890). Источник: 	https://img.posterlounge.co.uk/images/wbig/poster-beethoven-und-mozart-1787-351941.jpg.
Моцарт и Бетховен. До 1890 г. Художник Август Боркманн (1827–1890). Источник: https://img.posterlounge.co.uk/images/wbig/poster-beethoven-und-mozart-1787-351941.jpg.

В 1792 году Бетховен брал уроки у Йозефа Гайдна. Двое композиторов часто теряли терпение и ссорились. Дружеское общение между ними не сложилось, отношения оставались натянутыми.

Много занимался самообразованием, изучал классическую литературу. Год учился в Боннском университете на факультете философии.

Орган в церкви Боннского монастыря, на котором Бетховен учился играть. Источник: s:fr:Auteur:Vincent d’Indy — https://archive.org/details/beethovencritica00indy.
Орган в церкви Боннского монастыря, на котором Бетховен учился играть. Источник: s:fr:Auteur:Vincent d’Indy — https://archive.org/details/beethovencritica00indy.

Одновременно с пришедшей в 1814 году величайшей славой - исполнение на публике Седьмой и Восьмой симфонии, кантаты "Славное мгновение" и появлении на сцене возобновлённой оперы "Фиделио" - Бетховен теряет слух. Композитор стал избегать людей. Искал уединения.

Людвиг ван Бетховен в своём рабочем кабинете. Картина Карла Бернхарда Шлёссера.          
Около 1890 г. Источник: http://fi.wikipedia.org/wiki/Kuva:Beethovenhome.JPG (первоисточник: http://www.musicwithease.com/beethoven-pictures.html.
Людвиг ван Бетховен в своём рабочем кабинете. Картина Карла Бернхарда Шлёссера. Около 1890 г. Источник: http://fi.wikipedia.org/wiki/Kuva:Beethovenhome.JPG (первоисточник: http://www.musicwithease.com/beethoven-pictures.html.

Гениальный композитор, написавший музыку, которая обращена ко всему человечеству, вселяющая мужество, зовущая на борьбу за счастье и радость, окончил свой земной путь в бедности и одиночестве.

Портрет Людвига ван Бетховена. 1815. Художник Йозеф Виллиброрд Мелер (1778–1860). Источник: Венский музей, By Joseph Willibrord Mähler - Unknown source, Public Domain, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=1040058
Портрет Людвига ван Бетховена. 1815. Художник Йозеф Виллиброрд Мелер (1778–1860). Источник: Венский музей, By Joseph Willibrord Mähler - Unknown source, Public Domain, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=1040058

Известные произведения Бетховена

Единственная опера "Фиделио" (1805). Героическая, со стремлением к свободе. Воспевающая самоотверженную любовь. Оперу очень любил русский композитор Михаил Глинка. Он утверждал, что «Фиделио» для него значит больше, чем все оперы Моцарта вместе взятые.

Композитор передал рукопись «Фиделио» своему другу и секретарю Шиндлеру со словами:

"Это дитя моего духа было произведено на свет в более сильных мучениях, чем другие, и доставило мне величайшие огорчения. Поэтому оно мне дороже всех…"

Девятая симфония (1823) - посвящена идее всеобщего равенства и братства. В финал симфонии Бетховен ввёл хор и певцов-солистов, которые исполняют текст оды Шиллера "К радости".

Соната для фортепиано "Лунная" №14 (1801), посвящённая юной аристократке Джульетте Гвиччарди, горячо им любимой, но обманувшей его надежды. Факт: название "Лунная" соната получила в 1832 году (через 5 лет после смерти композитора). Название прижилось, благодаря немецкому поэту Людвигу Реллштабу. Он сказал, что первая часть сонаты звучит как лунный свет, сияющий на озере Люцерн.

Джульетта Гвиччарди, которой композитор посвятил Лунную сонату. 1801. Художник неизвестен. Источник:  Countess_Giulietta_Guicciardi.jpg: unknown derivative work: Materialscientist (talk) . Этот файл является производной работой от: Countess Giulietta Guicciardi.jpg: w:Giulietta Guicciardi, 1801
Джульетта Гвиччарди, которой композитор посвятил Лунную сонату. 1801. Художник неизвестен. Источник: Countess_Giulietta_Guicciardi.jpg: unknown derivative work: Materialscientist (talk) . Этот файл является производной работой от: Countess Giulietta Guicciardi.jpg: w:Giulietta Guicciardi, 1801

Девятая соната для скрипки и фортепиано (1803), получившая название "Крейцерова" (Бетховен посвятил её парижскому скрипачу Рудольфу Крейцеру). Парадокс: Крейцер никогда не играл эту сонату — более того, он считал её неудобной для исполнения.

Родольф Крейцер. Гравировка 1809 г. Источник: Национальная библиотека Франции, Edme Quenedey des Ricets. Этот медиафайл был взят из французской онлайн-библиотеки «Галлика», его идентификатор: btv1b84215227.
Родольф Крейцер. Гравировка 1809 г. Источник: Национальная библиотека Франции, Edme Quenedey des Ricets. Этот медиафайл был взят из французской онлайн-библиотеки «Галлика», его идентификатор: btv1b84215227.

"Русские" квартеты: Седьмой, Восьмой, Девятый (1806). Бетховен написал их по заказу русского посла в Вене графа А.К.Разумовского - министра народного просвещения Российской империи.

Портрет графа Алексея Кирилловича Разумовского,1849 г. Художник Карл Карлович Шульц (1823—1876). Источник: https://vk.com/photo-52196838_456243385.
Портрет графа Алексея Кирилловича Разумовского,1849 г. Художник Карл Карлович Шульц (1823—1876). Источник: https://vk.com/photo-52196838_456243385.

Курьёзные случаи из жизни Бетховена

Случай №1. Ознакомившись с нотами квартетов Бетховена, скрипач Феликс Радикати сказал композитору, что не считает это музыкой. Бетховен дал ему свой ответ:

"Напротив! Просто они написаны не для вас, а для позднейших времён".

Случай №2. Младший брат Бетховена - Иоганн - скопил денег и купил имение. Он очень этим гордился. И вот, однажды, младший брат послал старшему брату-композитору визитную карточку, подписав её так: «Иоганн ван Бетховен. Землевладелец». Композитор отослал обратно карточку, приписав на обороте свою подпись: «Людвиг ван Бетховен. Мозговладелец».

Благодарю за прочтение!

Если статья понравилась, ставьте 👍😉

Комментируйте! Ваше мнение интересно 📝

Подписывайтесь!