Найти в Дзене

Двойные похороны Виктора Цоя глазами очевидцев. Тогда и сейчас

Участником событий 1990 года был наш друг Захар Потёмкин, «Зох Скоморох», ex. «Неизвестная земля». Предводитель Ярославского рок-андеграунда - альтернативы городскому рок-клубу. Захар вспоминает: Гибель Виктора Цоя, конечно была шоком. Узнали о ней из теленовостей. Ни мобил, ни интернета как сейчас, но были точки пересечения рокеров: кафе «Бристоль» и «Генерал» - как в Ленинграде «Сайгон», оттуда разлетались новости. "Идея поехать на похороны, первая пришла мне. С товарищами написали транспарант, взяли трёхлитровую банку и присели у Знаменской башни в центре. Какие-то песни играли. Прохожие на удивление быстро прониклись. За 2 часа набрали целую банку денег." "Первая партия наших собралась на вокзале. Все деньги у меня на руках. Посчитали с Филом. Ого! Хватает на поезд туда и обратно, аж 15-ти людям. И даже на прожитьё оставалось. Мы даже не знали, что у Знаменки с транспарантом и банкой остались другие наши. Они приехали позже на другом поезде, ещё человек 10- 15. И тоже на собранны

Участником событий 1990 года был наш друг Захар Потёмкин, «Зох Скоморох», ex. «Неизвестная земля». Предводитель Ярославского рок-андеграунда - альтернативы городскому рок-клубу. Захар вспоминает:

Гибель Виктора Цоя, конечно была шоком. Узнали о ней из теленовостей. Ни мобил, ни интернета как сейчас, но были точки пересечения рокеров: кафе «Бристоль» и «Генерал» - как в Ленинграде «Сайгон», оттуда разлетались новости.

"Идея поехать на похороны, первая пришла мне. С товарищами написали транспарант, взяли трёхлитровую банку и присели у Знаменской башни в центре. Какие-то песни играли. Прохожие на удивление быстро прониклись. За 2 часа набрали целую банку денег."

Фото и комментарии Захара Потёмкина. Место сборов на поездку, самый центр Ярославля. Слева направо - не помню кто, лица не видно, Туча (Лёня Жиров) басист, Аркадий Громов (басист/гитарист), Фил Золотарёв (группа «Никотин»), Гай (гитара «Никотин»), кто-то, не помню. Август 1990г.
Фото и комментарии Захара Потёмкина. Место сборов на поездку, самый центр Ярославля. Слева направо - не помню кто, лица не видно, Туча (Лёня Жиров) басист, Аркадий Громов (басист/гитарист), Фил Золотарёв (группа «Никотин»), Гай (гитара «Никотин»), кто-то, не помню. Август 1990г.

"Первая партия наших собралась на вокзале. Все деньги у меня на руках. Посчитали с Филом. Ого! Хватает на поезд туда и обратно, аж 15-ти людям. И даже на прожитьё оставалось. Мы даже не знали, что у Знаменки с транспарантом и банкой остались другие наши. Они приехали позже на другом поезде, ещё человек 10- 15. И тоже на собранные деньги."

Фото и комментарии Захара Потёмкина. Туча, Фил, я и кто-то ещё. Ярославль. Август 1990г.
Фото и комментарии Захара Потёмкина. Туча, Фил, я и кто-то ещё. Ярославль. Август 1990г.
День был пасмурный. Точно помню, градусов 17. Поехали с вокзала на Рубинштейна. Там суета и неразбериха. На бегу нам говорят, что Цоя будут хоронить "без помпы", может и уже похоронили. Мы выясняем как доехать до Богословского, едем. Прям у кладбища люди на травке разлеглись, даже палатки поставили!

"Очередь к могиле огромная. Ну и мы встали, мы же из Ярославля. Попрощались, уходим с кладбища. Люди, что в палатках песни орут, пьют. Бог им судья. Потом узнал, что они там трое суток шумели. Ленинградские друзья нас распределили на ночлег. Кстати, пока ехали в Ленинград, я песню написал."

Вырезка из газеты "Корея", 1991 год.
Вырезка из газеты "Корея", 1991 год.

Скажу и я несколько слов. Это была среда, я был на даче. Соседские пацаны первыми принесли горе, им всё рассказали взрослые. Как часто бывает, фанаты терпели боль молча, но после похорон всё пошло прахом.

Десятками выдвигались предложения, как лучше отдать памяти Виктору. Где-то были шествия людей с гитарами. Кто-то предлагал отомстить, кто-то даже умереть. Все это было бестолково и бессмысленно, зато искренне и с великой скорбью. Кто-то взялся закрашивать надписи «Кино» на стенах и заборах, кто-то взялся беспощадно бить тех, кто красит.

Было много писем в редакции газет, радио- и телепрограмм с одной темой: «Я не хочу жить». Газеты тогда не писали правду, и даже если суицидов не было, то попыток было тысячи. И с 1 сентября за нас всех взялись в школах и ПТУ, чтобы чего не удумали. Помню сходки за гаражами со слезами и клятвами помнить Цоя до смерти, расписывались кровью....

Причём здесь двойные похороны? Сейчас поймете. А вот причём:

Из интернета. В этом клипе "Виктор Цой" пропагандирует криптовалюту.
Из интернета. В этом клипе "Виктор Цой" пропагандирует криптовалюту.

Виктора воскресили нейросети, причём самым мерзким способом. Воскресили для глумления и унижения. На потеху редкозубым маргиналам, что гогоча смакуют такие ролики в перерывах между глотками пива. Конечно, я понимаю что ИИ и AI это прогресс, но всё зависит от того, в чьих руках прогресс. Скалка - тоже исключительно мирная вещь, но не в руках у жены, когда возвращаешься под утро от друзей.

Мы живем в то время, в котором кому-то нужно всё оболгать и обесценить. Сначала книги заменили аудиокниги, потом на видео-, а сейчас любая "Алиса" расскажет книгу за 5 минут. Добрые фильмы и мультики обесчестили ремейками с самой позорной репутацией. В общем высмеивается и низводится до примитива то, что раньше было нацелено за созидание. Теперь они взялись за музыку. И вот я хочу спросить.

Кто хочет, чтобы над его покойным родственником или другом издевались так же? Кто несёт ответственность за тексты: сегодня толкаем крипту, завтра психотропы, а послезавтра? Кому нравится, что их детей обманывают и используют? Куда уходят деньги за просмотры и на кого они работают? Что эти люди сделали для рока: зачем так продвигать свои бездарные "песни"? Где теперь люди, которые клялись помнить Виктора до конца? Кого, в случае чего, объявлять очередным иноагентом? Кто будет следующей мишенью для унижения?

То, что происходит, было понятно еще 6 лет назад. ИИ не развивает мозг, он его убивает, во всём соглашаясь с человеком. Попробуйте поспорить с ним и увидите. Хорошо, что Витя этого не видит. Он не был бездушной машиной, он сам пел о своем времени, своей боли и своей цели.

Он был огнём нашей молодости, символом эпохи, от первого аккорда на гитаре во дворе и первой любви, до последнего прощального вздоха у могилы. Рок пишется и играется душой, а не алгоритмами и цифрами, душа каждого свята. Не меняйте душу на цифры, на три одинаковые цифры. На сегодня всё. Рок с нами, Цой жив!