Меня зовут Татьяна, и я — плохая мать. По крайней мере, именно это я читаю в глазах воспитательницы нашего детского сада и слышу в шепоте других мамочек на площадке. А знаете, в чем моя вина? В том, что мой пятилетний сын Денис… не умеет читать.
Мы с мужем не из тех, кому квартира досталась от бабушки, а машина — от папы. Мы почти восемь лет жили в режиме «работа-сон-работа», чтобы купить свое жилье, чтобы создать ту самую «базу», о которой все говорят. Мы хотели, чтобы наш ребенок ни в чем не нуждался. И только потом решились на его рождение. Никаких бабушек на подхвате, никакой помощи — только мы вдвоем.
В садик Денис пошел в три с половиной года, потому что мне нужно было выходить на работу, иначе я бы потеряла все, чего добилась. Мой муж приходит домой, когда сын уже видит десятый сон. Единственное время, когда мы можем быть настоящей семьей — это выходные. И я, как «плохая мать», считаю, что в эти дни мы должны гулять в парке, собирать лего, щекотать друг друга до слез и есть мороженое, а не сидеть над азбукой, превращая долгожданный отдых в пытку.
Но система считает иначе.
На днях меня вызвала на ковер воспитательница, Надежда Васильевна. И с холодным, назидательным выражением лица отчитала меня:
— Татьяна Витальевна, нас беспокоит, что вы почти совсем не занимаетесь развитием ребенка.
Я остолбенела. У нас полквартиры заставлено развивающими играми. У сына мелкая моторика — любой нейропсихолог позавидует!
— Я говорю о другом, — продолжила она, не моргнув глазом. — Основная задача старшей группы — подготовка к школе. Мы игровую деятельность постепенно заменяем учебной. А ваш сын, простите, даже букв толком не знает! У нас сейчас все игры посвящены азбуке и составлению слов. И вот я с тяжелым сердцем вынуждена сажать Дениса отдельно, потому что он в таких играх просто теряется!
Вы слышите? Моего пятилетнего сына. Сажают. Отдельно. Как прокаженного. Наказывают за то, что он — ребенок, а не маленький гений, которого родители-невротики таскают по сотне «развивашек». Он сидит один и смотрит, как другие дети играют, и не понимает, в чем он провинился.
Я не выдержала и выпалила ей, что читать его научат в школе, а ее обязанность — найти игры, в которые могут играть ВСЕ дети! Но кому это интересно? Вокруг — ярмарка родительского тщеславия. Мамы, которые не работают, соревнуются, чей ребенок в четыре года быстрее читает по-английски. Они смотрят на меня свысока, ведь я не вожу сына на ментальную арифметику и робототехнику.
А я не хочу. Не хочу растить очередного невротика с дергающимся глазом, у которого нет ни одной свободной минуты. Я хочу, чтобы у моего сына было право просто быть ребенком. Играть в машинки, пачкаться в грязи и верить в Деда Мороза, а не зубрить буквы, чтобы угодить амбициям взрослых.
Вы — не «плохая мать». Вы — любящая и здравомыслящая мама, которая интуитивно чувствует, где пролегает граница между развитием и насилием над детством. А теперь давайте подкрепим вашу интуицию силой закона.
О «возрастной норме»: существует ли в законе стандарт, что ребенок в 5 лет должен уметь читать?
❌ Нет, не существует. Ни в одном законе или государственном стандарте вы не найдете фразы: «ребенок к 5 годам обязан уметь читать». Главный документ для всех детских садов России — это Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). И знаете, что в нем главное? Не буквы и цифры. А развитие личности ребенка, его любознательности, инициативности...
Детский сад, который превращает старшую группу в «нулевой класс», грубо нарушает сам дух и букву этого стандарта. Ваш подход — гулять, играть и обниматься — полностью соответствует закону. А вот подход сада — нет.
О главном нарушении: действия воспитателя, которая «сажает Дениса отдельно», — это законно?
Нет, воспитатель не имеет никакого права создавать в группе касту «умеющих» и «неумеющих», она должна работать с детьми с разными потребностями и способностями, создавать инклюзивную среду.
Ее профессиональная обязанность — найти подход к КАЖДОМУ ребенку и создать комфортную среду для ВСЕХ.
О праве на игру: защищено ли оно законом?
Да, и еще как! Все тот же ФГОС ДО прямо называет игру ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. Это не просто развлечение, это основной способ, которым ваш сын познает мир, учится общаться и развиваться.
Подмена игры «учебной деятельностью» и муштрой — это грубейшее нарушение стандарта. Представьте, что в ресторане вместо еды вам подают учебник по кулинарии. Сад делает примерно то же самое: вместо игры дает ее безжизненный суррогат.
Об ответственности родителей: обязана ли я по закону учить сына читать?
❌ Нет, не обязаны. Ваша родительская ответственность, согласно Семейному кодексу РФ (статья 63), — это забота о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии ребенка. Вы обеспечиваете его всем необходимым, любите его, водите в сад — вы свои обязанности выполняете с лихвой.
Нет такого закона, который бы обязывал вас превращать выходные в филиал школы. Это — задача образовательной системы, причем школьной, а не дошкольной.
О «правилах игры»: какой документ я могу запросить у заведующей?
Ваш главный «козырь» — это образовательная программа дошкольного образования вашего детского сада. Это публичный документ, он должен быть на сайте сада, или вам обязаны предоставить его по первому требованию. Внимательно изучите раздел, посвященный старшей группе.
Я почти уверен, что вы не найдете там слов о «сегрегации детей, не знающих буквы». Зато найдете много правильных слов об индивидуальном подходе и важности игры.
➡️ Этот документ — ваше главное оружие в разговоре с заведующей.
О «гласе большинства»: имеет ли мой голос вес, если другие родители «за»?
Безусловно! Права вашего ребенка — не предмет для голосования в родительском чате. ФЗ «Об образовании» гарантирует права каждого обучающегося, а не только «большинства».
Даже если вы одна будете против, закон на вашей стороне. Администрация сада обязана соблюдать права вашего сына, независимо от мнения других родителей, увлеченных «гонкой развития».
О путях решения: какой правильный алгоритм действий?
Действуйте спокойно и последовательно, как по ступенькам:
- Разговор с заведующей. Идите не с руганью, а с вопросами. Возьмите с собой распечатанные выдержки из ФГОС ДО. Спросите, на каком основании в группе происходит сегрегация детей и подмена игры обучением.
- Письменное заявление на имя заведующей. Если разговор не помог. Спокойно и четко изложите факты, потребуйте прекратить непедагогичные действия в отношении вашего сына и провести проверку соответствия программы группы требованиям ФГОС ДО. Подавайте в двух экземплярах, один с отметкой о принятии оставьте себе.
- Жалоба в департамент образования вашего города/района. Если заведующая бездействует.
- Обращение к Уполномоченному по правам ребенка в вашем регионе. Они очень серьезно относятся к таким историям.
Чего я могу требовать по закону?
➡️ Программа-минимум: немедленно прекратить любые формы отстранения вашего сына от общих занятий и игр.
➡️ Программа-максимум: инициировать проверку всей образовательной и игровой программы группы на соответствие требованиям ФГОС ДО, чтобы она стала интересной и доступной для ВСЕХ детей, а не только для маленьких «вундеркиндов».