Найти в Дзене
За кадром

Военная драма «Август»: наши настоящие враги безмолвны

Дважды экранизированный «Момент истины» Владимира Богомолова — материал почти сакральный. Браться за него в третий раз — дерзость, граничащая с профессиональным самоубийством. Но тандем Никиты Высоцкого и Ильи Лебедева, кажется, нашел единственно верный ключ: их «Август» — не столько о войне, сколько о людях, затерянных в ее тумане. Лето 1944-го. Красная армия триумфально рвется на Запад, но в тылу, в лесах освобожденной Белоруссии, орудует неуловимая группа немецких агентов. Их позывной «Неман» сеет хаос, передавая врагу критически важные сведения. На поиски брошена элита контрразведки СМЕРШ во главе с опытным капитаном Алехиным (Сергей Безруков). Для них это не просто задание — это гонка со временем, где цена ошибки — тысячи жизней и, возможно, исход всей операции «Багратион». Фильм с первых кадров погружает в параноидальную, почти нуарную атмосферу, где враг невидим, а каждый встречный может оказаться предателем. Режиссеры сознательно уходят от плакатного героизма, свойственного мно

Дважды экранизированный «Момент истины» Владимира Богомолова — материал почти сакральный. Браться за него в третий раз — дерзость, граничащая с профессиональным самоубийством. Но тандем Никиты Высоцкого и Ильи Лебедева, кажется, нашел единственно верный ключ: их «Август» — не столько о войне, сколько о людях, затерянных в ее тумане.

Лето 1944-го. Красная армия триумфально рвется на Запад, но в тылу, в лесах освобожденной Белоруссии, орудует неуловимая группа немецких агентов. Их позывной «Неман» сеет хаос, передавая врагу критически важные сведения. На поиски брошена элита контрразведки СМЕРШ во главе с опытным капитаном Алехиным (Сергей Безруков). Для них это не просто задание — это гонка со временем, где цена ошибки — тысячи жизней и, возможно, исход всей операции «Багратион».

Сергей Безруков
Сергей Безруков

Фильм с первых кадров погружает в параноидальную, почти нуарную атмосферу, где враг невидим, а каждый встречный может оказаться предателем. Режиссеры сознательно уходят от плакатного героизма, свойственного многим военным картинам. Их главный инструмент — саспенс, нагнетаемый не столько перестрелками, сколько психологическим напряжением. Лес здесь — не просто декорация, а полноценный персонаж: давящий, пугающий, полный теней и шорохов. Операторская работа Максима Шинкоренко виртуозно превращает солнечный августовский лес в лабиринт, где за каждым деревом прячется смерть. Это вязкое, как белорусское болото, пространство, где линия фронта проходит через душу каждого героя.

Денис Нурулин и Никита Кологривый
Денис Нурулин и Никита Кологривый

Актерский состав — безусловная удача проекта. От Сергея Безрукова в роли матерого, уставшего волка-контрразведчика до молодых и дерзких Павла Табакова и Никиты Кологривого, каждый существует в кадре с пугающей достоверностью. Нет ни одного картонного «героя» или «злодея». Есть люди, перемолотые войной, до предела истощенные физически и морально, но продолжающие делать свою работу. Особенно выделяется Кологривый в роли Таманцева — наглого, резкого, но внутри отчаянно цепляющегося за остатки человечности. «Химия» между членами розыскной группы — это не пафосное боевое братство, а напряженное партнерство профессионалов, которые могут недолюбливать друг друга, но доверяют, как самим себе.

Однако главный смысловой стержень картины — это тема памяти и исторической перспективы. Создатели, кажется, спорят с предыдущими экранизациями, в первую очередь с классическим фильмом Михаила Пташука (2001). Если та версия была производственной драмой о тяжелой работе контрразведки, то «Август» — это скорее военный триллер с экзистенциальной глубиной. Фильм не боится задавать неудобные вопросы о цене победы и о том, что война не заканчивается, когда умолкают пушки. Она остается в глазах тех, кто ее видел. Вердикт однозначен: «Август» — это умное, напряженное и стилистически выверенное кино. Настоящий подарок для тех, кто ищет в военном жанре не только грохот сражений, но и тихий разговор о человеке.