Найти в Дзене

Бывают ли откаты от занятий Child'Space

Уже довольно давно я думаю над одной темой для поста. Это – так называемые «откаты» после курса Child’Space. Но так как примеров из личной практики у меня было мало, я не писала об этом, а собирала материал. Сейчас есть, что обсудить. Итак, возможны ли «откаты» после Child’Space? Нормально ли это или признак того, что метод не подходит ребёнку/практик делает что-то не то? Скажу сразу: я считаю, что истинные откаты – всегда нехорошо. Однако я говорю именно про откаты как «стойкую утрату ранее приобретённого навыка», а не то, что иногда родители и специалисты называют откатами. Пример? Их есть у меня. №1. Ребёнок с РАС/аутичными чертами после (или в ходе) курса стал испытывать трудности с прицельным хождением на горшок (по-русски: ходить по-большому или по-маленькому в штаны). Важная ремарка: до курса этот навык не был окончательно сформирован, ребёнок мог «промахиваться», но не так часто. Может быть, со стороны это покажется логической уловкой, но тут нет утраты навыка, так как он не бы

Уже довольно давно я думаю над одной темой для поста. Это – так называемые «откаты» после курса Child’Space. Но так как примеров из личной практики у меня было мало, я не писала об этом, а собирала материал. Сейчас есть, что обсудить.

Итак, возможны ли «откаты» после Child’Space? Нормально ли это или признак того, что метод не подходит ребёнку/практик делает что-то не то?

Скажу сразу: я считаю, что истинные откаты – всегда нехорошо. Однако я говорю именно про откаты как «стойкую утрату ранее приобретённого навыка», а не то, что иногда родители и специалисты называют откатами. Пример? Их есть у меня.

№1. Ребёнок с РАС/аутичными чертами после (или в ходе) курса стал испытывать трудности с прицельным хождением на горшок (по-русски: ходить по-большому или по-маленькому в штаны). Важная ремарка: до курса этот навык не был окончательно сформирован, ребёнок мог «промахиваться», но не так часто.

Может быть, со стороны это покажется логической уловкой, но тут нет утраты навыка, так как он не был еще до конца сформирован. Вообще туалетные дела для детей с ментальными трудностями – очень сложный, многослойный навык. Это не просто «почувствовать и потерпеть» – это прям солидная работа мозга и проверка на осознавание себя (а еще – необходимости терпеть, понимания правил жизни в социуме, понимание того, что тебе может быть некомфортно и что с этим делать). Приобретается он сильно не сразу (да что говорить – даже нормотипичные дети не так уж легко ему учатся), первое время он довольно хрупкий и неустойчивый.

Во время курса у такого ребёнка возникает масса новых ощущений, новых мыслей, мозг под завязку занят обработкой этой информации, поэтому может легко упустить из виду контроль за ещё не сформированным до конца навыком.

Как обычно, важно еще и то, что с ребенком происходит в оставшееся время суток между занятиями: нет ли новшеств в его образе жизни, повышенной занятости на других курсах или после, эмоциональных всплесков и других стрессов.

P.S. С описываемыми детьми, насколько я знаю, всё хорошо, навык к ним вернулся спустя какое-то время после курса.

№2. К концу 5-дневного курса подросток с ДЦП, который раньше относительно легко удерживал вертикальное положение тела (с опорой), «ослабел» и стал с трудом держаться у опоры.

А в этом случае нужно понимать, как и за счёт чего удерживал этот ребёнок вертикальное положение. У мальчика к 1му дню курса была сильная спастика, особенно в мышцах, напрягающих широкую фасцию бедра, и латеральных широких мышцах бедра. К концу курса движение в этих мышцах стало более свободным и позволяющим двигаться вариативнее. Наблюдения мамы: ребёнок как бы «осел» и не знает, как держаться. Мои наблюдения: отпустила спастика в перегруженных зонах, но теперь нужно работать над функциональным движением и учиться держаться вертикально за счет выстраивания оси, контроля связки стопы-таз-позвоночник-плечи-голова.

№3. После курса ребёнок с ДЦП (после SPML), по замечаниям мамы, стал «хуже ходить».

Забегая вперёд, скажу, что после достаточного отдыха ребёнок восстановился и качество, диапазон его движений стали только лучше.

Я не очень люблю объяснять какие-то такие проявления тем, что «просто ребёнок чувствительный» и «может он устал», но здесь так и вышло. Ребёнок и правда чувствительный, старательный, любит отдать все силы на занятии, после чего может быть некий энергетический «провал». Не знаю пока до конца, только ли в энергии дело, требуется обследование. Но для себя я понимаю, что ребёнку нужно много внимания со стороны практика.

Опять же, по поводу того, что в результате каких-то уроков мы можем временно «разучиться» какому-то движению, но затем делать его ещё лучше, легче, амплитуднее и эффективнее. Есть такие уроки у Моше Фельденкрайза, в результате которых и я, и мои коллеги на курсе временно «забывали», как выполнять какие-то простые вещи. Я это называю «пересборкой», неким переформатированием привычки. Мы делали десятилетиями что-то одним привычным образом. Но тут в мозг ворвался новый шаблон, по которому движение становится легче и приятнее. Мозг в шоке, ему нужно время, чтобы пересобрать пазл в голове. И пока происходит эта самая пересборка, старый паттерн «ломается». Будет ли новый способ двигаться постоянным, зависит от многих факторов. Регулярность занятий тут, конечно, играет на руку.