«Опять пост? Опять нельзя мяса...» - знакомые мысли? Для многих пост ассоциируется с ограничениями в еде, не более того. Но если бы это было просто диетой, Церковь не придавала бы ему такого значения.
Так в чем же его настоящий, глубокий смысл?
1. Пост - это не про еду. Или не только про нее
Самая главная ошибка - сводить пост к гастрономии. Святые отцы учат нас прямо противоположному.
Преподобный Иоанн Златоуст говорит:
«Честь поста составляет не воздержание от пищи, но удаление от грехов, так что, кто ограничивает пост только воздержанием от пищи, тот более всего бесчестит его».
А святитель Василий Великий добавляет:
«Истинный пост - удаление от зла, воздержание языка, подавление в себе гнева, отлучение похотей, злословия, лжи».
Представьте, что вы делаете операцию. Врач запрещает вам есть не потому, что хочет вас помучить, а чтобы организм направил силы на исцеление. Так и пост - это «духовная операция». Мы ограничиваем тело в легкой пище (сладости, мясо, молоко), чтобы его энергия направилась на борьбу с грехом. Мы ослабляем плоть, чтобы укрепился дух.
2. Зачем это нужно? Три главные цели
- Покаяние и очищение. Пост - это время честного взгляда на себя. Когда мы отказываемся от привычных удовольствий, на поверхность всплывает все наше внутреннее содержание: раздражение, обидчивость, осуждение. Это не значит, что пост «портит характер». Это значит, что он обнажает те язвы души, которые обычно приглушены «сытой» жизнью. И это дает шанс их исцелить через исповедь и молитву.
- Духовная борьба. Спаситель сказал: «сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17:21). Некоторые страсти, глубоко укоренившиеся в нас, не отступают без усиленного воздержания. Пост - это духовное оружие, которое помогает сокрушить зло внутри себя.
- Свобода от рабства. Мы часто являемся рабами своих привычек: к еде, к информации, к развлечениям. Пост - это тренировка воли. Как писал преп. Серафим Саровский, мы отказываемся от разбора между «вкусным и невкусным» не ради самого отказа, а чтобы «усмирить воюющие члены плоти и дать свободу действиям духа». Мы доказываем себе, что нами управляет не желудок, а дух.
3. А как же еда? Правильный настрой
Господь в Евангелии от Матфея (6:16-18) предупреждает: не будьте унылы, как лицемеры, которые постятся напоказ. Пост должен быть тайной между тобой и Богом, делом радостным, а не мрачным. Внешнее воздержание - лишь инструмент для внутренней работы.
Церковные каноны (напр., 69-е правило Апостолов) предписывают соблюдать постные дни. Но это правило для тех, кто уже в Церкви. Если вы только начинаете, не стоит браться за самый строгий устав. Лучше малое сделать с постоянством и смирением, чем большое с гордостью и надрывом. Посоветуйтесь со священником.
Истинный пост - это:
- Воздержание языка от злословия и сплетен.
- Воздержание очей от лишнего и суетного.
- Воздержание слуха от осуждения.
- Воздержание сердца от гнева и обид.
- И, наконец, воздержание чрева от скоромной пищи.
Это время, когда мы добровольно отказываемся от хорошего (вкусной еды), чтобы стяжать лучшее - мир с Богом и с самим собой.
А что для вас является самым трудным в посте? Делитесь в комментариях - поддержка друг друга очень важна!
Подписывайтесь на наш Telegram-канал.
Помогаем прожить посты осмысленно, без фанатизма и с реальной духовной пользой.