Найти в Дзене
Стяжай Дух

Не диета, а операция. Зачем православным нужен пост?

Оглавление

«Опять пост? Опять нельзя мяса...» - знакомые мысли? Для многих пост ассоциируется с ограничениями в еде, не более того. Но если бы это было просто диетой, Церковь не придавала бы ему такого значения.

Так в чем же его настоящий, глубокий смысл?

1. Пост - это не про еду. Или не только про нее

Самая главная ошибка - сводить пост к гастрономии. Святые отцы учат нас прямо противоположному.

Преподобный Иоанн Златоуст говорит:

«Честь поста составляет не воздержание от пищи, но удаление от грехов, так что, кто ограничивает пост только воздержанием от пищи, тот более всего бесчестит его».


А
святитель Василий Великий добавляет:

«Истинный пост - удаление от зла, воздержание языка, подавление в себе гнева, отлучение похотей, злословия, лжи».


Представьте, что вы делаете операцию. Врач запрещает вам есть не потому, что хочет вас помучить, а чтобы организм направил силы на исцеление.
Так и пост - это «духовная операция». Мы ограничиваем тело в легкой пище (сладости, мясо, молоко), чтобы его энергия направилась на борьбу с грехом. Мы ослабляем плоть, чтобы укрепился дух.

2. Зачем это нужно? Три главные цели

  1. Покаяние и очищение. Пост - это время честного взгляда на себя. Когда мы отказываемся от привычных удовольствий, на поверхность всплывает все наше внутреннее содержание: раздражение, обидчивость, осуждение. Это не значит, что пост «портит характер». Это значит, что он обнажает те язвы души, которые обычно приглушены «сытой» жизнью. И это дает шанс их исцелить через исповедь и молитву.
  2. Духовная борьба. Спаситель сказал: «сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17:21). Некоторые страсти, глубоко укоренившиеся в нас, не отступают без усиленного воздержания. Пост - это духовное оружие, которое помогает сокрушить зло внутри себя.
  3. Свобода от рабства. Мы часто являемся рабами своих привычек: к еде, к информации, к развлечениям. Пост - это тренировка воли. Как писал преп. Серафим Саровский, мы отказываемся от разбора между «вкусным и невкусным» не ради самого отказа, а чтобы «усмирить воюющие члены плоти и дать свободу действиям духа». Мы доказываем себе, что нами управляет не желудок, а дух.

3. А как же еда? Правильный настрой

Господь в Евангелии от Матфея (6:16-18) предупреждает: не будьте унылы, как лицемеры, которые постятся напоказ. Пост должен быть тайной между тобой и Богом, делом радостным, а не мрачным. Внешнее воздержание - лишь инструмент для внутренней работы.

Церковные каноны (напр., 69-е правило Апостолов) предписывают соблюдать постные дни. Но это правило для тех, кто уже в Церкви. Если вы только начинаете, не стоит браться за самый строгий устав. Лучше малое сделать с постоянством и смирением, чем большое с гордостью и надрывом. Посоветуйтесь со священником.

Истинный пост - это:

  • Воздержание языка от злословия и сплетен.
  • Воздержание очей от лишнего и суетного.
  • Воздержание слуха от осуждения.
  • Воздержание сердца от гнева и обид.
  • И, наконец, воздержание чрева от скоромной пищи.

Это время, когда мы добровольно отказываемся от хорошего (вкусной еды), чтобы стяжать лучшее - мир с Богом и с самим собой.

А что для вас является самым трудным в посте? Делитесь в комментариях - поддержка друг друга очень важна!

Подписывайтесь на наш Telegram-канал.

Помогаем прожить посты осмысленно, без фанатизма и с реальной духовной пользой.