В мире, где все стремятся к успеху своих детей, история семьи Тепляковых уже несколько лет не дает покоя общественности. С одной стороны — поразительные результаты: дети, один за другим, в самом юном возрасте сдают экзамены и становятся студентами. С другой — постоянные скандалы, сломанные судьбы и резкие высказывания главы семейства, который не выбирает выражений, защищая свой метод.
Где же проходит грань между гениальностью и фанатизмом? И почему эта история вызывает такие жаркие споры?
Все началось в 2021 году, когда девятилетняя Алиса Теплякова поступила в МГУ. Это событие стало настоящей сенсацией.
Одни восхищались родителями и их методикой, позволяющей пройти школьную программу экстерном. Другие с ужасом спрашивали: а где же детство? Как маленький ребенок будет общаться со взрослыми однокурсниками? Особенно остро стоял вопрос о содержании обучения — как, например, преподавать будущему психологу курс по интимным проблемам в парах, когда ей самой до полового созревания еще далеко?
Но семья Тепляковых шла своим путем. Евгений и Наталья были уверены в своей дочери.
Однако реальность оказалась сложнее: к первой сессии Алиса покинула МГУ. История закончилась конфликтом с администрацией, который, по слухам, едва не дошел до драки. С тех пор Тепляковы предпочитают не афишировать, где именно учатся их дети. Известно лишь, что в 2025 году Алиса и ее младшие брат и сестра стали студентами МАДИ. Сам Евгений заявляет, что дочь учится сразу в двух вузах и «идет на красный диплом», несмотря на все препятствия.
«Ваших маленьких 18-летних умственно отсталых детей»
Именно такие формулировки и становятся главной причиной критики в адрес Евгения Теплякова. В пылу защиты своей методики и детей он часто переходит на личности.
«Алиса у нас педагог с экспертным уровнем по информатике. А значит, 12-летняя Алиса может работать в школе и учить информатике ваших маленьких 18-летних умственно отсталых детей», — заявил на днях многодетный отец.
Подобные высказывания, естественно, вызывают волну возмущения. Недавний случай лишь подлил масла в огонь. Тепляков рассказал, что вуз, где учится Алиса, попросил школу посодействовать в ее исследовании. Однако директор школы, по словам Евгения, испугалась и отказала.
«Поздравляю наших хейтеров, молодцы! Пугать директоров вы умеете. Неприятно очень, потому что это реально пример травли, того, как ребенок из-за того что младше, получает не равные условия со всеми остальными. Пока у нас будет дискриминация по возрасту детей, пока у нас будет такое жуткое хейт-сообщество, будем умственную отсталость культивировать и до 18 лет в школе сидеть. Думайте над моими словами», — резюмировал отец девятерых детей.
Вот так. Любой, кто не согласен с методом Тепляковых, автоматически записывается в «хейтеры» и обвиняется в культивации «умственной отсталости».
Но так ли это на самом деле? Или люди просто задаются законными вопросами о цене таких достижений?
Домашнее обучение как альтернатива или как изоляция?
Дети Тепляковых не ходили в обычную школу. Они находятся на домашнем обучении. И результаты, нельзя не признать, впечатляют. Сам Евгений с гордостью отмечает: «6-летний Лунтик сдал ОГЭ — это взрыв мозга! Была бы одна Алиса — все визжали, придумывали разные истории, сказки про вундеркиндов. А Алиса-то не одна! Лунтик уже пятый. А пять детей подряд — это не смешно, они пять раз подряд сдают экзамены».
Но здесь и кроется главный камень преткновения. Школа — это не только знания по предметам. Это еще и социальная адаптация, умение общаться со сверстниками, решать конфликты, жить в коллективе. Получают ли дети Тепляковых этот опыт? Или их мир ограничен стенами квартиры и общением с членами семьи?
Многие критики метода указывают именно на это. Можно ли назвать ребенка полностью развитым, если он в 12 лет обладает знаниями 18-летнего, но при этом не умеет выстраивать отношения с ровесниками? Не приведет ли это к серьезным проблемам в будущем, когда во взрослой жизни от него потребуются не только академические знания, но и эмоциональный интеллект?
Мне кажется, каждый из вас со мной согласится. Потому что тут речь идёт исключительно о родительских амбициях. А вот о том, какой ценой достигаются рекорды, и о том, что такое гармоничное развитие личности, мало кто задумывается. Одни видят в Евгении Теплякове новатора, ломающего устаревшую систему. Другие — фанатика, лишающего своих детей нормального детства. Я с вашего позволения сразу двинусь в сторону второго лагеря.
А теперь вопрос к вам, дорогие читатели: как вы думаете, где проходит грань между ранним развитием и лишением ребенка детства? Должны ли родители иметь право на такие эксперименты над своими детьми?
И можно ли считать метод успешным, если он приносит академические результаты, но вызывает столько вопросов к эмоциональному состоянию и социальной адаптации детей?
Больше подробностей в моем Telegram-канале Обсудим звезд с Малиновской. Заглядывайте!
Если не читали: