Есть книги, которые нельзя пересказать — о них можно только говорить, и «Лавр» Евгения Водолазкина именно из таких. У каждой большой книги есть момент, с которого всё начинается. У «Лавра» — это потеря. Молодой лекарь Арсений теряет возлюбленную Устину во время мора. Он не спас её и до конца жизни несёт это как личную вину. Эта вина становится его путеводителем: из-за неё он лечит людей, помогает чужим детям, идёт дорогой паломника. Но важно не то, что он «искупает» — роман показывает, что вина может стать формой жизни. Человек не оправдывается словами, а делает шаги, которые иначе невозможны. На этом пути Арсений получает разные имена. Его называют лекарем, юродивым, паломником, старцем. Каждое имя отражает этап, где он учится чему-то новому: понимать боль, говорить правду странными словами, жить без дома, молчать рядом. Но это не маски. Это одна и та же жизнь, которая меняется, как меняется человек с возрастом. Здесь нет привычной «динамики» романа, где важно, что произойдёт дальше.