Занесло меня на прошлой неделе в Новую Третьяковку. До Брюллова я так и не дошла, оставила на следующий раз. Зато как следует прогулялась по верхним этажам и обнаружила сразу несколько выставок. Про чудесные иллюстрации к детским книжкам Чарушиных уже рассказывала. Кроме них удалось застать выставку иллюстраций Мая Митурича и потрясающую "Русь уходящую" Павла Корина. Но главное, успела на "Путь на Восток". К сожалению скоро (28.09) эта замечательная выставка подходит к концу.
Наверное я так активно мечтаю попасть в Узбекистан, что этим летом Вселенная то и дело подкидывает мне что-то восточное. Совсем недавно мне повезло попасть в Новый Иерусалим, где в музее проходит выставка "Свет между мирами" из музея им. Савицкого в Нукусе.
Именно там я открыла для себя творчество Александра Волкова. Ну что ж, в Третьяковке знакомство продолжилось.
Очень нравятся его караваны. Мерят шаг гордые верблюды - корабли пустыни. Округлые то ли шеи животных, то ли паруса... Треугольники - то ли барханы, то ли горбы, то ли пирамиды, то ли тяжёлый груз...
Поразила "Гранатовая чайхана" (1924) - почему-то возникли ассоциации с Троицей.
Как написано в аннотации к выставке, у живописцев, графиков, скульпторов были разные задачи, но общая цель – авангардистов и неоклассиков объединяло преклонение перед величием и тайной Азии.
Кроме Александра Волкова, на выставке были представлены Павел Кузнецов, Беатриса Сандомирская, Михаил Курзин и многие другие модернисты. Открыла для себя новые имена блестящих художников начала прошлого века.
Очень узнаваемы работы Кузьмы Петрова-Водкина в нежной пастельной гамме. Художник создал в Самарканде около 30 работ, часть из них можно было увидеть. В этих полотнах проявилась концепция космистского мировидения - жизнь в природе.
Заинтересовал Александр Самохвалов - ученик Петрова-Водкина. Как и его учитель, он стремился к особенно широкому, пространственному видению мира, демонстрации объёма и динамики.
Очень вдохновили и рисунки Александра Самохвалова, просто открыла для себя новое имя.
А какая простая и глубокая работа - "Бессонница"...
Ну нравятся мне верблюды! Везде их ищу)
Картины Алексея Исупова чем-то отдалённо напомнили о Средневековье и Кранахах.
А творчество Серафимы Рянгиной напомнило уже голландцев.
Особенно вдохновенными получились головы селёдок)
Пейзажи Серафимы Рянгиной совсем другие, в них уже жаркое дыхание Востока.
Рядом в том же стиле пейзаж Степана Карпова. Голубой и жёлтый... отдалённо напоминает любимого Верещагина.
А на большой картине Степана Карпова словно ожила одна из улочек старого восточного города...
Опять умилила мордаха копытного и, главное, чалма - как удобная переноска хрупких вещей.
Удалось увидеть пару картин замечательного советского пейзажиста Бориса Яковлева. Он очень много путешествовал по Союзу, Самарканд был одной из первых его длительных командировок.
Неимоверно яркие пёстрые краски набросились на меня с полотна Петра Котова.
Очень понравились простые, но такие динамичные, живые рисунки Варшама Еремяна...
...и Надежды Кашиной.
Очень яркие краски использовала Юлия Разумовская, чтобы передать восточный колорит.
Конечно, не обойти вниманием и Василия Рождественского. Акварель "Парад в Самарканде" стилизована под лубок, но при этом очень точная.
Фотографий получилось так много, что пожалуй, разделю обзор на несколько частей. Обязательно остановлюсь на творчестве художников, эвакуированных в республики Центральной Азии в годы Великой Отечественной войны.
Благодарю за внимание! Буду рада, если информация покажется интересной. Все фото сделаны мной в Москве. Статья носит информационный характер, не является рекламой, отражает личную позицию автора.