Найти в Дзене
Ма- Куда сегодня?

Выставка "Путь на Восток" в Третьяковке, часть 1: В поисках верблюдов в песках Средней Азии

Занесло меня на прошлой неделе в Новую Третьяковку. До Брюллова я так и не дошла, оставила на следующий раз. Зато как следует прогулялась по верхним этажам и обнаружила сразу несколько выставок. Про чудесные иллюстрации к детским книжкам Чарушиных уже рассказывала. Кроме них удалось застать выставку иллюстраций Мая Митурича и потрясающую "Русь уходящую" Павла Корина. Но главное, успела на "Путь на Восток". К сожалению скоро (28.09) эта замечательная выставка подходит к концу. Наверное я так активно мечтаю попасть в Узбекистан, что этим летом Вселенная то и дело подкидывает мне что-то восточное. Совсем недавно мне повезло попасть в Новый Иерусалим, где в музее проходит выставка "Свет между мирами" из музея им. Савицкого в Нукусе. Именно там я открыла для себя творчество Александра Волкова. Ну что ж, в Третьяковке знакомство продолжилось. Очень нравятся его караваны. Мерят шаг гордые верблюды - корабли пустыни. Округлые то ли шеи животных, то ли паруса... Треугольники - то ли барханы,

Занесло меня на прошлой неделе в Новую Третьяковку. До Брюллова я так и не дошла, оставила на следующий раз. Зато как следует прогулялась по верхним этажам и обнаружила сразу несколько выставок. Про чудесные иллюстрации к детским книжкам Чарушиных уже рассказывала. Кроме них удалось застать выставку иллюстраций Мая Митурича и потрясающую "Русь уходящую" Павла Корина. Но главное, успела на "Путь на Восток". К сожалению скоро (28.09) эта замечательная выставка подходит к концу.

Наверное я так активно мечтаю попасть в Узбекистан, что этим летом Вселенная то и дело подкидывает мне что-то восточное. Совсем недавно мне повезло попасть в Новый Иерусалим, где в музее проходит выставка "Свет между мирами" из музея им. Савицкого в Нукусе.

Александр Волков. Слушают музыку. начало 1920-х
Александр Волков. Слушают музыку. начало 1920-х
Александр Волков. Слушают музыку. начало 1920-х, фрагмент
Александр Волков. Слушают музыку. начало 1920-х, фрагмент

Именно там я открыла для себя творчество Александра Волкова. Ну что ж, в Третьяковке знакомство продолжилось.

Александр Волков. Свадьба 1927
Александр Волков. Свадьба 1927
Александр Волков. Чайханы старого города. 1926
Александр Волков. Чайханы старого города. 1926
Александр Волков. Беседа (на фоне Золотой мечети) 1920
Александр Волков. Беседа (на фоне Золотой мечети) 1920

Очень нравятся его караваны. Мерят шаг гордые верблюды - корабли пустыни. Округлые то ли шеи животных, то ли паруса... Треугольники - то ли барханы, то ли горбы, то ли пирамиды, то ли тяжёлый груз...

Александр Волков. Караван (Приход) 1922-1923
Александр Волков. Караван (Приход) 1922-1923
Александр Волков. Караван 1921
Александр Волков. Караван 1921
Александр Волков. Караван 1921
Александр Волков. Караван 1921

Поразила "Гранатовая чайхана" (1924) - почему-то возникли ассоциации с Троицей.

Александр Волков. Гранатовая чайхана. 1924
Александр Волков. Гранатовая чайхана. 1924
Александр Волков. Гранатовая чайхана. 1924, фрагмент
Александр Волков. Гранатовая чайхана. 1924, фрагмент
Александр Волков. Гранатовая чайхана. 1924, фрагмент
Александр Волков. Гранатовая чайхана. 1924, фрагмент

Как написано в аннотации к выставке, у живописцев, графиков, скульпторов были разные задачи, но общая цель – авангардистов и неоклассиков объединяло преклонение перед величием и тайной Азии.

Павел Кузнецов. Мираж в степи. 1912
Павел Кузнецов. Мираж в степи. 1912

Кроме Александра Волкова, на выставке были представлены Павел Кузнецов, Беатриса Сандомирская, Михаил Курзин и многие другие модернисты. Открыла для себя новые имена блестящих художников начала прошлого века.

Павел Кузнецов. Чай-Ханэ. Красные скалы. Скала у реки 1922
Павел Кузнецов. Чай-Ханэ. Красные скалы. Скала у реки 1922
Павел Кузнецов. Сартянка с барашком и Река-Баш. 1922
Павел Кузнецов. Сартянка с барашком и Река-Баш. 1922

Очень узнаваемы работы Кузьмы Петрова-Водкина в нежной пастельной гамме. Художник создал в Самарканде около 30 работ, часть из них можно было увидеть. В этих полотнах проявилась концепция космистского мировидения - жизнь в природе.

Кузьма Петров-Водкин. Вид Самарканда. 1921 и Голова мальчика-узбека. 1921
Кузьма Петров-Водкин. Вид Самарканда. 1921 и Голова мальчика-узбека. 1921
Кузьма Петров-Водкин. Самаркандия. 1921
Кузьма Петров-Водкин. Самаркандия. 1921

Заинтересовал Александр Самохвалов - ученик Петрова-Водкина. Как и его учитель, он стремился к особенно широкому, пространственному видению мира, демонстрации объёма и динамики.

Александр Самохвалов. Самаркандский дворик. Худжар. 1921
Александр Самохвалов. Самаркандский дворик. Худжар. 1921

Очень вдохновили и рисунки Александра Самохвалова, просто открыла для себя новое имя.

Александр Самохвалов
Александр Самохвалов
Александр Самохвалов. У источника. Самарканд. 1921
Александр Самохвалов. У источника. Самарканд. 1921
Александр Самохвалов. У источника. Продавец воды. Самарканд. 1921
Александр Самохвалов. У источника. Продавец воды. Самарканд. 1921
Александр Самохвалов. Мальчик над озером. Самарканд. 1921
Александр Самохвалов. Мальчик над озером. Самарканд. 1921

А какая простая и глубокая работа - "Бессонница"...

Александр Самохвалов. Бессонница (Ночь). 1921
Александр Самохвалов. Бессонница (Ночь). 1921

Ну нравятся мне верблюды! Везде их ищу)

Александр Самохвалов. Верблюд. 1921
Александр Самохвалов. Верблюд. 1921

Картины Алексея Исупова чем-то отдалённо напомнили о Средневековье и Кранахах.

Алексей Исупов. Отец с детьми и Киргизская семья. 1921
Алексей Исупов. Отец с детьми и Киргизская семья. 1921

А творчество Серафимы Рянгиной напомнило уже голландцев.

Серафима Рянгина. Натюрморт с яйцом. 1924
Серафима Рянгина. Натюрморт с яйцом. 1924

Особенно вдохновенными получились головы селёдок)

Серафима Рянгина. Головы селёдок. 192г
Серафима Рянгина. Головы селёдок. 192г
Серафима Рянгина. Лук. 1927
Серафима Рянгина. Лук. 1927
Серафима Рянгина. Гончарная мастерская. 1925
Серафима Рянгина. Гончарная мастерская. 1925

Пейзажи Серафимы Рянгиной совсем другие, в них уже жаркое дыхание Востока.

Серафима Рянгина. Самарканд. 1925
Серафима Рянгина. Самарканд. 1925
Серафима Рянгина. Шахи-Зинда. 1925
Серафима Рянгина. Шахи-Зинда. 1925

Рядом в том же стиле пейзаж Степана Карпова. Голубой и жёлтый... отдалённо напоминает любимого Верещагина.

Степан Карпов. Мавзолей. 1925
Степан Карпов. Мавзолей. 1925

А на большой картине Степана Карпова словно ожила одна из улочек старого восточного города...

Степан Карпов. Кузнецы. Самарканд. 1925
Степан Карпов. Кузнецы. Самарканд. 1925

Опять умилила мордаха копытного и, главное, чалма - как удобная переноска хрупких вещей.

Степан Карпов. Кузнецы. Самарканд. 1925, фрагмент
Степан Карпов. Кузнецы. Самарканд. 1925, фрагмент

Удалось увидеть пару картин замечательного советского пейзажиста Бориса Яковлева. Он очень много путешествовал по Союзу, Самарканд был одной из первых его длительных командировок.

Борис Яковлев. В мастерской. 1925
Борис Яковлев. В мастерской. 1925
Борис Яковлев. Улугбек. Самарканд. 1925
Борис Яковлев. Улугбек. Самарканд. 1925

Неимоверно яркие пёстрые краски набросились на меня с полотна Петра Котова.

Пётр Котов. Бухарские мастера 1925
Пётр Котов. Бухарские мастера 1925
Пётр Котов. Бухарские мастера 1925, фрагмент
Пётр Котов. Бухарские мастера 1925, фрагмент

Очень понравились простые, но такие динамичные, живые рисунки Варшама Еремяна...

Варшам Еремян. Лепёшечники. 1928. Чайхана у дороги. 1927
Варшам Еремян. Лепёшечники. 1928. Чайхана у дороги. 1927
Варшам Еремян. Близ Сузангаранской улицы (Самарканд). 1929
Варшам Еремян. Близ Сузангаранской улицы (Самарканд). 1929
Варшам Еремян. Близ Сузангаранской улицы (Самарканд). 1929, фрагмент
Варшам Еремян. Близ Сузангаранской улицы (Самарканд). 1929, фрагмент
Варшам Еремян. Полдень. Улица старого города (Самарканд). 1928
Варшам Еремян. Полдень. Улица старого города (Самарканд). 1928
Варшам Еремян. Женщина в машине и Торг. Ходжент. 1932
Варшам Еремян. Женщина в машине и Торг. Ходжент. 1932

...и Надежды Кашиной.

Надежда Кашин. Из чайханы. Самарканд. 1928
Надежда Кашин. Из чайханы. Самарканд. 1928
Надежда Кашин. Таки-Тильпак. 1928
Надежда Кашин. Таки-Тильпак. 1928
Надежда Кашин. Арба с клевером. 1929
Надежда Кашин. Арба с клевером. 1929
Надежда Кашин. Сцена на базаре. 1928
Надежда Кашин. Сцена на базаре. 1928

Очень яркие краски использовала Юлия Разумовская, чтобы передать восточный колорит.

Юлия Разумовская. Базар в Бухаре. 1927
Юлия Разумовская. Базар в Бухаре. 1927
Юлия Разумовская. Базар в Бухаре. 1927, фрагмент
Юлия Разумовская. Базар в Бухаре. 1927, фрагмент
Юлия Разумовская. Бухара. Вечерний мотив. 1926
Юлия Разумовская. Бухара. Вечерний мотив. 1926
Юлия Разумовская. Рисунки 1925-1927
Юлия Разумовская. Рисунки 1925-1927

Конечно, не обойти вниманием и Василия Рождественского. Акварель "Парад в Самарканде" стилизована под лубок, но при этом очень точная.

Василий Рождественский. Парад в Самарканде. 1927
Василий Рождественский. Парад в Самарканде. 1927
Василий Рождественский. Старая мечеть. 1929
Василий Рождественский. Старая мечеть. 1929
Василий Рождественский. Узбечка и Музыкант 1926
Василий Рождественский. Узбечка и Музыкант 1926
Василий Рождественский. Уличный парикмахер. 1929
Василий Рождественский. Уличный парикмахер. 1929

Фотографий получилось так много, что пожалуй, разделю обзор на несколько частей. Обязательно остановлюсь на творчестве художников, эвакуированных в республики Центральной Азии в годы Великой Отечественной войны.

-56

Благодарю за внимание! Буду рада, если информация покажется интересной. Все фото сделаны мной в Москве. Статья носит информационный характер, не является рекламой, отражает личную позицию автора.