Найти в Дзене
ИА Регнум

Выжившая в Бесланской школе заложница стала жертвой крипто-мошенников

Оглавление

На днях в Зеленограде была установлена памятная доска одному из Героев России, пожертвовавших своей жизнью ради спасения заложников, захваченных 1 сентября 2004 года в Бесланской школе № 4. Подполковник отряда «Вымпел» ЦСН ФСБ России Дмитрий Разумовский был командиром одной из трех штурмовых групп.

Одна из спасенных группой Разумовского заложниц - Ирина Гуриева. В сентябре 2004-го ей было всего 7 лет, в школу в тот день она пришла вместе с матерью, которая работала там учителем истории. , старшими братом и сестрой. Из троих детей выжила только она. Сегодня 28-летняя Ирина осталась без средств к существованию.

Крипто-«поле чудес»

Ирина по образованию логопед, живет в Москве. Помимо основной профессии Гуриева занимается благотворительностью. Она так и не смогла забыть тех страшных дней, когда в школу ворвались террористы и решила создать благотворительный фонд для помощи всем пострадавшим людям в террористических актах.

Ирина Гуриева
Ирина Гуриева

Когда организация была зарегистрирована и стала распространять информацию о нем в интернете, завела странички в соцсетях. И именно в этот момент ею заинтересовались мошенники.

Схема обмана была банальной. Ирине поступило некое «очень хорошее финансовое предложение». Девушку убедили, что она быстро сможет увеличить имеющиеся средства, вложив их в криптовалюту и начав играть на фондовой бирже. Поначалу все вроде шло неплохо, сумма увеличивалась. А затем счета вдруг полностью обнулились, сайт самой «биржи», оказавшейся в итоге подделкой, закрылся, а мошенники перестали выходить на связь.

«Первое время у меня просто руки опустились, - рассказала Ирина ИА Регнум. - Но рядом были родные, друзья, а также те, кто, как и я, прошли весь ад терактов, и понимающие, что в одиночку со всем этим не справиться. Но решила, что не сдамся и продолжу свою работу, которая так нужна сотням людей».

О том, что с ней случилось, девушка рассказала после митинга, посвященного открытию на здании зеленоградской школы № 2045 барельефа героя России Дмитрия Разумовского, освобождавшего заложников и погибшего при штурме, его вдове и матери. Обе женщины вместе с коллегами Дмитрия, его друзьями участвовали в мероприятии, состоявшемся 16 сентября. Самой школе имя героя Разумовского было присвоено два года назад, а здание находится на улице Дмитрия Разумовского. Автор горельефа – известный столичный скульптор Вадим Кириллов, который создал также памятник Дмитрию Разумовскому в Ульяновске, на родине героя России.

«К сожалению, помню все»

Благотворительный фонд «Жизнь после» Ирина Гуриева, прошедшая ужасы теракта в Беслане и потерявшая в нем старших брата и сестру, создала в марте этого года.

- Желание открыть фонд было довольно давно, ведь людям нужна непосредственная адресная помощь, - рассказывает Ирина. - И она нужна не только тем, кто выжил в Беслане, но и всем пострадавшим. К сожалению, в России было много терактов и люди немного обделены, хочется помочь им тоже. Фонд не нацелен только на Беслан, а на всех пострадавших и членов их семей в нашей стране. У нас разные направления: психологическая поддержка, адресная помощь, большое направление по сохранению памяти о событиях. Мы только открылись, и не все еще направления заработали, но сейчас активно идет работа по сохранению памяти и психологическая поддержка…

Погибшие брат и сестра Ирины
Погибшие брат и сестра Ирины

Благотворительница проводят акции, выставки, памятные мероприятия, показы фильмов, встречи с заложниками, с выжившими.

- Но пока я единственной сотрудник, к сожалению, не успеваю и не могу захватить тот огромный объем работы, который есть. Так как тема Беслана - это моя личная тема, пока она превалирующая в нашем фонде. Очень надеюсь, что получится привлечь и заняться другими темами, терактами.

Теракт 2004 года в родной школе Ирина, несмотря на прошедшие десятилетия и то, что ей самой было всего семь, помнит очень ярко.

- К сожалению, в памяти все. И, возможно, мне даже не хотелось всего этого помнить. И есть записанный мой рассказ в трех частях, о каждом дне, что происходило тогда и как. Собственно, начиная с этого рассказа «Три дня. Беслан», который я запустила несколько лет назад, и началась моя активная деятельность. Но я попала в лапы мошенников и лишилась всех своих средств к существованию! Содержать фонд, и даже саму себя мне больше не на что. По образованию я логопед и тренер для учителей. Сейчас ищу работу, потому что мне даже хлеб не на что купить… Но, несмотря на все, что со мной случается в жизни, я не могу жить, не доверяя людям.

Одной пулей пробило троих

В семье Гуриевых в той страшной трагедии уцелели только трое из пяти ее членов, оказавшихся в заложниках. При первом же взрыве в школе погибли двое старших детей Надежды Гуриевой, сестра и брат Ирины.

Налдежда Гуриева в теракте потеряла стершего сына и дочь
Налдежда Гуриева в теракте потеряла стершего сына и дочь

- Я была в спортзале, как и все остальные, после того, как нас захватили в заложники, - рассказала ИА Регнум Надежда. – Была вместе со всеми учениками и своими тремя детьми. Потом начался штурм, начались взрывы, ведь все было заминировано. Старший сын и дочка погибли у меня на глазах, а потом нас всех перегнали в столовую. Уже оттуда вытаскивали. Это было три страшных дня ада.

Дмитрий Разумовский погиб третьего сентября.

- С ним был мой брат – полицейский Петр Цалоев, - продолжает свой печальный рассказ Надежда. - Он, когда начался штурм, побежал в школу. У них был разговор с Разумовским. Дима тогда ему сказал: «Нам надо 20 минут, чтобы это прекратилось». А Петр говорит: «Ну, как же 20 минут? Все заминировано». А Дима ему: «Нам надо 20 минут!». Это были последние слова моему брату…

Много дней спустя один из спецназовцев, который бежал за Дмитрием во время штурма, рассказал Надежде, а также жене Разумовского Эрике, как он погиб. По его словам, когда поступила команда штурмовать, Дмитрий шел первым. «За ним шел я и брат Дмитрия Максим Разумовский, - рассказал спецназовец. - Одна пуля снайпера попала Диме чуть выше верхней пластины бронежилета в шею, прошила меня возле глаза и пробила верхнюю одежду Максима». Дима тогда крикнул: «Зацепило меня». Ребята его вынесли...» Спасти Дмитрия Разумовского не удалось: пуля пробила сонную артерию.

- А мой брат Петр и Максим Разумовский выжили, - продолжает Надежда Гуриева. - Петя потом мне говорил, что второго сентября, где-то в полдень у него было видение буквально наяву: мол, он лежит там же, где остальные ребята, зал горит и из этого зала я выхожу с дочкой. Так все и случилось. Мы с Ирочкой выжили. Старшие погибли. Четырнадцать с половиной сыну было, и еще не было двенадцати Верочке...

Петр, брат Надежды вместе с племянницей Ириной отправляются на лечение в Москву, 10 сентября 2004 года
Петр, брат Надежды вместе с племянницей Ириной отправляются на лечение в Москву, 10 сентября 2004 года

А трижды раненый брат Дмитрия Максим Разумовский продолжил штурм и до последнего спасал из школы детей и взрослых, уничтожал террористов. Позже отважного спецназовца окрестили «Русским танком».

Герой России

Звание героя Российской Федерации Разумовскому-старшему было присуждено посмертно. По словам близких и друзей, любовь к справедливости и храбрость присущи ему были всегда.

Дмитрий Разумовский
Дмитрий Разумовский

После окончания средней школы в Ульяновске Дмитрий поступил (не с первого раза, но исполнил свою мечту) в училище пограничных войск в Москве. А когда закончил его – отправился по распределению служить на границу в Таджикистане.

- Мы познакомились при грустных событиях, когда была разгромлена 12-я погранзастава. Это было 13 июля 1993 года, когда моджахеды напали на заставу на таджико-афганской границе, - вспоминает жена Дмитрия Эрика Разумовская. - Я там родилась. А начальником погранзаставы был Михаил Майборода, это близкий Димин друг. Когда разбили заставу, Михаил погиб. Дима не смог приехать на похороны - в госпитале лежал. Но спустя полтора месяца приехал к родителям друга и на его могилу. Там, в доме родителей, мы с Димой и познакомились. И уже на четвертый день решили пожениться!

Свадьба Эрики и Дмитрия
Свадьба Эрики и Дмитрия

В отряд «Вымпел» Дмитрий попал в 1996 году.

- Он всегда хотел в «Альфе» служить и подавал заявление туда, но ему отказывали. То тянули, то что-то опять… А в 1996 году «Вымпел» стали восстанавливать, и вот Диму пригласили работать в «Вымпел». Он пошел. Сбылась мечта! До Беслана оставалось восемь лет…

1 сентября 2004 года Разумовский вернулся из командировки в Москву. Он был в отпуске. Супруги собирались съездить на машине в Ульяновск, но в 9:30 утра раздался звонок.

- Дима уехал на работу, а в обед вылетел туда. Он сказал, что там теракт и детей захватили в заложники. Я никогда не задавала лишних вопросов – «когда вернешься...» Уезжал обычно молча, а когда приезжал (слава Богу, живой!) он мог что-то рассказать. Но очень мало.

Дмитирй со старшим сыном Мишей
Дмитирй со старшим сыном Мишей

Когда Дмитрий только выходил из квартиры, у Эрики внезапно упало сердце.

- Зашел в лифт и двери за ним закрылись, а у меня какая-то истерика началась. Я его всегда провожала как-то легко. Научилась как-то. А здесь сердце выскочило за ним вслед. Я запомнила его взгляд. Будто последний. Еще его спросила - где этот Беслан находится-то? Дима только ответил: «В Осетии». Ушел, и я сразу телевизор включила. Не знаю почему, тут же своей маме позвонила, начала какую-то чушь нести. Потом думала: что-то меня «срубило» как-то сильно. Мы же всегда прощались как будто завтра увидимся, а встречались - будто 100 лет не виделись. Вечером первого сентября он позвонил, шутить пытался: «К ужину меня не жди, я в Осетии». И второго сентября тоже вечером позвонил. Видимо, у него тоже предчувствие было нехорошее. Он сказал: «Наверное, измучил тебя за все эти годы своими командировками? Тебе же тяжело со мной всегда было?». Я говорю: «Дим, я же все равно счастлива с тобой, и знаю, что ты счастлив». И все… А третьего сентября ко мне пришли с его работы и сказали, что Дима погиб. По телефону не принято такие вещи говорить. Всегда приходят домой…

Первой мыслью Эрики было: как это переживет мама Дмитрия. Второй – что с Максимом, братом мужа.

- Он всегда мне говорил: «В любой момент я могу погибнуть. Ты должна быть готова ко всему. Вернулся – хорошо. Не вернулся – так тоже бывает». Я, конечно, думала, что не совсем вот так… Наверное, поэтому легче было все это переносить. Я старалась.

«Русский танк»

Максим Разумовский - боец подразделения специального назначения «Вымпел». После событий в Беслане его фотография обошла весь мир. И журналисты стали называть его «Русский танк».

Дмитрий и Максим Разумовские служили в одном подразделении
Дмитрий и Максим Разумовские служили в одном подразделении

Всю жизнь образцом подражания для Максима являлся брат Дмитрий, который был старше на семь лет. По примеру брата в 1992 году Максим поступил в Московское высшее пограничное командное училище. Через несколько лет был принят в спецподразделение «Вымпел», тоже вслед за братом. Вместе с братом оказался в 2004 году в Беслане в составе отряда «Вымпел».

«На подходе к школе мы попали под плотный огонь. Сразу было ранено 4 человека, среди них был и Дима. Я до конца надеялся, что он жив, и узнал о том, что он не выжил, только когда все закончилось. Пока оказывали ему и остальным первую помощь и занимались их эвакуацией, я понял, что и сам ранен в бедро «рубашкой» от пули. Ранение показалось мне незначительным, и я не стал обращать на него внимание, на адреналине боли не чувствуешь. Пошли в школу. Пробились на второй этаж. Там меня и достал гранатомётчик бандитов второй раз. Взрыв был близко, над головой, поэтому посекло прилично: голова, плечо, несколько осколков попали в спину. Из-за крови и контузии почти ничего не видел, пришлось выходить. Ну а дальше перевязался и вернулся. То ли на адреналине, то ли обезболивающее помогло, но больно особо не было. Поэтому посчитал себя боеспособным. Наверное, погорячился... Основные потери были уже в школе. Будь ты хоть суперспециалистом, но детям, когда они испуганы и хотят спастись, не объяснишь, что не надо бежать на направление огня бандитского пулемёта. Поэтому приходилось их из-под этого огня вытаскивать. А как их вытащить и самому не залезть под огонь? Отсюда и такие потери среди сотрудников».

- Сейчас Максим вообще не хочет говорить об этом. Ему все это намного тяжелее, ведь брат погиб на его глазах, и он очень тяжело перенес его потерю, - продолжает Эрика. - Дима был для него примером, командиром.

Никто не считал, сколько человек спас лично Максим Разумовский.

Как-то Максим рассказал, что за долгое время до трагедии видел несколько раз один и тот же сон. Ему снились коридоры школы и бой. Когда он прибыл тогда в Беслан и увидел это место, то был просто поражён — именно эту школу он видел когда-то во сне. Сегодня Максим Разумовский уже на пенсии.

Одна семья

Вдова погибшего подполковника Дмитрия Разумовского вырастила двоих сыновей. И, хотя она очень стойкая женщина, мужа всегда вспоминает со слезами на глазах.

- Когда он мне делал предложение, то сказал: «Я тебя никогда не обижу». Наверное, это и повлияло на то, что за четыре дня знакомства, за которые невозможно узнать человека, я согласилась стать его женой. Эти слова я услышала и поверила ему. А потом поняла, что он мне очень дорог, что это мой человек и я его сильно люблю! Он – настоящий мужчина.

За прошедшие двадцать с лишним лет после гибели Дмитрия Эрика больше не встретила хоть чуть-чуть похожего на него мужчину.

- Замуж не вышла и не собираюсь. Мне этого не надо. Если бы встретила такого же, хоть чуть-чуть похожего на Диму человека, может быть я бы еще подумала. Но точно бы замуж не вышла, да и такого не встретилось мне больше. Дети уже взрослые. Старшему 30 лет, младшему – 23. Но по стопам отца они не пошли, выбрали мирные профессии.

Но эти двое сыновей для Эрики - теперь не единственные дети. Каждый год Эрика и Надежда Гуриева приезжают друг к другу в гости. Близкие погибших и пострадавших тогда в Беслане с семьями погибших героев стали как одна семья.те