Найти в Дзене

ДОТ. Кризис включения детей во внешние социальные структуры

Это дистанционное занятие посвящено третьему нормативному семейному кризису — этапу, когда ребёнок начинает включаться во внешние социальные структуры, такие как детский сад, школа, кружки и секции. В этот период перестраиваются внутренние границы семьи, меняются роли родителей и могут возникать напряжённость в супружеских отношениях. Представленные упражнения направлены на развитие у психологов навыков анализа кризиса, диагностики ребёнка и семьи, а также формирования стратегий психологической помощи для успешной адаптации ребёнка и укрепления семейной системы. В рамках темы изучается третий нормативный семейный кризис — включение ребёнка во внешние социальные структуры, такие как детский сад, школа, кружки и секции. Рассматриваются особенности перехода ребёнка из внутренней семейной системы во внешнюю среду, его влияние на динамику семьи и супружеские отношения. Анализируются изменения родительских ролей, перестройка семейных границ, распределение обязанностей между супругами и внешн
Оглавление

Это дистанционное занятие посвящено третьему нормативному семейному кризису — этапу, когда ребёнок начинает включаться во внешние социальные структуры, такие как детский сад, школа, кружки и секции. В этот период перестраиваются внутренние границы семьи, меняются роли родителей и могут возникать напряжённость в супружеских отношениях.

Представленные упражнения направлены на развитие у психологов навыков анализа кризиса, диагностики ребёнка и семьи, а также формирования стратегий психологической помощи для успешной адаптации ребёнка и укрепления семейной системы.

Кризис включения детей во внешние социальные структуры.
Кризис включения детей во внешние социальные структуры.

В рамках темы изучается третий нормативный семейный кризис — включение ребёнка во внешние социальные структуры, такие как детский сад, школа, кружки и секции. Рассматриваются особенности перехода ребёнка из внутренней семейной системы во внешнюю среду, его влияние на динамику семьи и супружеские отношения. Анализируются изменения родительских ролей, перестройка семейных границ, распределение обязанностей между супругами и внешними участниками воспитания, а также возникающие конфликты и стрессовые факторы. Изучаются теоретические основы кризиса с опорой на концепции Эрика Эриксона, Джона Боулби и Мэри Эйнсуорт, Урие Бронфенбреннера, Мюррея Боуэна, Жана Пиаже, Ричарда Лазаруса, Сьюзан Фолкман, Эстер Перель и Джона Готмана.

Особое внимание уделяется процессу адаптации ребёнка к новым социальным структурам, роли родителей в его эмоциональной поддержке и социализации. Рассматриваются типичные трудности и конфликты, возникающие между супругами и другими членами семьи, включая вмешательство родственников и давление со стороны общества. Освещаются подходы к диагностике кризиса, включая наблюдение за ребёнком, оценку семейной динамики и использование психодиагностических методик.

Отдельный блок посвящён психологической помощи семье: консультированию родителей и ребёнка, поддержке родителей в нахождении баланса между собственными потребностями и потребностями ребёнка, коррекции воспитательных стратегий и установлению новых семейных границ. Завершающая часть темы посвящена стратегиям преодоления кризиса, укреплению эмоциональной связи между супругами и формированию условий для успешной адаптации ребёнка к внешней социальной среде.

Упражнение 1. «Семейная система на пороге внешнего мира»

Фокус: теоретическое осмысление кризиса, системный подход.

Цель:

Развить у участников навык системного анализа семьи в период включения ребёнка во внешние социальные структуры, выявить изменения ролей и границ.

Время проведения: 25–30 минут.

Формат: работа в мини-группах (онлайн, через break-out комнаты).

Материалы:

  • Виртуальная доска (Miro, MURAL или Jamboard) с заготовкой «семейной системы» (центральный круг — семья, внешние круги — социальные структуры).
  • Список теоретических опор: Бронфенбреннер, Боуэн, Эриксон.

Ход выполнения:

  1. Вводная часть (5 минут):

    Ведущий напоминает, что включение ребёнка во внешний мир — это не только этап развития ребёнка, но и глубокая перестройка всей семейной системы.
  2. Групповая работа (15 минут):
    Участники на виртуальной схеме обозначают:
    ключевых членов семьи и их роли;
    новые внешние структуры (сад, школа, кружки, бабушки и дедушки, педагоги);
    зоны пересечения и возможные точки напряжения.
    Задача — зафиксировать,
    какие границы изменяются и где возможны конфликты.
  3. Обсуждение в общем чате (5–10 минут):

    Группы презентуют свои схемы. Ведущий обращает внимание на то, какие системные изменения встречаются чаще всего.

Ожидаемый результат:

  • Понимание того, как меняются роли и границы семьи при выходе ребёнка во внешний мир.
  • Навык системного анализа ситуации через визуализацию.

Упражнение 2. «Глазами теории»

Фокус: интеграция разных теоретических подходов.

Цель:

Научить участников анализировать один и тот же кризис с опорой на разные теории, чтобы видеть многомерность семейной ситуации.

Время проведения: 35–40 минут.

Формат: работа в подгруппах по теоретическим направлениям.

Материалы:

  • Краткие описания ключевых концепций:
    Эриксон (психосоциальные стадии),
    Боулби и Эйнсуорт (привязанность),
    Бронфенбреннер (экологическая модель),
    Боуэн (семейная система и дифференциация),
    Пиаже (когнитивное развитие),
    Лазарус и Фолкман (стресс-копинг),
    Перель (партнёрские отношения),
    Готман (динамика супружеских отношений).

Ход выполнения:

  1. Вводная часть (5 минут): ведущий объясняет задачу — одна и та же ситуация рассматривается под разными углами.
  2. Работа в мини-группах (20 минут):

    Каждая группа получает описание ситуации и одну теоретическую концепцию, которую нужно применить для анализа.

    Пример ситуации:

    Ребёнок пошёл в детский сад. Мать испытывает тревогу и постоянно проверяет воспитателей. Отец раздражается из-за того, что всё внимание жены сосредоточено на ребёнке, и чувствует себя «лишним». Бабушка активно вмешивается, критикуя родителей.
    Группа, работающая по Эриксону, анализирует, какие стадии развития ребёнка и родителей задействованы.
    Группа, работающая по Боуэну, рассматривает границы семьи и уровень дифференциации.
    Группа по Лазарусу — оценивает стрессоры и копинг-стратегии семьи.
    И так далее.
  3. Презентация результатов (10 минут): каждая группа презентует свой анализ в общий чат или на доске.
  4. Интеграция подходов (5 минут): ведущий подчеркивает, что многомерный анализ позволяет точнее выстраивать помощь.

Ожидаемый результат:

  • Навык «видеть» одну ситуацию через разные теоретические линзы.
  • Понимание ценности интеграции концепций для диагностики и терапии.

Упражнение 3. «Диагностический алгоритм: ребёнок, семья, супружеская пара»

Фокус: диагностика в период кризиса.

Цель:

Отработать навыки выбора и структурирования диагностических методов для разных уровней — ребёнка, семьи и супружеской пары.

Время проведения: 30 минут.

Формат: практическая работа в малых группах.

Материалы:

  • Таблица с тремя колонками: «Ребёнок», «Семья», «Супружеская пара».
  • Перечень диагностических методик (тесты, опросники, наблюдение, интервью).

Ход выполнения:

  1. Вводная часть (5 минут): ведущий кратко напоминает критерии выбора методик и важность комплексной диагностики.
  2. Групповая работа (15 минут):
    Участники заполняют таблицу, выбирая методы для трёх уровней диагностики.
    Для каждого метода нужно указать:
    цель применения,
    какие данные он даст,
    как они помогут в планировании помощи.
  3. Презентация результатов (5 минут): каждая группа озвучивает ключевые моменты.
  4. Заключение (5 минут): обсуждение универсальных и уникальных инструментов для работы с разными уровнями.

Ожидаемый результат:

  • Чёткая структура в выборе диагностических инструментов.
  • Навык видеть взаимосвязь диагностики и последующей коррекционной работы.

Упражнение 4. «Карта стратегий преодоления кризиса»

Фокус: стратегии психологической помощи и сопровождения семьи.

Цель:

Разработать индивидуализированные стратегии психологической помощи ребёнку, родителям и супружеской паре в период кризиса.

Время проведения: 30–35 минут.

Формат: групповая работа с последующей презентацией.

Материалы:

  • Виртуальная доска или шаблон таблицы с тремя колонками: «Ребёнок», «Родители», «Пара».
  • Список возможных вмешательств: консультирование, работа с привязанностью, коррекция воспитательных стратегий, супружеская терапия и др.

Ход выполнения:

  1. Вводная часть (5 минут): ведущий объясняет важность дифференциации работы — разные члены семьи нуждаются в разных стратегиях.
  2. Групповая работа (20 минут):
    Участники заполняют таблицу, разрабатывая меры поддержки:
    для ребёнка — адаптация, снижение тревожности, формирование позитивного опыта внешнего мира;
    для родителей — обучение стратегиям поддержки, работа со страхами и тревогами;
    для супружеской пары — восстановление партнерских отношений, выстраивание границ.
  3. Презентация и обсуждение (10 минут).

Ожидаемый результат:

  • Участники получают инструмент структурирования психологической помощи.
  • Формируется понимание важности баланса между интересами ребёнка, родителей и пары как системы.

Упражнение 5. «Рефлексия: взгляд изнутри и снаружи»

Фокус: профессиональная рефлексия и развитие эмпатии.

Цель:

Помочь психологам осознать собственные реакции на ситуации включения ребёнка в социум, отделить личный опыт от профессиональной позиции.

Время проведения: 15–20 минут.

Формат: индивидуальная работа + общее обсуждение.

Материалы:

  • Google Docs или чат для письменных ответов.

Ход выполнения:

  1. Индивидуальная работа (10 минут):

    Участники письменно отвечают на три вопроса:
    Какие чувства у меня вызывает ситуация, когда ребёнок выходит во внешний мир?
    Как эти чувства могут повлиять на мою работу как психолога?
    Что я могу сделать, чтобы сохранить профессиональную дистанцию?
  2. Общее обсуждение (5–10 минут):

    По желанию участники делятся своими открытиями.

Ожидаемый результат:

  • Повышение осознанности собственных реакций.
  • Развитие способности отделять личное от профессионального.