Найти в Дзене
Звездная любовь

"Пес Барбос и необычный кросс": как создавался маленький шедевр

Добрые, смешные, поучительные картины мастера комедии Леонида Гайдая так любят зрители разных поколений. Но так было не всегда. Темная полоса в творчестве, провалы картин - с этим режиссер, к сожалению, сталкивался. Фильм о комсомольцах "Трижды воскресший" остался незамеченным и недооцененным. А за картину "Жених с того света" молодой режиссер получил выговор и отстранение от работы на два года. Эту картину не пустили в прокат. Расстроенный Гайдай решил привести мысли в порядок, поехав к родителям в Иркутск. В один из дней он просматривал старые газеты и взгляд зацепился на фельетоне Степана Олейника "Браконьеры". Короткая смешная история про браконьеров и собаку, тематическая иллюстрация. И в этом режиссер нашел вдохновение. В голове уже вырисовывался план. Гайдай представлял характеры и внешность будущих персонажей. Придумал им смешные прозвища - Трус, Балбес, Бывалый. Не терпелось приступить к работе. Режиссер сразу пригласил на съемки Георгия Вицина, с которым уже сотрудничал в ка

Добрые, смешные, поучительные картины мастера комедии Леонида Гайдая так любят зрители разных поколений. Но так было не всегда. Темная полоса в творчестве, провалы картин - с этим режиссер, к сожалению, сталкивался. Фильм о комсомольцах "Трижды воскресший" остался незамеченным и недооцененным. А за картину "Жених с того света" молодой режиссер получил выговор и отстранение от работы на два года. Эту картину не пустили в прокат.

Расстроенный Гайдай решил привести мысли в порядок, поехав к родителям в Иркутск. В один из дней он просматривал старые газеты и взгляд зацепился на фельетоне Степана Олейника "Браконьеры". Короткая смешная история про браконьеров и собаку, тематическая иллюстрация. И в этом режиссер нашел вдохновение.

В голове уже вырисовывался план. Гайдай представлял характеры и внешность будущих персонажей. Придумал им смешные прозвища - Трус, Балбес, Бывалый. Не терпелось приступить к работе. Режиссер сразу пригласил на съемки Георгия Вицина, с которым уже сотрудничал в картине "Жених с того света". Актер идеально подошел на роль робкого Труса.

Георгий Вицин
Георгий Вицин

На роли Балбеса и Бывалого пробовались разные известные актеры. Худсовет утвердил Юрия Никулина и фактурного Евгения Моргунова. И это было точное попадание. Получилось идеальное трио. Потом эти персонажи в исполнении любимых актеров появились в других картинах Леонида Гайдая. Знаменитая короткометражка снималась в окрестностях поселка Снегири. Режиссер, как всегда, поощрял импровизацию актеров. Некоторые смешные моменты "родились" на съемочной площадке. По задумке Гайдая в картине должен был появиться живой медведь. Но от этой идеи пришлось отказаться. Использовали медвежью шкуру.

Найти подходящую собаку на роль Барбоса - было непростой задачей. Режиссер хотел, чтобы четвероногий актер уже имел опыт съемок. Брех - непородистый пес, но цирковой артист подошел во всем критериям. Он уже снимался в других картинах.

"Пес Барбос и необычный кросс"
"Пес Барбос и необычный кросс"

Но во время съемок все шло не так гладко. Дрессированный Брех иногда отказывался выполнять команды. Бежал в противоположную сторону, рычал на Евгения Моргунова, пытался его укусить за ногу. И актеры и режиссер, порой, впадали в отчаяние. Ведь один и тот же эпизод приходилось снимать с нескольких дублей. Все же картине было суждено добраться до зрителей. Когда весь материал был отснят, получилось 30 минут экранного времени. А нужно было оставить всего 10. Начали убирать эпизоды с некоторым трюками. Был удален эпизод, когда колоритная троица пробегала через шалаш. Трус забегал в брюках, а выбегал уже без них. Зрители вырезанные моменты не увидели, но режиссер использовал задумку уже в следующей картине "Самогонщики".

Короткометражка "Пес Барбос и необычный кросс" вошла в альманах "Совершено серьезно" и вышла на экраны 18 сентября 1961 года. Зрители пришли в восторг. Картину для проката закупили зарубежные страны. Были и международные награды - диплом Международного кинофестиваля в Сан-Франциско и специальным призом Лондонского кинематографического общества. И, конечно, самый ценный приз - любовь зрителей.