Не стало Тиграна Кеосаяна. Последний — 59-й день рождения — режиссер уже не отмечал. И последнего фильма на большом экране не увидел.
В конце прошлого года он попал в больницу, пережил клиническую смерть и 9 месяцев находился в коме. Надежды близких и друзей на выздоровление не оправдались.
О его болезнях, инфарктах, стентах много писали. И ещё напишут.
Нам же захотелось вспомнить другого Тиграна. Светлого, ироничного, открытого. Говорить с которым было просто и приятно. Таким он был во время интервью 23 года назад.
Другое время. Другая жизнь. Все тогда было у него иным. О том, что Тигран женится на Маргарите Симоньян, что в этом браке родятся трое чудесных ребятишек, никто и помыслить не мог. Да Кеосаян и не знал её тогда!
Сам он в то время был медийной личностью. Даром, что термина такого ещё не существовало. Снимал клипы, «полный метр», делал сериал «Мужская работа» — о службе спецназа ГРУ в Чечне...
Мама добровольно посвятила себя семье
Именитый режиссер Эдмонд Кеосаян (умер в 57 лет) снял трилогию о «неуловимых мстителях», которую смотрят и сегодня. Тигран пошел по стопам отца, и его киносказки тоже получились удачными: «Бедная Саша», «Ландыш серебристый», «Президент и его внучка». Он даже начал было писать продолжение «Неуловимых» — в конце концов, почему трилогия не могла превратиться в тетралогию? Но...
— Начал. А потом отказался. Лучше уже не получится, атмосферу ту не передашь. И зачем тогда огород городить?
— Думаю, многих вы удивили «Мужской работой». Тигран повзрослел и не будет больше снимать сказки?
— Ёлки-палки, я в тот момент как раз отказался от очередного подобного проекта — костюмного, начала века и, кстати, с большим бюджетом. Но мне интересно разное кино. И вот, пожалуйста, народ проголосовал за «Мужскую работу»: было продано порядка 50 тысяч дорогих, из двух частей кассет. Нереальное количество! До сих пор для сериалов максимум был 12 тысяч.
— Как оценило работу государство?
— Наверное, хорошо, раз я ещё не сижу в Бутырках. Тьфу-тьфу-тьфу...
— Ваша мама рано и довольно удачно начала актёрскую карьеру, но, выйдя замуж за восточного мужчину, посвятила себя дому, детям...
— Отец не настаивал. Даже сказал: «Делай, что хочешь». А мама (Лауре Геворкян сегодня 86 лет. — прим. ред.) действительно потрясающая актриса. После первого курса училища её уже приглашали на роли в лучшие академические театры страны. Но они с отцом очень скоро поженились, и она, зная папин характер, добровольно посвятила себя семье. Со стороны удачливой актрисы это, конечно, подвиг.
— Она переживала?
— Думаю, да. Но мама была мудрой женщиной и никогда не показывала переживаний ни отцу, ни нам с братом (cкончался в 61 год —— прим. ред.). Ездила с папой в экспедиции, снималась в его фильмах...
Надю Михалкову послал ночью за сигаретами
— Наверняка, когда вы приглашали 13-летнюю Надю Михалкову в картину «Президент и его внучка», Никита Сергеевич ревновал. Я вообще не понимаю, как он отпустил любимую дочку к другому режиссёру.
— Думаю, без ревности не обошлось. Но я нашёл нужные слова. Снял фильм и сказал Михалкову спасибо. А он поблагодарил меня за то, что я убедил его: Надю можно снимать в серьёзных ролях.
— Вы, кажется, подружились с Надей во время съёмок.
— Да, и продолжаем созваниваться. Надя потрясла меня! Талантом — понятно, но ещё тактом, умом, пониманием ситуации. Я знаю, каково работать с ребёнком с такой сложной фамилией. А её все в съёмочной группе обожали!
— Может, потому и обожали, что...
— Не-е! Ну какой осветителю дяде Ване толк прогибаться? Эти старики мосфильмовские, которые видели Пырьева, Александрова... Ну что им с того?
— Вы однажды проговорились, что во время съёмок посылали Надю за сигаретами. Сомневаюсь, что Михалкову это понравилось бы.
— Да он знает. Действительно, мы сидели в машине, было жутко холодно, а человек, который должен заботиться о режиссёре, не позаботился. Ну кого послать за сигаретами? «Надюш, сгоняешь?» — «Щас, дядь Тира», и её уже след простыл. Она убежала, а я за голову схватился: «Главную героиню! Ночью! В ларёк!..» Но Никита Сергеевич всё правильно понял.
«Полгода я действительно жил трудно»
— Правда ли, что вы сняли 114 клипов?
— Сейчас уже больше.
— Но это же конвейер!
— Не-е! что значит — конвейер? Я с 1988 года этим занимаюсь. Но теперь — все. Гурцкая — единственный клип за год, в перерыве между фильмами. Вот вы говорите: 114 работ. А откуда они взялись? Из банального поиска заработка.
— Зарабатывая на клипах и рекламе, вы вряд ли бедствовали. Но в тот же период левачили на машине. Что-то не сходится...
— Левачил потом. Когда снял первый фильм «Катька и Шиз». После клипа «Посмотри в глаза» Ветлицкой мы с Федей (Бондарчуком —— прим. ред.) были на гребне успеха. Но я уже хотел делать настоящее кино, сделал его и за этот год выпал из всех тусовок.
— Кино не принесло денег?
— А я туда и не шёл за деньгами. Клип, который мы сняли и смонтировали за три дня, принёс мне 85% той суммы, что я получил за год работы над фильмом. Не так страшна потеря в деньгах, как потеря в связях, в накате. Хотя полгода я действительно жил трудно. Настолько, что в какой-то момент понял, что пора наниматься к кому-то на работу. У Федьки уже был «Арт-Пикчерз», Гоша Меклер с Мишей Хлебородовым создали «Рэд-видео». Ну что было делать-то? Дай Бог здоровья Гоше и Мише, которые дали мне возможность перебиться, и у которых я сделал 2 или 3 работы... Потом уже у меня появилась своя фирма, мы выпустили первый клип «Транзитный пассажир» Аллегровой. 10 лет прошло. Ёлки-палки!..
— Допустим, с клипами и рекламой вы меня убедили, это был не конвейер. Но вы и 4 фильма сделали за 4 года!
— Режиссёр должен каждый год снимать.
— Отчего же другие по 5-10 лет работают над одной картиной или просто годами ничего не снимают? Вам так фартит?
— Это тоже, конечно. Никто не знал, что «Бедная Саша» получится такой, какой она получилась. Всё было против этого. А потом, мужчина должен пахать. Я тыркался по разным местам, лез в коммерцию — и мне часто давали по шапке. Господь, думаю. А когда занимался своим делом, всё получалось. Вы думаете, что великие Андрей Арсеньевич Тарковский, которого я в детстве часто видел у нас дома, или Григорий Наумович Чухрай (царствие небесное обоим) заранее планировали: «Вот сейчас сниму на века»? Да упаси Господь! Каждый их фильм был всего лишь единицей на студии. Они должны были кормить семьи. Как и Кеосаян-старший. И другие. Но так как Бог дал им больше, чем остальным, то и получались «Андрей Рублев», «Баллада о солдате», «Неуловимые», «Летят журавли» Калатозова, «Судьба человека» Сергея Федоровича Бондарчука...
А то, что происходит сегодня, меня очень пугает. Любимейший мною Герман. Великий режиссёр великих фильмов «Проверка на дорогах» и «Мой друг Иван Лапшин». Я любому критику этих картин, если не хватит слов, горло перегрызу. Но сложилась, на мой взгляд, нехорошая тенденция. Вроде бы: а давай-ка я при жизни буду мастырить себе монумент. А как его мастырить-то? Ну, буду снимать кино лет 8. Чтобы все его 8 лет ждали, понимаешь.
«Есть у тебя что-то под шапкой? Сказать что-то хочешь?»
— Если вы о «Хрусталеве», там, мне кажется, даже не 8 — побольше срок будет...
— Чаплин мог себе позволить сделать 589 (!) дублей передачи цветка слепой девушке, а потом уехать в Альпы и думать. Он тратил свои деньги! Но главный-то вопрос: что на выходе? «Огни большого города» или «Хрусталев, машину!»?
— А мнение о «Хрусталеве» у вас какое?
— О-о.... Тяжёлое. Может, раскрываю профессиональную тайну, но у меня есть ощущение, что просто произошёл брак по звуку, который потом от безысходки был выдан за творческий ход.
— Может, вы работаете быстро потому, что не замахиваетесь на миллионы долларов, делая среднебюджетные картины? У Германа, помнится, все время были проблемы с деньгами.
— Замахиваться надо от возможностей. Смотрели «Мужской стриптиз»? Хорошая картина? Мне очень нравится: трогательная, с английским юмором. Так вот, стоила она миллион долларов, а принесла в прокате порядка 200. Вопрос не в том, замахиваешься или нет. Я делаю то, что мне интересно. Будет интересно поставить балет — пойду поставлю. Нагло сказал, да?
— Есть немножко. А всё-таки, если бы у вас были пресловутые 45 миллионов долларов?
— Речь же о другом. Вот «Баллада о солдате» — дорогой фильм? Конечно, нет. Так при чём тут бюджет? Это испорченное восприятие кинодействительности: было бы у меня столько-то миллионов, я бы снял ТАКОЙ фильм! Есть у тебя что-то под шапкой? Сказать что-то хочешь? Надо будет — и 45 миллионов найду.
— О чём вы никогда ни за какие деньги не снимете кино?
— Нельзя зарекаться. Но уверен, у меня не будет в фильме мата, хотя я матерщинник. Герои не будут убивать в реальном времени животных, как сжигали корову у Андрея Арсеньевича. И мне не интересна тема наркомании. Она может быть затронута, но снимать кино о медленном угасании жизни вряд ли буду.
— Простите, Тигран, что вы делали на компьютере все время, пока мы разговаривали?
— Почту смотрел, последние матчи NBA, NHL... Но, кажется, это не мешало нам?..
АиФ в MAX https://max.ru/aif
АиФ в Телеграм
Официальный канал АиФ https://t.me/aifonline
АиФ. Здоровье https://t.me/aif_health
АиФ. На даче https://t.me/aif_dacha
АиФ. Кухня https://t.me/aif_food
Вопрос-Ответ — вопросы, ответы, викторины и интересные факты обо всем на свете. https://t.me/aif_vo