Найти в Дзене
Toporskaya

Ню в СССР: запретный плод советского искусства

Можно ли говорить о ню в советском искусстве? Формально - нет. Официально нагота была вычищена из публичного пространства, оставив за собой лишь "обнажённое" тело трудящегося в формате плаката или спортивной хроники. Но чем жёстче запрет, тем ярче желание. И поэтому советская история ню -это не отсутствие, а двойная жизнь. В СССР тело принадлежало не самому человеку, а системе. Женщина должна была быть героиней труда, спортсменкой, матерью - но никак не музой. Мужчина - строителем коммунизма, а не объектом восхищения. Любая телесность быстро становилась "эротикой", а значит - идеологическим врагом. Поэтому в искусстве нагота существовала в двух крайностях: либо как классическое "воспитательное" наследие (античные скульптуры, "Рождение Венеры" Боттичелли - строго по учебнику), либо как подпольный формат, где художники рисковали обвинением в аморальности. Несмотря на строгую мораль, интерес к ню не исчезал. Художники собирались в маленьких мастерских, где проходили "закрытые" рисовальны
Оглавление

Можно ли говорить о ню в советском искусстве? Формально - нет. Официально нагота была вычищена из публичного пространства, оставив за собой лишь "обнажённое" тело трудящегося в формате плаката или спортивной хроники. Но чем жёстче запрет, тем ярче желание. И поэтому советская история ню -это не отсутствие, а двойная жизнь.

"Нагота - это буржуазные излишества"

В СССР тело принадлежало не самому человеку, а системе. Женщина должна была быть героиней труда, спортсменкой, матерью - но никак не музой. Мужчина - строителем коммунизма, а не объектом восхищения.

Любая телесность быстро становилась "эротикой", а значит - идеологическим врагом. Поэтому в искусстве нагота существовала в двух крайностях: либо как классическое "воспитательное" наследие (античные скульптуры, "Рождение Венеры" Боттичелли - строго по учебнику), либо как подпольный формат, где художники рисковали обвинением в аморальности.

-2

Тайные альбомы и подпольные студии

Несмотря на строгую мораль, интерес к ню не исчезал. Художники собирались в маленьких мастерских, где проходили "закрытые" рисовальные сессии с натурщицами.

Такие альбомы - с графикой, рисунками и фотографиями - хранились как семейные реликвии и передавались из рук в руки. Подобные работы не показывали на выставках, но именно они сохранили живую линию обнажённого искусства в советские годы.

-3

Фотография между спортом и эстетикой

Отдельного упоминания заслуживает фотография. Официальная пресса позволяла обнажённость лишь в формате спорта: гимнастки, пловцы, легкоатлеты. Всё остальное попадало в категорию "порнографии" - со всеми вытекающими последствиями.

Но именно в этот период формировалась культура домашней фото-эротики: любительские съёмки на "Зенит" или "ФЭД", проявка в ванной, хранение в закрытых альбомах. Эти снимки, пусть и наивные, были настоящим протестом: они показывали тело как личную, а не государственную собственность.

ТОП-5 самых ярких примеров цензуры обнажённого искусства в СССР

"Обнажённая" Пикассо - репродукции его картин нельзя было официально публиковать, считалось "идеологическим разложением".

Альбомы по истории искусств - обнажённые античные статуи ретушировались: стратегически прикрытые части тела, словно в "одежде".

Фильмы с элементами наготы - даже сцена купания могла быть вырезана или переснята с "скромным" костюмом.

Выставки живописи - некоторые работы художников снимали с экспозиций, если женская фигура казалась "слишком откровенной".

Фотографии спортсменок - в зарубежной прессе снимки советских гимнасток использовали как эстетические, а в СССР их публиковали строго в "патриотическом ключе", чтобы не намекало на эротичность.

П. Пикассо - "Лежащая обнаженная", 1932 г.
П. Пикассо - "Лежащая обнаженная", 1932 г.

Почему ню вернулось в постсоветское время?

С распадом СССР телесность хлынула в публичное пространство, и вместе с ней - растерянность. Долгие годы запрета привели к тому, что ню оказалось связано только с эротикой и коммерцией.

Лишь спустя десятилетия мы снова начинаем видеть в обнажённом теле не скандал, а красоту. Современное искусство возвращает ню его изначальный смысл: исследование человека через его телесность, гармонию, уязвимость и силу.

Сегодня: свобода или новый контроль?

Интересно, что круг снова замыкается. В XXI веке мы сталкиваемся с другой формой цензуры: социальные сети блокируют обнажённые изображения, даже если это искусство. Получается парадокс в советском пространстве цензура была идеологической, сегодня она - корпоративной. Но суть та же: тело снова оказывается "слишком".

История ню в советском пространстве - это история борьбы с невидимым врагом. Запретить тело невозможно. Его можно убрать с афиш и журналов, но оно всё равно будет жить - в рисунках, фотографиях, тайных альбомах и, главное, в человеческом желании видеть и чувствовать.

И, возможно, именно поэтому сегодня жанр ню так важен: он возвращает нам то, что долгие десятилетия пытались спрятать.

-5

📍 Naked Gallery, Ярославль, Трефолева 15А

🎧Включено в билет: аудиогид, доступ ко всей выставке, свободное посещение зала с инсталляцией.

🎟 Стоимость: 800₽

Подписывайтесь на наш телеграм канал и на группу в контакте