Такую тему эссе потребовалось написать в процессе моей учебы, но текст получился приличным по обьему, поэтому решил его разместить и сюда, ведь Промысл Бога интересный вопрос.
Можем ли мы познать Промысл Бога?
Вопрос, отрицающий возможность познавания Промысла Бога, может задать тот, кто не замечал в своей жизни этого действия Бога (частным Промыслом) или не изучал вопрос более широко (Общим Промыслом о мире), будем отталкиваться от этого объёма знаний и опыта у собеседника.
Опишем некоторые из действий Бога, которые покажут Его заботу о мире, народах, отдельных личностях. Будем ссылаться на Писание, а значит Библия должна быть авторитетным источником в беседе, для этого требуется некоторый уровень принятия информации от собеседника.
Заботится ли Бог о нас?
Листая историю грехопадения человечества, можно заметить неравнодушное отношение Бога к своим творениям.
После того, как Адам преступил заповедь, данную Богом в отношении плода на древе познания добра и зла Адам скрывается. Бог, зная о проступке Адама ищет его, обращаясь к нему и предоставляя попытку к пониманию Адамом его ошибки и возможности для начала покаяния. Впрочем, в дальнейшей истории человечества Бог ищет каждого заблудшего человека.
И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: Адам, где ты (Быт.3:9)?
Далее Бог последовательно обращается к патриархам Аврааму, Ною, Моисею и даже к целому еврейскому народу. Вскоре, уже через пророков происходит наставление и забота о душевном, духовном состоянии людей. Наконец, самая высокая жертва, которую приносит Бог для исправления ситуации с грехопадением человечества - распятие на кресте своего Сына Иисуса Христа, жертва эта также проявление любви, а значит и заботы о каждой родившейся и еще не родившейся душе.
Разберем кратко, но последовательно эти случаи:
В пустыне, когда евреи длительно там пребывали, Бог заботится о них, формирует их нравственность, врачуя их телесные немощи, питает их и даже прислушивается к просьбам Моисея, который пытается их защитить. Все это происходит, несмотря на регулярные проблемы этих людей по отношению к вере в Бога, к Самому Богу и к Моисею.
Примеры:
Бог хочет избавить свой народ от рабства:
И вот, уже вопль сынов Израилевых дошел до Меня, и Я вижу угнетение, каким угнетают их Египтяне. Итак пойди: Я пошлю тебя к фараону [царю Египетскому]; и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых (Исх.3:9-10).
Бог ведет народ через море:
А сыны Израилевы прошли по суше среди моря: воды [были] им стеною по правую и [стеною] по левую сторону. И увидели Израильтяне руку великую, которую явил Господь над Египтянами, и убоялся народ Господа и поверил Господу и Моисею, рабу Его. (Исх.14:29,31).
Бог кормит людей в пустыне:
И поднялся ветер от Господа, и принес от моря перепелов, и набросал их около стана, на путь дня по одну сторону и на путь дня по другую сторону около стана, на два почти локтя от земли (Чис.11:31).
В каждой из ситуаций, где проявлялись негативные качества этого строптивого народа, Бог исправляет ситуацию, если это требуется, даже через умерщвление. Например, когда часть евреев подняли бунт, требовалось удалить именно бунтовщиков, чтобы остальные не повредились.
И собрались против Моисея и Аарона и сказали им: полно вам; все общество, все святы, и среди их Господь! почему же вы ставите себя выше народа Господня (Чис.16:3)?
и сошли они со всем, что принадлежало им, живые в преисподнюю, и покрыла их земля, и погибли они из среды общества (Чис.16:33).
Как мы знаем Бог не меняется, не подлежит переменам, это его свойство.
Это видно из:
Ибо Я – Господь, Я не изменяюсь; посему вы, сыны Иакова, не уничтожились (Мал.3:6).
Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же (Евр.13:8).
Это означает, что Бог заботится не только в прошлом и не только о евреях и некоторых из представителей человеческого рода, а в целом о вселенной, о каждом существе в этом мире.
Все это также видно из слов самого Христа:
Итак, не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф.6:31-33).
Он говорит, что все под Его контролем, все под его присмотром:
Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц (Мф.10:29-31).
Одним из главных указаний на присутствие Промысла Бога в нашем мире является то, что Бог завершает творение мира, но не перестает его поддерживать:
И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал (Быт.2:2).
Иисус же говорил им: Отец Мой доныне делает, и Я делаю (Ин.5:17).
Воля Бога или Его Промысл?
Также стоит рассмотреть популярный вопрос "А какая Воля Бога?"
Святой Иоанн Дамаскин говорит: «Промысл есть воля Божия, по которой все целесообразным образом управляется».
Классический ответ, который обычно дается: "Вся Воля Бога заключена в Писании" читай Библию и найдешь свой ответ. Однако человек ищет ответ на конкретный вопрос, чтобы решить проблему или потенциально сложную ситуацию и не всегда ориентирован на изучение Писания, как инструкции по спасению. Тот, кто спрашивает, вероятно не всегда осознает, что ситуация уже сформирована Промыслом, в ответ на действия этого человека. А Бог благ и хочет добра, поэтому самая сложная, скорбная ситуация, через время выведет этого человека к полезному результату для его души.
Пытаясь решить сложную ситуацию, можно искренне помолиться и ждать действий Бога в ответ. Если же обязательно требуется озвученная Воля по частному случаю, прибегают к тем, кто несет на себе служение пророка - старцам.
Бог свят, поэтому чтобы настроиться на его "частоту" нужен труд над собой, этот труд делает человека очищенным, отделенным от греха, святым, эти труженики и есть старцы, которые могут общаться с Богом мысленно, духовно. К ним люди идут за познанием Его Воли.
Как говорил прп.Паисий Святогорец:
"чтобы настроиться на одну частоту с Богом, необходимо свой передатчик настроить на частоту любви, а приёмник на частоту смирения; чтобы Бог слышал нас и чтобы мы Его слышали, ведь Его частота — это любовь–смирение. Человек должен трудиться, сколько может, чтобы поймать эту частоту. Тогда он войдёт в общение с Богом, и его ум будет постоянно пребывать в Боге."
(Святогорец Паисий книга "О молитве" глава 4)
Результат ответа старца будет таким же, как и в первом случае, с обращением в молитве самостоятельно, но спрашивая о воле, нужно будет исполнять то, что ответит старец, т.к. ответ это Слово Бога, если его не исполнять, решения проблемы не наступит. А зная, что мы обратились не просто к человеку, а к Богу, ответственность за непринятие Его Воли будет более серьезная. Ведь мы посчитали Волю за ничто и отвергли ее. Другими словами, человек злоупотребил знанием о Воле, и Бог направит его в нужное русло как несмышленого ребенка.
Общий Промысл не всегда открыт людям, даже святым, ведь из жития прп.Антония Великого мы знаем, о том, что святой недоумевал по поводу мучения праведников и благоденствия злодеев, на что ему ответил Бог:
«Антоний, внимай себе и не подвергай твоему исследованию судеб Божиих, потому что это душевредно»
Воля Бога распространяется на всех, и на христиан, и на язычников, на животных и горы, на всю вселенную.
В Его руке душа всего живущего и дух всякой человеческой плоти (Иов.12:10)
Он покрывает небо облаками, приготовляет для земли дождь, произращает на горах траву и злак на пользу человеку; дает скоту пищу его и птенцам ворона, взывающим к Нему (Пс.146:8–9)
Резюмируя, можно сказать, что Бог не оставил сотворенный мир без присмотра, Он здесь, Он тот же, как и во времена ветхозаветных патриархов, Он забоится о своем творении, Он обязательно выведет каждого на верную дорогу, главное Ему не мешать.
Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же (Евр.13:8).