Найти в Дзене
Historia

Ордалии и компургации

Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новую статью. Существует несколько версий происхождения термина «ордалия»: 1) от немецкого слова «Urteil» (истина); 2) от англосакского “ordol” (приговор); 3) от латинского “ordalium” (приговор, суд). Подобная судебная практика существовала в разных государствах. Ордалия – это испытание в судебном разбирательстве, подразумевающее вмешательство сверхъестественных сил. Испытанию мог подвергнуться обвиняемый, обвинитель или они оба, а также их представители. Считалось, что высшие силы помогут невиновному пройти испытание. Можно выделить односторонние и двусторонние ордалии. Так, к односторонним относятся испытания кипящей водой, каленым железом, холодной водой, хлебом или сыром, проход под торфом и пр. Двусторонней ордалией являлся судебный поединок. Известный историк А. Я. Гуревич рассматривал ордалии как особую разновидность пытки. При этом, в отличие от пытки, применяемой только к низшим слоям населения, ордалии могли подвергнуть любого, незави

Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новую статью.

Существует несколько версий происхождения термина «ордалия»: 1) от немецкого слова «Urteil» (истина); 2) от англосакского “ordol” (приговор); 3) от латинского “ordalium” (приговор, суд). Подобная судебная практика существовала в разных государствах. Ордалия – это испытание в судебном разбирательстве, подразумевающее вмешательство сверхъестественных сил. Испытанию мог подвергнуться обвиняемый, обвинитель или они оба, а также их представители. Считалось, что высшие силы помогут невиновному пройти испытание.

Можно выделить односторонние и двусторонние ордалии. Так, к односторонним относятся испытания кипящей водой, каленым железом, холодной водой, хлебом или сыром, проход под торфом и пр. Двусторонней ордалией являлся судебный поединок. Известный историк А. Я. Гуревич рассматривал ордалии как особую разновидность пытки. При этом, в отличие от пытки, применяемой только к низшим слоям населения, ордалии могли подвергнуть любого, независимо от статуса. Обычно к ордалиям прибегали, если не хватало явных доказательств для обвинения, а также когда дело касалось фелонии, то есть тяжких преступлений: измена правителю, убийство, поджог и т.п.

Барельеф Бамбергского собора, изображающий суд над женой императора Священной Римской империи Генриха II, Кунигундой. После того, как ее обвинили в супружеской измене, она доказала свою невиновность, пройдя по раскаленным лемехам плуга. Источник: Wikimedia
Барельеф Бамбергского собора, изображающий суд над женой императора Священной Римской империи Генриха II, Кунигундой. После того, как ее обвинили в супружеской измене, она доказала свою невиновность, пройдя по раскаленным лемехам плуга. Источник: Wikimedia

В Англии до нормандского завоевания практиковались разнообразные ордалии. Например, ордалии кипящей водой, которые могли быть простые или тройные. При простой руку опускали в кипящий котел на глубину кулака, при тройной – на локоть: в зависимости от того, на какой глубине находился камень, который испытуемый должен был достать из котелка.

Ордалии каленым железом тоже подразделялись на одинарную и тройную. При одинарной использовали брусок железа весом в один фунт – его надо было пронести в руке на расстояние в 9 футов. При тройной ордалии брусок весил уже три фунта. После того, как испытуемый проносил брусок, его руку обматывали повязкой. Через три дня бинты снимали, и потому, как заживала рука, судья определял виновен человек или нет. Следы сильных ожогов трактовались как изобличающие вину: “9 отмеренных шагов должны быть разделены на 3 части, по 3 (шага) в каждой: на первый знак у столба (испытуемый) должен стать своей правой ногой; на второй – левой; затем поставить правую ногу на третий знак и, бросив железо, поспешить к святому алтарю. И (его) рука должна быть запечатана и на третий день обследована, является ли она под этой печатью виновной или чистой”.

Проведение ордалий в Англии находилось под контролем Церкви. Примечательно, что наиболее гуманный вид ордалии через жевание хлеба или сыра был привилегией священников. Во время этой ордалии обвиняемый должен был прожевать кусок ячменной лепешки или сыра весом в одну унцию, не подавившись и не поперхнувшись.

Уже после нормандского завоевания в Англии стали практиковать судебные поединки. Эту практику использовали вплоть до XVI века. Противоборствующие стороны могли использовать baculus cornutus (пику длиной от 1,8 до 2,7 метра с железным наконечником), мечи, тяжелые молоты – «колуны» и пр. Судебные поединки могли также носить массовый характер (к примеру, «Битва кланов» в шотландском городе Перте в 1396 г. или массовый судебный поединок в Ирландии в 1583 г.).

Изображение судебного поединка из дрезденского кодекса Саксеншпигеля (XIV в.), иллюстрирующее положение о том, что два бойца должны "делить солнце", то есть встать так, чтобы ни у одного из них не было преимущества. Источник: Wikimedia
Изображение судебного поединка из дрезденского кодекса Саксеншпигеля (XIV в.), иллюстрирующее положение о том, что два бойца должны "делить солнце", то есть встать так, чтобы ни у одного из них не было преимущества. Источник: Wikimedia

При тяжких преступлениях частью ордалии могла быть очистительная клятва – компургация. В Англии она просуществовала до периода правления Генриха II (1154–1189) и потеряла свое значение под влиянием Кларендонских Ассиз. В менее тяжких преступлениях клятва могла заменить ордалию. Чаще очистительная клятва использовалась в городах, обладающих иммунитетом. Компургация не могла применяться в случае, когда существовало очевидное доказательство вины. Помимо этого, существовали правила проведения компургации.

Очистительную клятву должны были подтвердить соприсяжники. Первоначально в Англии соприсяжники (6 или 12 человек) избирались из членов рода обвиняемого. Исключение составляли государственные служащие-клерки, которые должны были искать соприсяжников среди своих коллег. В XIV веке большинство городских жителей прибегали к помощи друзей или коллег по ремеслу. Стоит отметить, что соприсяжники присягали не в пользу наличия или отсутствия вины, а для подтверждения того, что обвиняемый и его очистительная клятва достойны доверия.

Компургация в Лондоне в XII–XIII вв. предполагала поиск 36 соприсяжников. Их должен был искать не сам обвиняемый, а один из членов городского совета. При этом половина соприсяжников должна была быть с правого берега Walbrook (ручья, протекавшего по территории старого Лондона), половина – с левого.

В сборниках городских обычаев встречаются ритуалы очистительной клятвы, ведущие свое начало с языческих кельтских времен. К примеру, клятва “super mortum” (клятва над мертвым телом), которую давал оставшийся в живых свидетель на могиле умершего. Это расценивалось как свидетельство мертвого, поскольку считалось, будто тень умершего на духовном уровне может свидетельствовать во время произнесения сакральной клятвы. В англосаксонском праве существовала ордалия под названием “the ordeal of the bleeding corps”. Во время данной ордалии к убитому, лежащему в гробу, подводили подозреваемого, который должен был несколько раз обойти вокруг гроба. Если мертвец начинал кровоточить или у него изо рта выступала пена, это означало, что подозреваемый был виновен.

В судебной практике средневековой Руси также существовал обычай священной клятвы, называвшийся присягой или «ротой». Например, 116 статья Псковской судной грамоты (1397 г.) гласила: “Если кто-нибудь будет обвинять другого в поджоге, а улики никакой не будет, то обвиняемый может очистить себя вольной присягаю”. Обвиняемый мог принести присягу в тяжбах, не превышающих определенной стоимости, или по договорам, заключенным без свидетелей. Сущность присяги заключалась в призвании Бога в свидетели истинности показаний сторон. Также обвинения могли быть сняты с помощью клятвы «послухов»-соприсяжников.

Псковская судная грамота. Источник: Wikimedia
Псковская судная грамота. Источник: Wikimedia

В 21 статье Пространной редакции Русской правды указывалось, что в случае, если не нашлись желающие выступить в качестве «послухов», применялось испытание железом. Выбор ордалии зависел от суммы убытков: испытание водой применялось при убытках на сумму менее полугривны, а испытание железом – на сумму более полугривны.

Испытание железом проводилось двумя способами: 1) обвиняемый держал в руках кусок раскаленного железа; 2) обвиняемый должен был пройти по раскаленным сошникам (сошник – острый наконечник плуга/сохи). Решение о виновности или невиновности, как и в Англии, принималось на основании того, насколько быстро у обвиняемого заживали ожоги. При испытании водой обвиняемый должен был какое-то время продержать руку в кипятке, и решение суда также зависело от скорости заживания ран.

Судебный поединок также использовался; в древнерусском праве он получил название «поле». «Поле» было широко распространено на Руси в XIII–XVI вв. Судебным поединком разрешались тяжкие преступления, а также дела о займах и земельных тяжбах. Кроме обвинителя и обвиняемого, на «поле» бились и их свидетели-послухи. Как часть священной клятвы перед боем противники целовали крест. Побежденный или убитый на поле человек считался виновным, и дело решалось в пользу победителя. Побежденным также считался и тот, кто не являлся на поле.

В Псковской судной грамоте оговаривалось, что бойцы должны были быть равны по физической силе: “Если ответчиком, которому придется состязаться на поединке с послухом, окажется человек престарелый, или малолетний, или с каким-нибудь увечьем, или поп, или монах, то он имеет право выставить за себя наемного бойца, послух же ни в коем случае не может заменять себя наемным бойцом”. Женщины также могли участвовать в судебном поединке: “Если (две) женщины приготовлены к судебному поединку, то ни одна из них не может выставить вместо себя наемного бойца”.

Русская православная церковь осуждала обычай судебных поединков. К примеру, Митрополит Петр требовал трупы убитых на «поле» бросать псам, а победителей не причащать в течение 20 лет. Новгородский митрополит Фотий в послании 1410 года грозил лишением сана священнику, давшему причастие участнику судебного поединка накануне боя или похоронившему погибшего в “поле”. В Стоглаве осуждались те, кто накануне судебного поединка обращался к колдунам с просьбой отвести от них поражение и перед самым боем целовал крест: “Да в нашем же православии тяжутся нецыи же непрямо, тяжутся и поклепав крест целуют или образы святых и на поле бьются и кровь проливают, и в те поры волхвы и чародейники от бесовских научений пособие им творят”.

В Новгороде в XII-XV вв. существовала своеобразная казнь – «свержение с моста», которая несла черты ордалии. “Свержением с моста” могли покарать за государственную измену, крамолу, грабежи и поджог. Эта казнь проводилась на Великом мосту через реку Волхов (ширина реки в Новгороде около 250 м.).

Рисунок из Лицевого летописного свода (XVI век), изображающий поломку Великого моста в Новгороде. Источник: Wikimedia
Рисунок из Лицевого летописного свода (XVI век), изображающий поломку Великого моста в Новгороде. Источник: Wikimedia

Первоначально шло осуждение, на котором у обвиняемого был шанс оправдаться. Если человека признавали виновным во время обсуждения, то его подвергали избиению, после чего скидывали с моста в реку. Можно сказать, что избиение заменяло веревки, т.е., в отличие от ордалий в Западной Европе, подвижность человека ограничивалась не веревками, а за счет телесных повреждений. Поскольку избитого человека скидывали в самом широком месте реки, чаще всего “свержение” приводило к смерти преступника, однако в случае божественного вмешательства и спасения человек подлежал помилованию.

В качестве примера такого “божественного” спасения можно привести историю посадника Якуна Мирославовича. В 1141 году его обвинили в государственной измене. Он пытался бежать, но был схвачен и возвращен в Новгород. Вечевой суд приговорил его к “свержению с моста”. Однако во время казни посадника прибило к берегу, что, вероятно, было воспринято как божественное вмешательство. В итоге казнь заменили штрафом в 1000 гривен и тюремным заключением.

Источники:

Хрестоматия памятников феодального государства и права стран Европы. М. Гос. изд. юр. лит. 1961.

Псковская грамота (1397) : [Электронный ресурс]. URL: https://dosros.ru/upload/iblock/9f4/h73525y2nk3cn3hg0uwudgq2agovhk3a.pdf

Золотарев А. Ю. Ордалии в англо-нормандское время // Известия Саратовского университета. Новая серия, Сер. История. Международные отношения. 2018. Т. 18, вып. 3.

Дряхлов В.Н. «Верная улика» в восприятии «Салической Правды» // Вестник ВолГУ. Серия 4, История. Регионоведение. Международные отношения. 2018. Т. 23. № 6.

Винокурова М.В. Обвинение, оправдание, наказание в обычном праве малых городов средневековой Англии // НОВОЕ ПРОШЛОЕ. THE NEW PAST, №3, 2016.

Хащина Э.Э. Характеристика обвинительного типа судебного процесса // Историко-правовые проблемы: новый ракурс. Право, 2015.

Михайлова И.Б. Полевой поединок – норма права в средневековой Руси // История повседневности. История и археология, 2016.

Рагунштейн А.Г. «Свержение с моста» как форма наказания в новгородской республике XII–XV вв. (по летописным данным) // Историко-правовые проблемы: новый ракурс. История и археология, 2012.