В суровых условиях Заполярья «Роснефть» реализовала проект, аналогов которому в России ещё не было
Сегодня мы расскажем, как «Роснефть» построила подземную ёмкость для нефти в краю бесконечных зим и коротких лёт – на Таймыре. Первая в России подземная нефтебаза за Полярным кругом вошла в рабочий режим в сентябре 2025 года.
Кажется, совсем недавно мы побывали в Новосибирске, проследив за строительством синхротрона СКИФ, вернулись из длительного путешествия вдоль ВСТО – стальной артерии от Сибири до океана, и с интересом знакомились с характеристиками ледовой станции «Северный полюс». Теперь же пришло время отправиться на Крайний Север, где в условиях вечной мерзлоты был реализован проект, не имеющий аналогов в России. Недавно на полуострове Таймыр заработало первое в стране подземное нефтехранилище «Восток Ойл» – стратегический объект, который обеспечит энергетическую безопасность Арктики и защитит её хрупкую природу.
Когда говорят о «Восток Ойл», имеют в виду не одну скважину и не один порт, а большую карту планов: сотни тысяч гектаров с лицензиями, тысячи километров инфраструктуры и ставку на энергию, которая будет двигать страну в ближайшие десятилетия. Ресурсная база проекта оценивается в миллиарды тонн нефти, а государственная поддержка превращает его в вопрос не только корпоративной стратегии, но и региональной политики.
Идея, рожденная в условиях кризиса
Обычно нефть хранят в наземных резервуарах – такие металлические гиганты можно увидеть на нефтепромыслах, в портах и нефтеперерабатывающих заводах. Технологии их строительства отрабатывались с XIX века, однако у этих конструкций есть серьёзные недостатки: они дороги в сооружении и уязвимы к внешним воздействиям. На Крайнем Севере к этому добавляется ещё одна проблема – на вечной мерзлоте крайне сложно обеспечить надёжность фундамента наземного нефтехранилища.
Обычная наземная нефтебаза. Фото: rosneft.ru
История же создания хранилища, находящегося под землёй, началась в 2020 году – тогда, когда мир столкнулся с пандемийными ограничениями, вызвавшими резкое падение спроса и цен на нефть. В это же время всерьёз заговорили о необходимости создания стратегического резерва «чёрного золота». Эксперты Российского газового общества заявляли, что его оптимальный объём должен составлять 10-20% от годовой добычи – до 100 миллионов тонн. По оценкам специалистов, на создание таких хранилищ «с нуля» требовалось 10-12 лет. Но если использовать инфраструктуру истощённых месторождений, заявляли они, можно было уложиться в 3-5 лет.
В 2021 году дочерние общества «Роснефти» получили лицензии на изучение пригодности таких участков, в 2023-м проект одобрили Роснедра. Это означало переход от теории к практике: геологи, проектировщики и логисты получили «зелёный свет». Теперь предстояло в условиях, где простой на несколько недель оборачивается месячными задержками и миллионами дополнительных расходов, проект «довести». Решения, принятые на этих этапах, во многом и определили форму хранилища, его расположение и привязку к действующим месторождениям.
Бурение в условиях Арктики производится с применением уникальных комплексов. Фото: Пресс-служба ПАО «НК Роснефть»
Зачем подземное хранилище Арктике
Необходимость создания подобного сооружения продиктована суровыми климатическими условиями Крайнего Севера. Традиционные наземные резервуары, размещенные в зоне вечной мерзлоты, отличаются недостаточной надёжностью и зачастую становятся причиной утечек, нанося ущерб окружающей среде.
«Никогда в Российской Федерации не было нефтехранилищ. Всегда нефть в трубу поставлялась. С учётом последних событий и с учётом отсутствия инфраструктуры в Арктической зоне в ряде регионов понадобилось создать нефтехранилище. Соответственно, нефть будет размещаться в этих нефтехранилищах, чтобы не сжигать её в период опытно-промышленных работ», - разъясняет отраслевой эксперт, начальник управления геологии нефти и газа, подземных вод и сооружений Роснедр Нина Ерофеева.
Нина Ерофеева. Фото: dzen.ru / Дальневосточный энергетический форум «Нефть и газ Сахалина»
Действительно, до сих пор стратегическими хранилищами нефти в России служили сами месторождения. Но небольшие оперативные кладовые, где чёрное золото могло бы временно сохраняться на этапе ввода его в эксплуатацию или в период ремонта перекачивающего оборудования, были крайне необходимы. Хотя бы с точки зрения экологической безопасности! Ведь зачастую извлечённую из недр нефть, как и сказала эксперт, приходилось просто сжигать. А это наносило окружающей среде огромный вред.
Арктические особенности проекта
Подземное нефтехранилище, построенное на Таймыре, предназначено для оперативного, а не стратегического хранения нефти. Оно обеспечивает бесперебойную добычу на месторождениях Арктической зоны, в частности на Иркинском, Пайяхском и Песчаном участках.
Инженерная подготовка площадки на месте строительства НПС «Пайяха». Фото: «РН-Ванкор»
Нужно ли говорить, что реализация проекта требовала нестандартных инженерных решений – в условиях вечной мерзлоты строители нефтехранилища сталкивались с многочисленными трудностями. Это была шахматная партия с природой: ход за ходом, с учётом времени года и ледовой обстановки. Летом большие партии грузов шли морем по Северному морскому пути, затем пласты металла и техники перегружали на баржи и везли вверх по рекам, а зимой этим же маршрутом двигались тяжёлые колонны по временным зимним дорогам. Каждый компонент приезжал к чётко назначенному моменту: если одна деталь застревала в порту, приходилось перестраивать весь график.
Строительство нефтеналивного терминала и причала порта «Бухта Север». Фото: Пресс-служба ПАО «НК Роснефть»
На площадке проводили геологические съёмки, укрепляли основания, проектировали систему контроля за температурой и герметичностью – всё, чтобы мерзлота осталась в покое, а нефть в сохранности. Однако у подземной конструкции есть безусловные плюсы: она, в отличие от традиционных наземных резервуаров, меньше подвержена температурным колебаниям, что особенно важно в условиях Арктики, где перепады могут достигать 70 градусов в год. Это обеспечивает стабильность условий хранения и значительно снижает риски аварий. Так хранилище стало частью крупнейшего в современной мировой нефтегазовой отрасли проекта «Восток Ойл», ресурсная база которого на севере Красноярского края составляет свыше 6 миллиардов тонн премиальной малосернистой нефти.
Значение для региона и страны
Запуск подземного нефтехранилища на Таймыре – это не просто техническое достижение. Это событие имеет стратегическое значение для всего арктического региона и России в целом. Для жителей Крайнего Севера оно означает новые рабочие места и развитие инфраструктуры. В рамках проекта «Восток Ойл» планируется строительство 15 промысловых городков, трёх аэродромов, масштабное обновление речной инфраструктуры Енисея. Трудно переоценить значение проекта и для российской экономики в целом.
Проект создаст около 100 тысяч рабочих мест. Фото: «РН-Ванкор»
«Восток Ойл» станет одним из самых экологичных проектов в мире – его углеродный след, согласно прогнозам, будет на 75% ниже, чем у других новых крупных нефтяных проектов. Это достигнуто за счёт полной утилизации попутного нефтяного газа и использования ветрогенерации для энергоснабжения объектов.
Арктика сохраняет память о каждом промахе человека: утечка или ошибка здесь не забываются поколениями. Традиционные наземные резервуары нередко становились причиной загрязнения тундры, а новая технология позволяет хранить нефть безопасно. Подземное хранилище для экологии Заполярья – настоящий прорыв. Оно минимизирует риски разливов нефти, которые особенно опасны в условиях столь хрупкой экосистемы.
Нефть «Восток Ойла» уже названа «зелёной». Фото: Пресс-служба ПАО «НК Роснефть»
Проект также укрепит позиции России в Арктике – ключевом регионе для глобальной энергетики будущего. Близость же к Северному морскому пути открывает возможность поставок сырья с месторождений «Восток Ойла» сразу в двух направлениях – на европейские и азиатские рынки.
Взгляд в будущее
Подземное нефтехранилище на Таймыре – только часть грандиозного проекта «Восток Ойл», который включает освоение месторождений Ванкорского кластера, Пайяхской группы, Западно-Иркинского участка и Восточно-Таймырской группы. Это – шанс для края получить устойчивую экономическую активность. Но важно помнить: технологическая мощь должна идти в ногу с ответственностью. От этого зависит не только успешность проекта, но и судьба людей, которые живут под северным небом, и природы, которую мы должны беречь вместе.
Таймыр. Фото: gazetazp.ru / Денис Кожевников
Подземное нефтехранилище на Таймыре, как и другие герои наших публикаций, демонстрирует, что даже в самых сложных условиях человеческий гений способен находить нестандартные решения, открывающие новые горизонты для развития всей страны.
Наталья Смирнова
Заглавное фото: Михаил Гончаров