Найти в Дзене
SteinTank

Огнемётные танки Туманного Альбиона

Ave, господа! Цикл исторических статей продолжается, и на очереди огнемётные танки Великобритании. Англичане были первыми, кто применил танк на поле боя, а их военная промышленность времён Второй Мировой просто поражает. Но как они справились с задачей установки огнемёта в танк? Давайте разбираться. Департамент нефтяного вооружения (Petroleum Warfare Department, PWD) — это те самые "безумные британские учёные", которые подарили военным такие проекты как «Горящие моря», зенитные огнемёты и знаменитый Churchill Crocodile. В начале Второй Мировой, когда над Британией нависла угроза немецкого вторжения, одной из главных проблем была возможная высадка вражеского десанта. Для противодействия немцам PWD разработали несколько огнемётных автомобилей, которые могли сжигать немецкие планеры и десант как в воздухе, так и на земле, охраняя аеродромы и другие стратегические объекты. Основным вооружением был мощный напорный огнемёт, способный выбрасывать огнесмесь не только по настильной траектории (
Оглавление

Ave, господа! Цикл исторических статей продолжается, и на очереди огнемётные танки Великобритании. Англичане были первыми, кто применил танк на поле боя, а их военная промышленность времён Второй Мировой просто поражает. Но как они справились с задачей установки огнемёта в танк? Давайте разбираться.

Cockatrice

Департамент нефтяного вооружения (Petroleum Warfare Department, PWD) — это те самые "безумные британские учёные", которые подарили военным такие проекты как «Горящие моря», зенитные огнемёты и знаменитый Churchill Crocodile.

Зенитный огнемёт PWD в действии: 30-метровый факел огня должен был оказать психологический эффект на вражеских лётчиков и затруднить поражение цели;
Зенитный огнемёт PWD в действии: 30-метровый факел огня должен был оказать психологический эффект на вражеских лётчиков и затруднить поражение цели;

В начале Второй Мировой, когда над Британией нависла угроза немецкого вторжения, одной из главных проблем была возможная высадка вражеского десанта. Для противодействия немцам PWD разработали несколько огнемётных автомобилей, которые могли сжигать немецкие планеры и десант как в воздухе, так и на земле, охраняя аеродромы и другие стратегические объекты. Основным вооружением был мощный напорный огнемёт, способный выбрасывать огнесмесь не только по настильной траектории (до 100 метров), но и вертикально (да, это тот самый "зенитный огнемёт"). Некоторые машины также оснащались зенитными пулемётами Vickers K. Всего было 2 основные модификации:

Heavy Cockatrice;
Heavy Cockatrice;

🔥 Heavy Cockatrice (Тяжелый Василиск) использовал шасси 4-тонного грузовика AEC Matador или его специальной трехосной модификации. Было собрано всего 6 машин, все они поступили в Королевские ВВС (RAF) для защиты аэродромов.

🔥 Light Cockatrice (Легкий Василиск) базировался на 3-тонном грузовике Bedford QL 4x4. Был более маневренным и предназначался для защиты прибрежных баз, особенно аэродромов Королевского военно-морского флота. Было построено около 60 единиц.

«Василиск» мог использоваться как зенитный огнемёт, хотя реальная эффективность такого решения была под вопросом;
«Василиск» мог использоваться как зенитный огнемёт, хотя реальная эффективность такого решения была под вопросом;

Боевое применение огнемётных грузовиков так и не состоялось. В начале войны вторжение Германии казалось неизбежным, но после того как немцы сосредоточились на Восточном фронте, необходимость в оборонительных огнемётных грузовиках отпала. Они не обладали достаточным бронированием и совсем не подходили для атаки позиций противника, поэтому британцы начали разработку более защищённых огнеметных машин.

Churchill Oke

В 1942 году Британия и Канада планировали высадку на французское побережье Ла-Манша, проект получил название «Высадка в Дьеппе» (Dieppe Raid). Порт Дьепп находился на оккупированном немцами севере Франции, и для прорыва обороны требовалась особая подготовка и специальная техника.

Карта высадки в Дьеппе;
Карта высадки в Дьеппе;

Проект майора Дж. М. Оука (Major J.M. Oke) предназначался как раз для этой операции, и был построен на базе Churchill Mk II. Модификация была максимально простой: на место курсового пулемёта устанавливался огнемёт "Ronson", а на корме танка крепился бронированный резервуар с огнесмесью. Основное орудие при этом сохранялось.

Churchill Oke с собственным именем «Bull». На фото отчётливо видно бак с огнесмесью и идущие от него трубки;
Churchill Oke с собственным именем «Bull». На фото отчётливо видно бак с огнесмесью и идущие от него трубки;

Дальность метания огнесмеси не превышала 60 ярдов (55 метров), а боезапас составлял 360 литров. Для операции в Дьеппе было построено три Churchill Oke, которые получили имена "Boar" (Кабан), "Bull" (Бык) и "Beetle" (Жук). Все три танка были переданы 14-му канадскому танковому полку.

Churchill Oke с собственным именем «Boar»;
Churchill Oke с собственным именем «Boar»;

Но боевое применение Churchill Oke не задалось:​ "Bull" застрял в воде, так и не добравшись до берега, а "Boar" и "Beetle" были быстро обездвижены и уничтожены.

Churchill Oke с собственным именем «Beetle»;
Churchill Oke с собственным именем «Beetle»;

Впрочем, неудачу потерпела вся операция: за 4 часа союзники потеряли 3623 человека и отступили. Потери немцев составили всего 561 солдата. Но полный провал в Дьеппе никак не повлиял на создание новых британских огнемётных танков.

Историческое фото высадки в Дьеппе. Горящие транспортные суда, обездвиженные танки, раненные солдаты — это была тренировка перед «Днём D»;
Историческое фото высадки в Дьеппе. Горящие транспортные суда, обездвиженные танки, раненные солдаты — это была тренировка перед «Днём D»;

Valentine Flamethrower

После разработки огнемётных грузовиков Департамент нефтяного вооружения (PWD) переключился на танки. И первым же проектом было тестирование двух крайне интересных концепций на базе Valentine.

Один из прототипов получил зажигательный миномёт (flame mortar), который вместо огнесмеси выбрасывал зажигательные бомбы. При попадании в цель они взрывались и разбрасывали огнесмесь, поражая живую силу и технику противника.

Второй прототип тоже получил необычную конструкцию. Вместо размещения огнесмеси внутри танка британские инженеры решили использовать... Прицеп. Это позволило сохранить пространство в боевом отделении, а после опустошения резервуара просто отстегнуть ненужный балласт.

Из двух прототипов именно этот был признан наиболее перспективным. Но Valentine не обладал достаточной бронёй, подвижностью и проходимостью для того, чтобы тащить за собой огромный прицеп с огнесмесью, поэтому в качестве шасси для серийного огнемётного танка решили выбрать Churchill. Два собранных прототипа Valentine FT не принимали участия в боевых действиях, но стали важным шагом в разработке британских огнемётных танков.

Churchill Crocodile

Крокодил стал дальнейшим развитием Valentine FT. Идея расположить боезапас огнемёта в бронированном прицепе оказалась удачной, поэтому Churchill получил 6,5-тонный прицеп с огнесмесью на 1800 литров, соединённый с огнемётом "Crocodile", заменившим курсовой пулемёт. Дальность огнеметания достигала 140 метров. С учётом брони и вооружения Черчилля машина получилась по-настоящему пугающей и смертоносной. Конструкция оказалась настолько удачной, что было произведено 800 танков.

-13

Churchill Crocodile успешно применялся в Нормандской компании, боях за Брест, штурме Хертогенбоша (Нидерланды), операции «Клиппер» (штурм Гейленкирхена, Германия) и других боях на Западном фронте. Даже после окончания Второй Мировой британский Крокодил не остался без дела, приняв участие в Корейской войне.

Sherman Crocodile

Американцы были настолько впечатлены успехом Churchill Crocodile, что заказали у британцев разработку огнемётного танка на базе M4 Sherman.

Проект получил всё тот же прицеп на 1800 литров, но при этом Sherman сохранял и основное орудие, и курсовой пулемёт, а огнемёт Crocodile монтировался рядом с люком радиста.

Но американцы посчитали проект слишком сложным, и приняли решение создать собственный огнемётный M4 Zippo. Всего было построено 4 прототипа Sherman Crocodile, которые были переданы 739-му танковому батальону США. Они участвовали в одной крупной операции в феврале 1945 года — "Операция "Граната"" (Operation Grenade), где использовались для штурма средневековой цитадели в городе Юлих, Германия. Их мощные огнеметы оказались крайне эффективны при уничтожении укрывшихся гарнизонов в бункерах и укреплениях.

Matilda Frog

Matilda II активно использовалась не только британцами, но и их союзниками, и австралийцы не стали исключением: в их танковых войсках насчитывалось более 400 танков Matilda. В начале войны эти машины были практически неуязвимы, но их 40-мм орудия не обладали достаточной огневой мощью. Решением стала замена основного орудия Матильды на огнемёт.

Чертёж размещения огнемётного оборудования;
Чертёж размещения огнемётного оборудования;

Баллоны со сжатым газом и бак с огнесмесью расположили в корпусе, а с дополнительным сбрасываемым баком на корме общий боезапас составил 1100 литров. Дальность стрельбы достигала внушительных 100 метров. Экипаж сократили с 4 до 3 человек, а машина получила сложное название Flamethrower Transportable Frog (Aust) No. 2 Mk I, которое быстро сократили до Matilda Frog. Всего было построено 25 танков, которые активно применялись на Тихоокеанском фронте.

Основной целью «Лягушек» были японские укрепления, огневые точки, бункеры и траншеи, которые было сложно уничтожить артиллерийским огнём или пехотным штурмом. Matilda Frog стала идеальным оружием для "зачистки" таких укреплений, так как была практически неуязвима для японских противотанковых орудий.

Matilda Murray

Внешне Matilda Murray не отличалась от своего предшественника. Исторических фото, к сожалению, не сохранилось;
Внешне Matilda Murray не отличалась от своего предшественника. Исторических фото, к сожалению, не сохранилось;

Австралийцам настолько понравилась Matilda Frog, что они решили её модернизировать, заменив газовую систему выброса огнесмеси на пороховую. Это позволило повысить темп стрельбы, но с окончанием Второй Мировой войны необходимость в новом огнемётном танке отпала. Был построен всего один прототип.

Wasp и Wasp II

Wasp (Оса) стала результатом объединённых усилий британского PWD и канадских инженеров. За основу взяли британский бронетранспортёр Universal Carrier, созданный на базе лёгкого танка Vickers:

-19

В качестве вооружения выступала огнемётная система Ronson с боезапасом 340 литров огнесмеси. Всего было 3 основные модели:

Wasp Mk I;
Wasp Mk I;

🔥 Wasp Mk I — первый британский вариант, в котором огнемёт был закреплён неподвижно, а прицеливание выполнялось поворотом корпуса. С учётом небольшой дальности стрельбы (75 метров), это была далеко не самая эффективная боевая единица, и применялась чаще не в боях, а для обучения личного состава.

🔥 Wasp Mk II — второй британский вариант, получивший возможность горизонтального наведения и дальность огнеметания до 145 метров.

Wasp Mk IIC;
Wasp Mk IIC;

🔥 Wasp Mk IIC — канадский вариант, который отличался от обычного Mk II размещением резервуара огнесмеси вне корпуса, что позволило перевозить третьего члена экипажа (стрелка) или дополнительный груз.

Даже крошечный бронетранспортёр, оснащённый огнемётом, может внушить ужас в противников;
Даже крошечный бронетранспортёр, оснащённый огнемётом, может внушить ужас в противников;

Общее количество произведённых Wasp превысило 1000 ед., эти огнемётные бронетранспортёры даже поставлялись в СССР по программе ленд-лиза. Дешёвые и эффективные, Wasp активно применялись для «выкуривания» немцев из дотов, бункеров, блиндажей, траншей и укреплённых зданий на протяжении 1944-1945 годов.

Ram Badger и Sherman Badger

Ram Badger в процессе огнеметания;
Ram Badger в процессе огнеметания;

Британский огнемёт Ronson настолько понравился канадцам, что они решили использовать его для создания собственных огнемётных танков. За основу брали канадский средний танк Ram или же бронетранспортёр на его основе. На башенный погон устанавливали заглушку с командирской башенкой и пулемётом, а огнемёт помещали на место курсового пулемёта:

-26

Также встречались экземпляры с неподвижными бронещитками на башенном погоне, между которыми крепился огнемёт:

-27

После окончания Второй Мировой войны Ram уступил место более массовому американскому M4A2 Sherman, который точно так же переделывали в огнемётный танк:

-28

Заключение

Британские огнемётные танки отличаются смелыми решениями, большим боезапасом и простотой модернизации. Можно ли их назвать лучшими огнемётными танками того времени? Пишите своё мнение в комментариях, а также не забывайте, что на канале есть статьи:

🔥 Огнемётные танки Германии;

🔥 Огнемётные танки СССР — Часть 1 «Техника довоенного периода»;

🔥 Огнемётные танки СССР — Часть 2;

Хочу обратить ваше внимание на то, что подготовка исторических материалов занимает огромное количество времени, поэтому если вам нравится такой формат публикаций, пожалуйста, поддержите развитие канала! Лайки, комментарии, репосты, донаты — всё это позволит мне чаще выпускать исторические статьи. Всех обнял!