Найти в Дзене
Псковская Правда

Не Антон, а Антон Дмитриевич

Оглавление

Они еще помнят, каково это — сидеть за партой и ждать звонка на переменку, ведь несколько лет назад сами были школьниками. Сейчас они ходя на пары и сдают зачеты в университете. Но по-прежнему их можно часто встретить в школе: здесь студенты ПсковГУ, которые обучаются на направлениях «Педагогическое образование», проходят практику, а многие уже работают учителями.

Почему современная молодежь выбирает профессию учителя, как ребята ищут общий язык с детьми и что учитывают в работе со школьниками – делимся историями, которые вдохновляют.

Честность

Анастасия Перлова учится на 5 курсе университета и трудится учителем начальных классов в школе №12.

— Самое интересное в работе для меня — это эмоции детей, их отклик на всё — на количество домашнего задания, на моё объяснение на уроке, на наше общение на переменах, — говорит Анастасия. – А как они удивились, когда узнали, что я еще учусь в университете! Сейчас, когда я рассказываю им про свою учёбу, они желают мне хороших оценок.

Работать в школе студентка начала на 4 курсе в рамках проекта непрерывной практики: хотела попробовать себя в профессии, которую выбрала. По словам Анастасии, самое сложное в работе — документация: список класса с информацией о родителях, сбор справок.

— В первый год было непривычно работать с электронным журналом, нужно было научиться многому, — отметила студентка. – Постепенно все сложилось: выстроили диалог с родителями, коллеги помогали и направляли. Я очень рада, что пришла в дружный коллектив школы №12.

Анастасия считает, что в общении с детьми важны честность, настойчивость и терпеливость. Тогда, по мнению студентки, дети стараются прислушиваться к учителю и доверяют ему.

Внимательность

После производственной практики студент физмата Пётр Щукин решил познакомиться с профессией учителя ближе и пошел преподавать математику в Естественно-математический лицей №20.

По словам юноши, работа с детьми — непростой, важный и особенный труд; к каждому нужно уметь находить подход и быть особенно внимательным.

— У меня есть один ученик, который в тетради всё прекрасно пишет, решает, как надо, и оформляет правильно. А к доске выходит — теряется. Почему так происходит, он объяснить не может, — поделился студент. — Я обратился к своим товарищам, и мне подсказали, что очень часто дети боятся совершить ошибку. В итоге с этим учеником я поступаю так: вызываю к доске его и второго ученика. Пока я спрашиваю второго, «молчун» уже всё решил, и я просто объясняю классу, что он сделал.

В вопросах совмещения работы и учебы Петру очень помогает администрация школы: сотрудники идут навстречу и подстраивают расписание занятий под расписание в вузе.

Главной трудностью, по мнению студента, является поддержание дисциплины на уроке: «объяснить — не проблема, проблема — сделать так, чтобы вас слушали учащиеся».

— Важно показать учащимся, что ход урока всегда у вас под контролем. Вы должны излучать непоколебимую уверенность, — добавил педагог. — В остальном всегда стараюсь им помочь и повторяю, что я пришёл к ним, чтобы учить.

Заинтересованность

Виктория Григорьева так же, как и Петр, после практики в школе поняла, что хочет продолжить обучать школьников математике.

— Мне очень нравится передавать знания, приходить в школу и видеть заинтересованные и полные любопытства лица детей, — подчеркнула девушка. — Приятно работать, когда видишь, что детям нравится твой предмет, и они даже соревнуются между собой в поисках решения задач. Даже на переменах могут подойти и рассказать о своих мыслях по поводу какого-либо задания.

Студентка подчеркнула, что на занятиях ей помогли знания, полученные на парах по психологии и методике преподавания математики.

— Благодаря этим знаниям и некоторым психологическим приёмам я смогла настроить классы на рабочий настрой и хорошие взаимоотношения, — подчеркнула Виктория.

Призвание

Антон Чижиков учится на втором курсе направления «Педагогическое образование с двумя профилями подготовки (История и обществознание)». По словам юноши, решение работать в школе он принял уже в старших классах.

— Школа стала для меня вторым домом, — отметил студент. — Мне повезло с учителями, которые относились к нам, как к своим собственным детям: к ним можно было обратиться как по поводу разъяснения недопонятой темы, так и с житейским вопросом. И чем ближе становилось время ЕГЭ, тем более отчетливо становилось ясно, что я не хочу насовсем расставаться со школой и хочу вернуться сюда работать. Поэтому я без особых раздумий взял целевое направление от своей школы и пошел учиться на учителя истории и обществознания.

Сейчас Антон проходит непрерывную практику в родной школе №18.

— Главной сложностью для меня стало то, что многие дети помнят меня еще как Антона, школьного активиста и товарища, и не сразу могут перестроиться, что перед ними уже Антон Дмитриевич, их учитель, — поделился педагог. — Но мы над этим работаем. Главное — не перегнуть палку, а остаться для них старшим товарищем, которого не боятся, а уважают. Поэтому я строг, но справедлив. Сразу обговорил с детьми все аспекты нашей с ними работы: заслужил двойку – получи, но, если есть желание ее исправить, я всегда пойду навстречу.

Антон уверен: профессия учителя — интересный и ответственный труд, ведь именно он формирует неокрепшие умы и способствует воспитанию «нового» человека. Главное для молодых специалистов, считает юноша, — не бояться сделать первый шаг в профессию.

— Первое время очень тяжело совмещать учебу и работу в школе, но постепенно все налаживается, и ты начинаешь получать удовольствие от работы, особенно когда видишь искреннюю заинтересованность учеников твоим предметом, — добавил студент.

Любовь

Третьекурсница направления «Психология» Мария Чумакина работает воспитателем в Центре лечебной педагогики.

— Я пришла сюда как волонтер и сразу поняла, что тут останусь, — рассказала студентка. — Мое давнее желание работать с детьми было осознанным, но в ЦЛП оно обрело настоящий смысл. Я увидела, какую огромную поддержку мы можем оказать детям и их семьям и насколько ценен для них наш труд.

По словам девушки, ее поразили прямота, чистота эмоций и честность в восприятии мира ребят. Помогать детям и при этом учиться у них искренности — это то, что делает работу в Центре особенной, уверена Мария.

— Мне вспоминается мой второй день в ЦЛП как волонтера. Мы провели с детьми «Веселые старты», а после было неформальное общение: мы слушали музыку, пели вместе. И в этот момент один из учеников не просто стал подпевать, а решил посвятить песню лично мне! А следом за этим — совершенно неожиданно и очень трогательно — он встал на одно колено, изобразив классическое предложение руки и сердца, — поделилась студентка. – Тогда я особенно остро почувствовала, какую искреннюю и особенную связь мы можем создавать с детьми. Это был знак чистого доверия и симпатии, который я запомню надолго.

Девушка призналась, что поначалу было сложно понять уникальный «язык» ребенка: какие жесты, звуки или действия что означают, что его успокаивает, а что, наоборот, может расстроить. Это, по словам Марии, вызывало страх и неуверенность.

— Самое главное, что помогло преодолеть все барьеры, — это углубление наших с детьми отношений. Страх уступил место уверенности тогда, когда я не просто работала с ними, а когда мы по-настоящему подружились. Появилось взаимное доверие, — отметила девушка. — Я поняла, что искренняя любовь и принятие — это тот самый фундамент, который позволяет преодолеть любые недопонимания. Я выстраиваю взаимодействие с детьми, в первую очередь, на основе безусловного принятия и искренней любви. Пока у меня не так много профессионального опыта, но я твердо уверена, что фундаментом любых отношений с ребенком является именно это чувство. Я стараюсь создать для них безопасное, доверительное пространство, где они чувствуют, что их любят и ценят просто за то, что они есть.

Мария уверена: главное в этой работе — искренне любить детей. Любить и быть честными с ними, быть настоящим, открытым человеком. По словам студентки, любовь, уважение и честность — это универсальный язык, который понимают все дети без исключения. Именно эти чувства создают ту безопасную среду, в которой ребенок может раскрыться, довериться и начать развиваться.