Тамагочи возвращаются. Среди россиян вырос спрос на игры и игрушки прошлых десятилетий. Причём молодые люди активно интересуются не только тем, во что сами играли в детстве, но и раритетными уже фигурками персонажей советских мультфильмов, и первыми электронными головоломками, о которых мечтали ещё их родители. Сколько сегодня покупатели готовы отдать за «Тетрис» и «Электронику», выясняла Екатерина Косинец.
Ищите подарок для 20-летнего? Закрывайте сайты с современными гаджетами! С высокой степенью вероятности молодых людей больше порадуют игры из прошлого. Маркетплейсы отмечают рост спроса на винтаж, ретро и уже откровенную архаику. И да, если вам кажется, что серия бегемотиков в "Киндер-сюрпризах" вышла буквально позавчера, то разочаруем: тем, кто родился после её выхода, уже за 30. Кстати, сегодня полную коллекцию можно купить через сайт объявлений примерно за 1500 рублей.
Цена консоли с двухмерным чёрно-белым изображением, где волк ловит яйца, сегодня доходит до 10 тысяч рублей. Фанаты платят за аутентичность. Потому что современный аналог с цветным экраном и не одной, а десятками игр стоит в интернет-магазине всего тысячу с небольшим. Бюджетнее – тетрис. Он обойдётся рублей в 500.
Вместо спиннеров в 90-е дети раскручивали автомобильные подшипники. Но индустрия уже начинала предлагать простые вещи в коммерческом исполнении – так практически каждый ребёнок мечтал об "андамании" – разноцветной пластиковой пружинке, которая «умела» шагать вниз по ступенькам. И сегодня такие игрушки есть почти в каждом детском магазине. А на маркетплейсах их вариаций – такое большое количество, что цена начинается от 100 рублей.
Возросший интерес к играм прошлого – не просто ностальгия. Это – только одно из проявлений глобального процесса: молодёжь пресытилась быстрым дофамином и стремится к замедлению, говорит кандидат психологических наук Светлана Колосова.
КОЛОСОВА: Вопрос касается не только ретроигрушек, но и ретрокниг, сказок, песен, предметов обихода. Путешествия не на новомодные курорты, а в санатории-профилактории – казалось бы, что там весёлого? В настоящий момент мы фиксируем желание молодых людей чуть-чуть приостановить гонку за «успешным успехом», за быстрым образованием. Фиксируется очень приятный тренд пожить с родителями подольше или регулярно с ними встречаться, ходить в ресторан, ездить к бабушке.
Кстати, социологи отмечают возросший спрос на курсы по садоводству, вязанию и кулинарии. Одновременно фиксируют снижение интереса к фитнес-программам. И это свидетельствует об очень позитивных процессах в обществе, продолжает Светлана Колосова.
КОЛОСОВА: Только на скорости, только на потреблении, только на хайпе и следовании моде не возникает ощущения, что ты проживаешь эту жизнь. Возникает ощущение, что ты за ней смотришь, что ты подглядываешь за кем-то, и возникает ощущение, что ты лично выпадаешь – с твоей-то жизнью. Когда человек хочет замедляться, когда человек хочет попробовать что-то посмотреть и почувствовать то, что было популярно у отцов, у дедов, и, более того, находит в этом удовольствие, вот это говорит о том, что общество вполне себе здоровое.
А значит, в таком обществе лучшим подарком будет, к примеру, что-то рукотворное (хотя молодёжь, скорее, назовёт это словом «крафтовое»). Подписки на курсы кройки и шитья, экскурсии по историческим местам и, разумеется, игры 90-х – что-то из того времени, когда на вопрос учителя русского языка «Какие ты знаешь приставки?» школьники шутили: "Sega, Super Nintendo, ну, и вот это, конечно":
"Денди, денди! Мы все любим Денди! Денди – играют все!"