Найти в Дзене
Марсель Македонский

«Зардоз»: Шон Коннери в красном подгузнике и с косичкой. Что могло пойти не так?

Оглавление
Мне подчиняются многие из персонажей, которых вы увидите. Но и сам я придуман кем-то ради вашего развлечения и забавы. А вы сами? Несчастные создания! Кто вылепил вас из глины? Неужто, бог тоже в шоу-бизнесе?
«Зардоз»

Здравствуйте, коллеги-киноманы. Пересмотрел я «Зардоз», который наглядно демонстрирует, как бы выглядел мир, если бы Шон Коннери решил стать брутальным аватаром Будды в кожаных сапогах и набедренной повязке. Этот фильм можно с равной уверенностью назвать как самым безумным творением 70-х, так и совершенно гениальной лентой. Да здравствуют 70-е: кодекс Хейса уже пал, а продюсерское кино ещё не пришло! Авторы рулили!

Сюжет: когда препараты встретили философию

Представьте: 2293 год. По небу летит гигантская каменная голова — Зардоз. Она периодически изрыгает изо рта ружья и пули. Ей поклоняются воины-«Истребители», которые носят маски, красные трусы и слушаются Зеда (Шон Коннери).

И вот Зед решает прокатиться внутри этой головы. Он попадает в «Вортикс» — место, где бессмертные жители так устали от вечности, что предпочли бы посмотреть на стену, лишь бы не слушать ещё одну лекцию о смысле бытия. Серьёзно, их жизнь настолько же захватывающая, как выцветшие обои.

Почему это гениально (или нет)?

Диалоги, которые врезаются в память. Услышав фразу «Пенис — зло, а ружьё — добро», вы уже никогда не сможете спокойно покупать бананы (хотя банан порой — просто банан).

Визуальный ряд, у которого сорвало тормоза. Летающая голова, кристальные шары, говорящие как голоса из GPS, и бессмертные в одеждах, скопированные из каталога «Эзотерика для чайников». Это тот случай, когда небольшой бюджет пытался изобразить высокие идеи

-2

Идеи, которые не поместились бы даже в Утопии. Режиссёр Джон Бурмен (он же, кстати, сценарист и продюсер), видимо, решил: «А что, если смешать „Повелителя мух“, „Заводной апельсин“ и рекламу нижнего белья?» Получился «Зардоз» — фильм, где одна половина зрителей ищет скрытые смыслы, а вторая — просто не может оторваться от наряда Коннери. Кстати, искать смыслы неискушённой публике 70-х явно было непросто: чуть сосредоточишься на сюжете — в кадре сразу появляются женщины, которые забыли одеться.

Кому стоит смотреть?

Любителям абсурда, сюрреализма и гротеска — однозначно. Особенно тем, кто умеет в абсурде и гротеске обращать внимания не только на женщин в костюме Евы.

Фанатам Коннери. Чтобы понять, на какие профессиональные риски актёр шёл, чтобы ассоциироваться у зрителя не только с Бондом. В фильме, кстати, есть кадр, в котором артист стреляет в камеру — отсылка к заставке об агенте 007.

-3

Тем, кто уверен, что видел всё. Вот вам летающий каменный идол, раздающий оружие. Вот вам красные подгузники как писк моды. А также старение как наказание, апатия как диагноз, невозможность умереть как расплата за божественную жизнь.

Финал, который всё расставляет по местам

Без спойлеров. Всё заканчивается так, как и должно закончиться в мире, где главный герой сражается с системой, одетый как взрослый младенец на карнавале. Вы либо возненавидите «Зардоз» всем сердцем, либо будете пересматривать его каждые пять лет, говоря: «Это же шедевр! Ну, может, кроме подгузника».

И вместо итога

«Зардоз» — это как прыжок в пустоту без парашюта, но с криком «За свободу!». Страшно, смешно и незабываемо.

Благодарю за внимание.

-4