Найти в Дзене
Hyundai XTeer

Когда в России будет собственный институт сертификации автомасел?

В последние годы ситуация на российском рынке смазочных материалов красноречиво демонстрирует одну любопытную вещь. Оказывается, импортозамещать необходимо не только сами товары, но и системы их стандартизации и сертификации. Рынок автомасел оказался как раз той областью, где зависимость от зарубежных стандартов бьет по карману и потребителей, и производителей особенно сильно. Мы уже объясняли в отдельной статье, почему российские автомасла остались без сертификатов качества международного уровня. На недавно прошедшей в Москве конференции «Смазочные материалы 2025» этот вопрос поднимался вновь и вновь. Звучали правильные слова о необходимости собственной системы сертификации, восстановлении сырьевой базы и модернизации испытаний. Но ключевой вопрос остается открытым: когда инициативы претворятся в жизнь? На конференции эксперты сошлись в единодушном мнении: без собственной, независимой системы стандартов и сертификации российскому рынку смазочных материалов не обойтись. Леонид Багдаса
Оглавление

В последние годы ситуация на российском рынке смазочных материалов красноречиво демонстрирует одну любопытную вещь. Оказывается, импортозамещать необходимо не только сами товары, но и системы их стандартизации и сертификации. Рынок автомасел оказался как раз той областью, где зависимость от зарубежных стандартов бьет по карману и потребителей, и производителей особенно сильно.

Мы уже объясняли в отдельной статье, почему российские автомасла остались без сертификатов качества международного уровня. На недавно прошедшей в Москве конференции «Смазочные материалы 2025» этот вопрос поднимался вновь и вновь. Звучали правильные слова о необходимости собственной системы сертификации, восстановлении сырьевой базы и модернизации испытаний. Но ключевой вопрос остается открытым: когда инициативы претворятся в жизнь?

Ну, когда же в России будет свой институт сертификации масел уровня API?
Ну, когда же в России будет свой институт сертификации масел уровня API?

Разговоры vs. Реальность: что сказали эксперты

На конференции эксперты сошлись в единодушном мнении: без собственной, независимой системы стандартов и сертификации российскому рынку смазочных материалов не обойтись.

Леонид Багдасаров, доцент кафедры химии и технологии смазочных материалов РГУ нефти и газа им. Губкина, и другие специалисты отмечали, что слепое копирование зарубежных спецификаций (API*, ACEA) в новых условиях не работает. Нужны стандарты, адаптированные под российские двигатели, климат и качество топлива.

Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин неоднократно подчеркивал, что собственная система сертификации – это, прежде всего, защита прав потребителей. Автовладелец должен быть уверен, что купленное масло с отечественной маркировкой точно соответствует заявленным характеристикам и не навредит двигателю.

Алексей Телепень, ведущий эксперт-технолог ООО «ИЭС Инжиниринг и Консалтинг», говорил о технологической стороне вопроса – необходимости усовершенствовать и привести к единому знаменателю методы испытаний.

Сертификация масел стала одной из ключевых тем конференции "Смазочные материалы 2025".
Сертификация масел стала одной из ключевых тем конференции "Смазочные материалы 2025".

Казалось бы, консолидация мнений есть. Но когда же все, о чем говорят уже несколько лет, выйдет за рамки профессиональной дискуссии и станет реальностью?

ИНТИ: большой проект на бумаге

Главной структурой, которая должна претворить эти разговоры в жизнь, выступает Институт нефтегазовых технологических инициатив (ИНТИ). Проект, безусловно, амбициозный и комплексный.

Согласно представленной информации, ИНТИ позиционируется как центральное звено в экосистеме технологического суверенитета, курируемое в рамках национальных проектов. Его задача создать замкнутую систему: от разработки отечественных стандартов (как альтернативы API, ASME, ASTM) через отраслевые площадки испытаний до внедрения технологий на специальных полигонах.

Конкретно для моторных масел при ИНТИ уже создан Комитет 120 по химическим технологиям, в который вошли все ключевые игроки: нефтяные компании, производители авто, научные институты и изготовители присадок.

Их план выглядит логично:

  1. Разработать единый стандарт на систему сертификации и методики испытаний (срок — 2025 год).
  2. Утвердить стандарт (также в 2025 году).
  3. Создать сеть аккредитованных органов по сертификации и испытательных центров.
  4. Наладить систему мониторинга рынка и образовательные программы для производителей.

На бумаге все идеально. Но именно здесь мы сталкиваемся с главным «НО».

Вопрос сертификации моторных мсел в профессиональном сообществе обсуждается вновь и вновь...
Вопрос сертификации моторных мсел в профессиональном сообществе обсуждается вновь и вновь...

Главное препятствие: испытательная база

Именно в этом пункте громкие инициативы спотыкаются о суровую реальность. В России действительно есть организации, заявляющие, то могут проводить испытания масел, например, ООО НТЦ «ЦЕЛЬСИЙ-ПРОФ» и другие лаборатории. Однако проблема в их мощности и оснащении. Например, чтобы испытать масло для нового двигателя Mersedes Benz, нужно, чтобы в испытывающей лаборатории был этот двигатель. Ничего подобного, конечно же, пока нет. Протестировать масло для ВАЗ, ГАЗ и Камаз – не проблема. А как быть с современным автопарком Европы, Азии и США – совершенно не понятно.

Актуальные международные спецификации API и ACEA требуют проведения дорогостоящих стендовых (моторных) испытаний на новых импортных двигателях. Это «золотой стандарт», который и доказывает, что масло работает в реальных условиях. В России такой испытательной базы, которая была бы ориентирована на зарубежные стандарты, никогда не было. А та, которая имеется, сильно устарела и требует серьезной модернизации и переориентации.

Создание с нуля или глубокая модернизация испытательных стендов – это вопрос не только финансирования, но и времени, и кадров. Пока что ни один центр в стране не может предложить полномасштабный комплекс испытаний, аналогичный тому, который предлагает, а до этого десятилетиями формировал Американского института нефти (API). Сформированная же на имеющейся устаревшей базе система сертификации рискует оказаться неполноценной и не завоевать доверия ни у автопроизводителей, ни у потребителей.

Фото с конференции "Смазочные материалы 2025".
Фото с конференции "Смазочные материалы 2025".

Ждем дальше?

Таким образом, ситуация на сегодняшний день выглядит парадоксально:

  • Есть понимание необходимости на всех уровнях.
  • Есть готовый проект (ИНТИ) с прописанной дорожной картой и сроками.
  • Но нет ключевого элемента – современной испытательной базы, способной проводить испытания мирового уровня на двигателях автомобилей новых поколений.

2025 год, обозначенный как срок для утверждения стандарта, выглядит чрезвычайно амбициозно. За оставшееся время предстоит совершить титаническую работу: не только написать документы, но и фактически создать с нуля новую отрасль испытаний.

Инициативы, безусловно, прекрасны и необходимы. Но до момента, когда на канистре с моторным маслом будет стоять отечественный знак качества, которому безоговорочно доверяют, еще далеко. Пока что все остается на стадии большого и важного, но все же проекта. Автолюбителям и участникам рынка придется набраться терпения и следить за тем, чтобы громкие заявления начали подкрепляться не менее громкими делами.

* Подробнее о сертификации моторных масел API читайте здесь.