Найти в Дзене
Журнал МУЗилка

Юбилеи в один день. Какие песни на стихи Есенина написал Алексей Горшенев.

К 50-летию Алексея Горшенева и 130-летию со дня рождения Сергея Есенина. 3 октября в этом году – день богатый на юбилеи известных людей в мире культуры. Внимание литературной общественности приковано к 130-летию со дня рождения классика русской литературы, поэта серебренного века Сергея Александровича Есенина. На этом канале, посвященном музыкальной тематике, его имя фигурировало неоднократно, ведь Есенин, пожалуй, самый популярный у композиторов поэт-классик, на чьи стихи написано огромное количество песен музыкантами разных жанров и эпох. В их числе юбиляр этого дня. Творческой нитью с классиком оказался связан рожденный в тот же день носитель знаковой для русского рока фамилии Горшенев. Речь о младшем из братьев Горшеневых – Алексее. В день 130-летия со дня рождения классика, основателю группы «Кукрыниксы» и «Горшенев» стукнул полтинник. Отметить оба юбилея канал «Журнал МУЗилка» решил рассказом о песнях, которые композитор Алексей Горшенев написал на стихи Сергея Есенина, а таковых
Оглавление

К 50-летию Алексея Горшенева и 130-летию со дня рождения Сергея Есенина.

3 октября в этом году – день богатый на юбилеи известных людей в мире культуры. Внимание литературной общественности приковано к 130-летию со дня рождения классика русской литературы, поэта серебренного века Сергея Александровича Есенина. На этом канале, посвященном музыкальной тематике, его имя фигурировало неоднократно, ведь Есенин, пожалуй, самый популярный у композиторов поэт-классик, на чьи стихи написано огромное количество песен музыкантами разных жанров и эпох. В их числе юбиляр этого дня. Творческой нитью с классиком оказался связан рожденный в тот же день носитель знаковой для русского рока фамилии Горшенев. Речь о младшем из братьев Горшеневых – Алексее. В день 130-летия со дня рождения классика, основателю группы «Кукрыниксы» и «Горшенев» стукнул полтинник.

Отметить оба юбилея канал «Журнал МУЗилка» решил рассказом о песнях, которые композитор Алексей Горшенев написал на стихи Сергея Есенина, а таковых – много. На разных этапах, в разных формациях и проектах Алексей неоднократно обращался к творчеству классика, выпустил два сольных альбома, основанных на его поэзии.

«Младший брат»

3 октября 1975 года в семье военного Юрия Горшенева произошло пополнение, на свет появился второй сын, которого назвали Лешей. Старшенькому, Мише, будущей легенде русского рока и панка по кличке «Горшок», тогда было два годика. Ввиду профессии отца - военного семья часто переезжала с место на место. Первые годы жизни Алексея Горшенева прошли на Дальнем востоке, куда семья с маленьким Мишей на руках перебралась из Ленинградской области, его родной город – Биробиджан в Еврейской автономной области. Какое-то время семья жила в Хабаровске, а потом в связи с очередным переводом отца оказалась в Ленинграде, с которым связана большая часть биографии обоих братьев Горшеневых и истории созданных ими популярнейших рок-групп.

Стать музыкантом и писать песни на стихи Есенина Алексею, как говориться, было «на роду написано».

«Я в музыке родился»,

- говорил Алексей в интервью.

Братьям было у кого унаследовать музыкальные способности. Отец, выбравший серьёзную военную специальность, хоть и не поддерживал увлечение старшего брата роком и панком, в юные годы пел и даже становился лауреатом вокальных конкурсов. Мать и вовсе – профессиональный музыкант, выпускница Петрозаводской консерватории, всю жизнь работала учителем музыки.

-2

Как ни странно, но младший из её сыновей в детские годы большой любви к музыке не испытывал. С подачи родителей мальчика учили играть на аккордеоне, однако занятия не вызывали у него интереса. С годами отношения поменялось, Леша проникся музыкой, стал сам учиться играть на гитаре и сочинять мелодии.

К рок-музыке Алексей пристрастился под влиянием старшего брата, который приобщил его к панк-тусовке и пригласил играть в созданной им группе. Музыкальный путь младший брат «Горшка» начинал как барабанщик, на этой позиции он два года играл в «Короле и шуте». Также некоторое время был ударником в дружественной «КиШу» малоизвестной панк-группе «Вибратор».

В рокерских кругах у Алексея, как и у его старшего брата, прослывшего «Горшком», и у других участников группы, было прозвище – «Ягода», которое он придумал себе сам.

Начав музыкантский путь в панк-роке, Алексей Горшенев позже в интервью признавался, что сам он по мировоззрению и мироощущению к панкам себя никогда не относил. Хотя его собственный коллектив «Кукрыниксы» изначально создавался и позиционировался как панк-рок группа, уже после первого альбома музыканты ушли в другую стилистику – альтернативного рока с элементами готики и пост-панка.

Группу «Кукрыниксы» Алексей Горшенев основал, вернувшись из армии в 1997. Для названия нужно было «прикольное слово». Таковым стал коллективный псевдоним группы художников-карикатуристов Кукрыниксы. К ним и к их творчеству Алексей никакого отношения не имел, объясняя название тем, что просто слово «весело звучит».

-3

Под чужим псевдонимом «Кукрыниксы» группа просуществовала 21 год. На позднем этапе её истории, в 2010-х годах, рассказывая историю названия в интервью, Алексей признавался, с годами название перестало казаться ему удачным. В год пятилетней трагической годовщины ухода из жизни его старшего брата – в 2018 – музыкант заявил, что «называться именами чужих людей» - больше не интересно и не актуально. После юбилейного тура в честь 20-летия группы он заявил о роспуске «Кукрыниксов» и организовал новый проект, названный семейной фамилией «Горшенев».

Таким образом младший носитель известной фамилии одновременно подчеркнул себя, как состоявшуюся творческую единицу, выросшую из «Кукрыниксы», и почтил память легендарного брата.

Братья Горшеневы
Братья Горшеневы

Оба брата создали обширное песенное наследие, но если Михаил для песен «Короля и шута» по большей части писал только музыку, работая в соавторстве со своим коллегой и другом Андреем Князевым, то младший Алексей сам писал и стихи для своих песен.

Более того, путь к сочинительству для Алексея начался именно с поэзии. Осознав в 12 лет интерес к музыке и освоив гитару, он стал придумывать мелодии на собственные стихи и, наоборот, писать слова к написанным мелодиям. А свой первый стих, как следует из упоминания в интервью, Леша написал намного раньше, лет в 7-8, под влиянием поэзии Сергея Есенина, чей томик с ранних лет был настольной книгой мальчугана.

«Свой поэт»: Алексей Горшенев о Сергее Есенине и поэзии.

В интервью Алексея Горшенева и в материалах о музыканте мне не попалось прямых указаний на взаимосвязь любви к поэзии Есенина с датой рождения, музыкант не делал на этом акцента, однако можно предположить, что такое «историческое совпадение» тоже сыграло свою роль. Признаваясь в любви к творчеству классика, Горшенев называет его своим поэтом.

«У каждого человека есть свое кино, свой поэт, свой актер, своя музыка. Вот Сергей Есенин - это мое. Я считаю, что он попал в меня, в мою душу, так как я внутренне на него чем-то похож. Кто-то, возможно, найдет через некоторое время меня своим музыкантом и, возможно, что-то сделает из моего творчества. Я сделал это с Сергеем Есениным. Другого поэта я не вижу»,

- рассказывал музыкант в интервью «Комсомольской правде» в 2012 году.

Рассуждая о поэзии, Алексей Горшенев говорит, что самое важное для него, чтобы читатель мог найти в ней друга, единомышленника и не чувствовал себя одиноким. Таким другом для Алексея Горшенева как читателя стал Сергей Есенин.

«Есенин – мой друг, а значит такой же как я»,

- говорил Алексей Горшенев.

Сочиняя слова к своим песням, Алексей Горшенев из тех авторов , кто обособляет песенный жанр от поэзии, подчеркивая, что в массовой музыке, в легком жанре, тексты порой могут быть глупыми и бессмысленными, а у истинной поэзии - другая задача.

«Есенин – это мягкая, кристальная поэзия, которая доходит до людей с тонкой душевной организацией»,

- так на одном и выступлений Горшенев характеризовал «своего поэтического друга», подчеркивая, что его стихи лучше исполнять в камерной остановке. Поэтому концертные программы группы «Горшенев» с песнями на стихи Есенина зачастую проходят на небольших площадках.

Есенин, Сергей Александрович (1895-1925)
Есенин, Сергей Александрович (1895-1925)

Сергей Есенин, поэт с непростой судьбой, проживший короткую, но яркую жизнь, в своем творчестве многогранен, на разных этапах он предстает «гулякой и скандалистом», глубоким лириком, романтиком, вдохновленным ценителем прекрасного. Недаром его поэтический материал так любим композиторами абсолютно разных жанров. Есенин, действительно, из тех поэтов, который для каждого свой.

У Алексея Горшенева достаточно тонкое и своеобразное понимание поэзии Есенина, музыкант неоднократно подчеркивал, что видит в нём в первую очередь психолога, Есенин – это прежде всего о человеческой душе.

Психологизм Есенина, его «кабацко-хулиганская» и «философско-лирическая» ипостаси органично воплощены в энергичных рок-композициях и камерных акустических балладах композитора и исполнителя Алексея Горшенева.

«Пой же пой, на проклятой гитаре» или просто «Есенин».


Отражением хулиганской ипостаси творчества Есенина считается цикл «Москва кабацкая», написанный им в 1923-1924 годах и опубликованный в одноименном сборники в Ленинграде, из которого некоторые, широко известные ныне произведения были вырезаны. А популярности стихов этого цикла в массах как раз и способствовали песни, на них написанные. Стихотворения из «Москвы кабацкой» обрели много песенных воплощений и оказались особо востребованы композиторами разных жанров.

На стихи из этого цикла написано несколько рок-хитов.

Стихотворение «Да! Теперь решено без возврата» стало основой для песни «Москва» композитора Виталия Скородеда в исполнении его группы «Монгол Шуудан», «Гуляку» положил на музыку лидер группы «Альфа» Сергей Сарычев, и именно его композиторская версия часто воспроизводится в медийном пространстве.

В этом ряду известных хитов русского рока на стихи из «Москвы кабацкой» следует назвать и песню группы «Кукрыниксы», которая официально озаглавлена по фамилии поэта «Есенин». Это одна из ранних, представленных широкой аудитории песен Алексея Горшенева на стихи его любимого поэта.

Первоисточником послужил текст, известный по первой строчке «Пой же, пой на проклятой гитаре». Это одно из четырех стихотворений, издававшихся в берлинском сборнике «Стихи скандалиста». А вот из вышеупомянутого ленинградского издания это стихотворение как раз вырезали.

Литературоведы характеризуют стихотворение как «лирический монолог», выражающий конфликт между внутренним миром поэта и неприятием окружающего общества. Это некий эмоциональный разговор с собой и с миром, завершающийся призывом с решимостью преодолеть трудности. Последний катрен содержит не очень приличное слово, на печати в современных изданиях обычно заменяющееся отточием, в записи песни «Кукрыниксов» использован звук битого стекла.

Песню «Есенин» на основе этого стихотворения Горшенев написал в 2004 году. Текст оригинала использован не полностью, из девяти катренов в песню вошли только шесть, также изменен их порядок, а в первом четверостишье строчки переставлены местами.

«Душа поэта»

Упомянутые два альбома на стихи Есенина музыкант представил в 2012-2013 годах, но не с группой «Кукрыниксы», а сольно. Проект называется "ГОРШЕНЕВ-ЕСЕНИН", однако на некоторых ресурсах он подпсиан "Кукрыниксами".

Дилогию открыла пластинка «Душа поэта».

По словам музыканта, основной задачей альбома было привлечь внимание слушателей к серьёзной поэзии, передать лиричность, драматизм и трагичность стихов Есенина. В альбом вошло 12 песен на стихи, написанные в 1912-1925 года.

-6

В основу большинства песен положены хорошо знакомые литературно-подкованным людям поэтические тексты.

Пожалуй, самое известное стихотворение воплощено в песне под третьим порядковым номером. Называется композиция по первой строчке «Мне осталась одна забава». Стихотворение было написано Есениным в 1923 году во время поездки по Европе и США.

Критики характеризуют произведение как «изумительную вещь» и «горькую исповедь» 28-летнего поэта.

На это стихотворение, также относящееся к циклу «Москва кабацкая» задолго до Горшенева была написана песня, ставшая большим хитом. Музыку к ней сочинил Сергей Беляев, более известный как актер, чем как композитор, а спел – Александр Малинин. Песня Беляева-Малинина называется просто «Забава».

Алексей Горшенев написал на эти стихи другую музыку, дав ему свою интерпретацию. Из оригинального текста музыкант исключил эпитет «смешной». Такое решение он объяснил тем, что в его понимании слово смешной предполагает «веселый подход к жизни», что несовместимо с есенинским «весельем мути».

Открывает альбом песня на ещё один поэтический текст из «Москвы кабацкой» – «Грубым дается радость» 1923 года написания.

Стихотворение «Вечер черные брови насупил» воплощено в атмосферной, роковой композиции, которую Алексей назвал «Дорогая». На эту песню был снят зрелищный видеоклип.

Для одной из песен этого альбома Горшенев выбрал текст, обращенный к образу матери. Материнская тема занимала важное место в творчестве Есенина, ей посвящено несколько творений классика с похожими названиями. Большинству первым делом вспоминаются строки «Ты жива ещё, моя старушка» из «Письма матери», но не менее известно и другое произведение Есенина «Письмо от матери». Именно его и воплотил в песне Алексей Горшенев. Музыкант признавался, что на создание песни его вдохновило чтение этого стихотворения известной актрисой Татьяной Дорониной.

Также на этом альбоме Горшенев под свою музыку спел о «Черном человеке», «Скрипке-метели» и о том, что «Жить нужно проще». Эту песню озаглавила известная строчка из стихотворения «Свищет ветер, серебряный ветер» 1925 года.

Завершает альбом песня «Мертвец» - бойкая и в то же время мрачная рок-композиция, чем-то напоминающая по стилистике родственного автору музыки «Короля и шута».

В качестве текста использован фрагмент стихотворения «Я таким усталым ещё не был», начинающийся со строчек «Много женщин меня любило».

Альбом «Смерть поэта»

Название финальной композиции в «Душе поэта» как будто бы перекидывает мостик ко второй части дилогии, она называется «Смерть поэта». Алексей Горшенев отметил, что выбирал для альбома тексты, в которых Есенин анализирует себя как поэта, размышляет о сути своего дара, о пройденном жизненном и творческом пути. В стихах, ставших основой для этого альбома, чувствуются мотивы «приближающегося финала».

-7

Стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу», ставшее эпилогом цикла «Москва кабацкая», неоднократно вдохновляло композиторов. На альбоме «Горшенев» «Смерть поэта» это стихотворение получило музыкальное воплощение в композиции «Не жалею». Медленная, атмосферная песня с вкрадчивым вокалом, неожиданно, но в то же время органично, преподносит стихотворение классика, раскрывая его глубину.

Песней на этой пластинке стало стихотворение «Мы теперь уходим понемногу», написанное Есениным в 1924 году, после получения известия о гибели знакомого поэта.

Спел Горшенев и «Исповедь самоубийцы» - стихотворение Есенина, созданное в 1912 году под впечатлением от переезда в Москву и впервые опубликованное в 1915, в нём совсем ещё молодой автор «прощается с прошлым». Заглавный образ в нём - лишь метафора, ставшая пророческой.

К раннему творчеству Есенина относится мрачное и трагическое стихотворение 1911 года «К покойнику», посвященное скоропостижно и безвременно скончавшемуся другу Грише. Написанная на его основе песня Горшенева из альбома «Смерть поэта» называется «Покойник».

В некоторых источниках, в подписях и упоминаниях этой песни также присутствует посвящение памяти Михаила Горшенева, что странно хронологически.

Альбом вышел 4 июля 2013 года, то есть в момент работы над песней старший брат композитора был ещё жив. Посвящение если и имело место, то постфактум, либо было придумано поклонниками обоих братьев.

Если верить датировке, то альбом с песнями на стихи, преисполненные образами смерти, вышел в свет за две недели до ухода из жизни его старшего брата, что по-своему трагично и символично. "Горшка" не стало 19 июля 2013.

В аранжировках и манере исполнения песен на Есенинские стихи на этой пластинке местами очень напоминают творчество брата. Казалось бы, дистанция между «Королем и шутом» и Есениным – огромна, они как из разных культурных миров, но фигура младшего Горшенева их объединяет.

В мрачноватой, атмосферной музыке песен альбома «Смерть поэта» строки Есенина раскрываются во всем своём трагизме.

Завершает альбом «Смерть поэта» спокойная композиция, написанная на стихотворение 1925 года, которое поэт Виктор Пеленягрэ неточно процитировал в тексте песни для группы «Любэ». «Несказанное, синее, нежное» - так звучит первая строчка оригинала, песня Алексея Горшенева называется просто по первому слову «Несказанное».

К юбилеям

Выпуская альбом «Смерть поэта» 12 лет назад Горшенев обмолвился, что это его последнее обращение к творчеству Есенина, но это оказалось не так. Буквально на днях, 26 октября, вышла его новая песня на стихи любимого поэта. В композиции «Правда» объединены фрагменты двух произведений Есенина – стихотворения «Жизнь - обман с чарующей тоскою» и поэмы «Инония». Песня приурочена к 130-летию Есенина, а значит в какой-то мере и собственному 50-летию музыканта, рожденного в один день с классиком.

Алексей Горшенев – талантливый музыкант интересной творческой судьбы. В какой-то мере оказавшись в тени легендарного брата, лидера культовой группы, чья популярность с годами только растет, Алексей раскрылся в нескольких творческих проектах и ипостасях, став не менее известным музыкантом и гордо несет семейную фамилию в названии своей группы.

В своей любви к Есенину он раскрылся глубоким ценителем поэзии, с вложенными в неё смыслами и психологизмом. Раздвигая границы культурных пространств и эпох, музыкант через свои песни говорит со слушателями стихами, написанными 100 лет назад, и они звучат актуально, находя своих ценителей в любом поколении, ведь классика вечна.

С юбилеем, Алексей Юрьевич.

Вечная память и слава великому поэту Сергею Есенину.


Материал написан на базе информации из открытых источников.


Спасибо, что дочитали до конца. Буду рад вашим лайкам и подпискам на канал. Слушайте любимых исполнителей, читайте хорошие стихи и помните, что разговоры о музыке всегда субъективны